Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:58, контрольная работа
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Это неотъемлемый элемент надстроечной системы общества, который претерпевает серьезные изменения в процессе развития его политической системы, органов государственного и хозяйственного управления, законодательной и исполнительной власти.
4. КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
НА ПРИМЕРЕ ЧУТПП «СТРОЙТЕРМИНАЛ»
4.1. Задачи, источники и этапы контроля расчетов с покупателями и
заказчиками
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Это неотъемлемый элемент надстроечной системы общества, который претерпевает серьезные изменения в процессе развития его политической системы, органов государственного и хозяйственного управления, законодательной и исполнительной власти.
Контроль дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
Таким образом можно сформировать основную цель контроля, которая состоит в том, чтобы «…объективно изучить фактическое положение дел в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей» [39, с.11].
Г.М.Пупко выделяет следующие основные задачи контроля расчетов с покупателями и заказчиками:
1) Проверка достоверности и законности учётных данных о состоянии расчётов:
2) Соблюдение расчётно–финансовой дисциплины и её влияние на платёжеспособность предприятия;
3) Установление реальности существования, правильное и полное отражение в учете задолженности [31, с.228].
Автор М.С.Шидловская дополняет вышеперечисленные задачи по контролю расчетов с поставщиками и подрядчиками:
4) Проверка состояния расчетов, выявление причин и виновных лиц несвоевременности расчетов;
5) Проверка реальности сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
6) Проверка правильности оплаты (получения) сумм за полученные и реализованные товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы;
7) Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской и кредиторской задолженности в балансе и на забалансовых счетах [44, с. 206].
Источниками информации для проведения контроля расчетов с покупателями и заказчиками являются:
Основными видами контроля являются ревизия и аудит:
Ревизия – это система контрольных действий, осуществляемая по поручению руководителя вышестоящего органа управления ревизионной группой или ревизором за деятельностью подведомственных предприятий и организаций, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении.
Аудит – это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов [39, с.54].
Таким образом в ходе контроля выделяют основные этапы ревизионной работы, которые представлены на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 Основные этапы анализа расчетов с покупателями и заказчиками
Проведение ревизии – это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.
Ревизионная работа состоит из следующих этапов:
В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно (за 3-5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или некомплексную ревизию деятельности предприятия. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы. На основании приказа каждому члену ревизионной группы выписывается командировочное удостоверение с указанием цели командировки.
На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.
Изучение ревизуемого
На основании задач, поставленных
перед ревизией, и изучения материалов,
характеризующих хозяйственно-
Руководитель ревизионной
Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия. Ревизионное обследование является первым этапом проверки непосредственно на месте, и оно позволяет членам ревизионной группы (ревизору) установить недостатки в работе предприятия. В начале ревизии следует проводить контрольные инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с составлением актов взаимных сверок расчетов [Приложение акт сверки], в ходе которых выявляются те или иные нарушения, недостатки или расхождения в документальных данных. До начала проведения документальной ревизии рекомендуется ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета.
После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.
Для систематизации материалов ревизии
ревизор должен иметь рабочую
тетрадь, в которой регистрируются
вскрытые факты нарушений, злоупотреблений
и другие недостатки в работе предприятия.
Регистрация установленных
На последующих этапах ревизионного процесса оформляются материалы ревизии, реализуются материалы ревизии и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии [31, с. 35-36].
Этапы проведения ревизии бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, а также перечень вопросов, подлежащих рассмотрению и источники информации можно представить в виде таблицы, приведенной в приложении Б.
4.2. Проверка состояния расчетов с покупателями и заказчиками
Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться ревизор при проверке расчетов с покупателями и заказчиками являются:
Основными целями проверки расчетов с покупателями и заказчиками является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативных документов, ее соответствии учетной политике, а также установление правильности ведения расчетов с поставщиками и покупателями. От их реальности зависят результаты деятельности предприятия, его платежеспособность. Прежде всего, уверенность в достоверности показателей о состоянии расчетов необходима для всех пользователей отчетности, а также для самого предприятия с целью планирования дальнейшей своей деятельности, налаживания связей с покупателями и заказчиками [31, с.228].
Перед началом проведения проверки расчетов с покупателями и заказчиками ревизору необходимо определить перечень вопросов, подлежащих проверке:
1) качество составления договоров (каков порядок расчетов, порядок поставки товаров, чьим транспортом, требования к таре и упаковке, цены на товары, сроки оплаты, страхование груза, срок действия договора, имущественная ответственность сторон, порядок изменения и расторжения договора, подписи лиц, участвующих в заключении договоров);
2) наличие претензий за
3) соблюдение платежной дисциплины, установленной очередности платежей;
4) нарушение сроков оплаты;
5) сроки возникновения
6) виды дебиторской и
7) структура дебиторской и кредиторской задолженности;
8) соблюдение сроков исковой давности;
9) законность и обоснованность безнадежных долгов;
10) соответствие остатков, показанных в балансе, данным Главной книги, данным учетных регистров и их достоверность;
11) законность и целесообразность расчетных операций, их отражение в учете;
12) обоснованность сумм, числящихся на счетах по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
13) организация сверки расчетов и качество актов сверки;
14) постановка аналитического и синтетического учета;
15) инвентаризация расчетов и отражение ее результатов [44, с.209-211].
Проверка начинается с приказа о назначении комплексной или некомплексной проверки. В первую очередь следует установить, производилась ли на предприятии инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками и ознакомиться с ее результатами. Выявление просроченной дебиторской задолженности для работы с сомнительными долгами и подтверждающих балансовых данных на определенную дату – это основная задача инвентаризации задолженности. Она проводится для того, чтобы соблюсти принцип консервативности, не завысить активы предприятия и не ввести пользователя в заблуждение. В международной практике распространена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности аудиторами. При этом акты сверки на бланке предприятия за подписью ответственных лиц направляются дебиторам кредиторамм с указанием в качестве обратного адреса почтовых реквизитов аудиторской компании. Это дает аудитору уверенность в полноте отражения и правильности оценки задолженностей.
Информация о работе Контроль расчетов с покупателями и заказчиками