Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности фирмы является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма.

Содержание

1. Конкурентоспособность фирмы в условиях рыночной
экономики ................................................................................................... 5
2. Методы определения конкурентоспособности фирмы................13
3. Подсистемы управления конкурентоспособностью….................18
Заключение ..................................................................................................25
Список использованной литературы.....................................26

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 112.56 Кб (Скачать)

В общем виде механизм функционирования (управления) конкурентоспособностью  включает систему целей, принципов,  задач, функций и методов обеспечения  конкурентоспособности.

Основной целью управления  конкурентоспособностью  продукции является адаптация  продукции к требованиям конкретного  рынка по соотношению «качество-цена»6. Решения по такой адаптации принимаются аппаратом управления при помощи механизма функционирования (управления)  конкурентоспособностью.

Принципами обеспечения  конкурентоспособности  являются:

Ориентация на потребителя. Выжить на рынке могут только те фирмы, которые представляют своему потенциальному потребителю лучшую продукцию, чем их конкуренты. Поэтому основная задача каждой фирмы всегда должна заключаться в удовлетворении требований потребителя. Продукция, не удовлетворяющая этим требованиям, перестает пользоваться спросом, а фирмы рано или поздно становятся банкротами. Поэтому стратегия деятельности фирмы должна быть направлена на обеспечение высокого качества своей продукции, являющегося основной составляющей  конкурентоспособности.

Ориентация на продукцию. Если в качестве стратегической цели фирмы рассматривать удовлетворение требований потребителя, то оказывается, что выпускаемая продукция или оказываемые услуги являются решающим фактором в достижении этой цели, то есть тактикой. Такая тактика предполагает создание товаров, соответствующих требованиям рынка, для чего необходимо тщательно исследовать последний. Поэтому обеспечение  конкурентоспособности предполагает изучение требований потенциального потребителя, условий эксплуатации создаваемых изделий, тщательные и всесторонние испытания, сведение к минимуму трудностей, с которыми может встретиться потребитель в период эксплуатации изделия.

Все эти положения очевидны. Тем  не менее трудности со сбытом  продукции сводятся в той или  иной мере к следующим ошибкам:

  • неполный учет всех эксплуатационных требований к изделию при его проектировании;
  • недостаточные испытания в процессе отработки, не позволяющие выявить потенциальные недостатки изделия;
  • отсутствие или недостаточность инструктажа потребителя;
  • отсутствие системы сбора информации о работе изделия в эксплуатации.

Понимание каждым работником фирмы того, что продукция должна удовлетворять потребителя больше, чем аналогичная продукция конкурентов. Те фирмы, которые провозгласили лозунг «Конкурентоспособность – дело каждого члена трудового коллектива», добиваются хороших результатов, а те, которые поручили это дело службе маркетинга, действуют не столь успешно. В сферу определения полномочий и ответственности за обеспечение конкурентоспособности по всему технологическому циклу изготовления продукции должны быть вовлечены все сотрудники фирмы, начиная с рабочих и заканчивая руководителями высшего уровня. Добиться их активного участия в обеспечении конкурентоспособности – одна из главных задач администрации. Управление качеством и издержками – один из лучших известных ныне способов стимулирования работы персонала. Установлено, что если даже просто обратить внимание работников на эти факторы, они уже начинают активнее участвовать в достижении целей фирмы. А если разработать систему стимулирования, то отдача будет гораздо больше. Важно, чтобы каждый работник фирмы в деле обеспечения  конкурентоспособности знал, что от него требуется; обладал способностью, желанием и возможностью сделать то, что от него требуется; выполнял свои обязанности удовлетворительно; контролировался в этих вопросах.

Все это создает определенный  интерес у работников к проблеме  обеспечения  конкурентоспособности.  Но чтобы появился интерес  к совместной работе, чтобы это  сотрудничество, придать ему постоянный  характер, необходимо иметь соответствующие  средства.

Ориентация на перспективу. Базой обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции является стандартизация и унификация. Применение стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц

позволяет снизить издержки на их изготовление, повысить качество, сократить применяемую  номенклатуру и уровень запасов. Наличие унифицированных деталей  и узлов обеспечивает более плавный  переход на новые модификации  изделий. Это позволяет поддерживать прибыль и доход на стабильном уровне.

Непрерывность. Обеспечение конкурентоспособности продукции не может быть актом единовременным. Динамичность рыночной конъюнктуры требует проведения систематических мероприятий по повышению научно-технического уровня и качества продукции,  а также снижению затрат на ее производство и реализацию. Поэтому процесс управления  конкурентоспособностью должен быть непрерывным.

Успешная реализация цели по  обеспечению  конкурентоспособности  на фирме зависит от того, как  она разбита на подцели и  задачи. В общем случае алгоритм  структуризации целей на подцели  и задачи включает их конкретизацию  в технико-экономических показателях  работы предприятия и его структурных  подразделений и формирование  основных проблем, требующих своего  решения в сфере обеспечения   конкурентоспособности. Состав этих  задач определяется факторами,  обеспечивающими требуемый уровень   конкурентоспособности.

Наиболее важной частью механизма  управления  конкурентоспособностью  являются функции и методы  обеспечения  конкурентоспособности.  Под функциями понимаются обособившиеся  виды деятельности, порождаемые  разделением труда и направленные  на достижения  конкурентоспособности.  Поэтому процесс обеспечения   конкурентоспособности выступает  как система функций, выполняемая  различными структурными подразделениями.

 

В состав функций входят:

  • прогнозирование  конкурентоспособности продукции, работ, услуг – выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции; выявление научно-технических и экономических возможностей удовлетворения перспективных требований потребителей; установление показателей  конкурентоспособности при разработки перспективных видов продукции.
  • нормирование требований к  конкурентоспособности – производится путем установления в нормативно-технической документации регламентированных значений показателей качества и себестоимости изготовления и реализации продукции; для этого необходимо выбрать номенклатуру показателей качества и себестоимости продукции, произвести их оптимизацию и установить допустимые отклонения нормируемого значения показателя от номинального значения.
  • аттестация и сертификация продукции – объективная оценка уровня качества продукции и технологических процессов ее изготовления. Основными задачами фирмы в данной области являются:
  • обеспечение уровня качества продукции, соответствующего требованиям стандартов и технических условий;
  • создание условий производства, обеспечивающих стабильный выпуск продукции установленного качества;
  • подготовка необходимых для аттестации и сертификации документов и обоснований.
  • Организация разработки и постановки продукции на производство – создание и модернизация в короткие сроки продукции, технический уровень которой соответствует лучшим отечественным или зарубежным достижениям или превосходит их.
  • Организация технологической подготовки производства – разработка технологических процессов, проектирование технологической оснастки, инструмента, специального оборудования и их изготовление или приобретение.
  • Метрологическое обеспечение  конкурентоспособности продукции – оснастка контрольных операций необходимыми средствами измерения.
  • Организация материально-технического обеспечения  конкурентоспособности продукции.  Функция направлена на обеспечение:
  • поставки сырья, материалов необходимого качества с минимальными затратами;
  • фирмы  технологической оснасткой в соответствии с запланированными показателями  конкурентоспособности;
  • технологических процессов энергоносителями и энергией в соответствии с показателями  конкурентоспособности.
  • Обеспечение стабильности запланированного уровня  конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, хранении и потреблении – создание условий, обеспечивающих устойчивое соблюдение норм и нормативов  конкурентоспособности.
  • Стимулирование повышения  конкурентоспособности – меры материального и морального стимулирования, принимаемые внутри фирмы и направленные на обеспечение  конкурентоспособности продукции.
  • Контроль качества продукции – предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий условиям поставки, договорам. С этой целью на фирме устанавливается входной контроль материально-технических ресурсов, готовой продукции.

Функция контроля качества не исчерпывается  контрольными операциями. Она предполагает комплекс взаимосвязанных мер по обеспечению стабильного уровня качества и  конкурентоспособности, включая:

  • разработку мер по повышению научно-технического уровня и качества продукции;
  • учет и анализ брака;
  • учет и анализ претензий потребителей к качеству продукции;
  • организацию работ по профилактике брака и т.п.
  • Правовое обеспечение  конкурентоспособности – эффективное применение средств юридического воздействия на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла товара. В рамках данной функции правовая служба фирмы предъявляет к рассмотрению претензии и иски, связанные с качеством и условиями поставки продукции и т.д.
  • Информационное обеспечение – своевременное обеспечение руководителей и специалистов фирмы данными о качестве продукции и издержках на ее изготовление.

Функции управления  конкурентоспособностью  реализуются с помощью определенных  методов. По характеру воздействия  выделяют три группы методов:  административные, экономические и  социально-психологические.

Для экономических  методов характерно косвенное воздействие на работников, обеспечивающих  конкурентоспособность продукции. С их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в высокой конкурентоспособности продукции фирмы.

В  обеспечении  конкурентоспособности  продукции на фирме административные методы играют огромную роль. С их помощью обеспечивается планомерная деятельность всех участников производства, технический порядок.

Социально-психологические методы обеспечения конкурентоспособности основываются на моральном стимулировании. По своей направленности они предназначены для развития в работнике индивидуальных способностей, умения изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей.

Процесс управления. С помощью механизма управления осуществляется процесс обеспечения конкурентоспособности продукции на фирме, который имеет свою технологию и организацию7.

Средства, обеспечивающие процесс управления  конкурентоспособностью. В системе управления  конкурентоспособностью выделились и обособились следующие виды обеспечения: техническое, информационное, программное, организационное, метрологическое, правовое.

С помощью рассмотренных средств  и методов каждая фирма формирует  политику обеспечения конкурентоспособности,  которая является важнейшим элементами  стратегии фирмы.

Заключение

Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность фирмы, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение – естественный процесс в конкурентной среде. Конкурировать могут фирмы, товары, страны, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является конкурентоспособность товаров. Конкурентоспособность товара – составляющая часть конкурентоспособности фирмы.

Удовлетворенности потребителя  можно достичь только в том  случае, если «делать нужные вещи  правильно», т.е. посредством точного  определения нужной продукции  (делать нужные вещи – качество  цели) и посредством точного осуществления проекта (делать вещи правильно – качество исполнения). Только при этом компанию ожидает успех в конкурентной борьбе с другими фирмами.

Оценка конкурентоспособности фирмы  – трудоемкий и малоизученный  процесс, но его итоги помогают  определить стратегическое направления финансовой и хозяйственной деятельности фирмы.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Андреев О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: НОРМА, 2007. с. 123-128.
  2. Басманов Е.И, Басманова О.Е. Конкурентоспособность товара как составляющая конкурентоспособности фирмы. М.: ЮНИТИ, 1996. с. 120-127.
  3. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. с. 127-135.
  4. Воронов Д.С. Криворотов В.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятия: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПК, 2001. с.481-487.
  5. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - Спб.: Спец. Литература,

2008 с. 15-25.

  1. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. Под ред. проф. Горфинкеля  В.Я., Швандара В.А. Юнити-Дана, 2003. с.16-18; 31-37.
  2. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара/И.Л. Дулисова//Экономист. 2004. №1. с. 4-8.
  3. Ильин А.И. Планирование на предприятия: Учебник. Мн., 2001.-с. 135-140.
  4. Качество в XXI в. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/Ред.-сост. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсон. - М.: Стандарты и качество, 2005. с. 31-37.
  5. Коптев А.В. Конкурентоспособный потенциал предприятия как объект стратегического управления: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. с. 488-495.
  6. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Проблемы организации конкурентоспособного производства и повышения его устойчивости  - Спб.: Питер, 2004.

с.- 21-26; 127-131.

  1. Минько Э.В., Минько А.Э. Конкурентоспособность, качество продукции и процессов ее производства: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.  с. 295-303.
  2. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. Спб., 2000.- с.240-250.
  3. Огородникова Ю.Г. Конкуренция и рыночная структура: Учебное пособие. - М.: Акалис, 2010. с. 15-19.
  4. Печеркина Е.В. Классификация факторов конкурентоустойчивого предприятия/Е.В, Печеркина//Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. №8. с.89-95.
  5. Розова Н.К. Управление качеством: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2002. с.180-185.
  6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое Знание, 1996. с. 456-459.
  7. Третников Н.И., Баранчикова С.Г. Формирование экономической конкурентоспособности изделий начинается с проектирования: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. с. 160-174.
  8. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; под. ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. с. 145-150.
  9. Уткин Э.А. Управление фирмой: Учебник. М.: Акалис, 1992. с. 72-75.
  10. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учеб./Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005. с. 47-55.
  11. Фомченкова Л.В. Оценка конкурентного потенциала предприятия/Л.В. Фомченкова//ЭКО. - 2005. с.15-18.
  12. Чеботарев Н.Ф. Оценка конкурентоспособности предприятия: человеческий капитал/Н.Ф, Чеботарев//Аудит и финансовый анализ. 2005. №4. с. 262-272.
  13. Шкардун В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия/В.Д. Шкардун//Маркетинг – 2005. №1. с.38-50.
  14. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс,

1992. с.145-150.

  1. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебник/А.Ю. Юданов. - М.: Тандем, 1996. с. 15-20.

 

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения