Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа
Целью разработки и построения модели конкурентоспособности фирмы является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма.
1. Конкурентоспособность фирмы в условиях рыночной
экономики ................................................................................................... 5
2. Методы определения конкурентоспособности фирмы................13
3. Подсистемы управления конкурентоспособностью….................18
Заключение ..................................................................................................25
Список использованной литературы.....................................26
Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными предприятиями. Такая конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности, между предприятиями, производящими продовольственные товары.
Для оценки конкурентоспособности предприятия проводится сравнительный анализ по приведенным выше основным образующим факторам и составляющим относительно ведущих конкурентов. Конкурентоспособность предприятия и продукции – понятие относительное, особенно в динамике. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на определенном рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара и др.).вместе с тем конкурентоспособность – понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить лидирующее положение предприятия на рынке, важной стратегической задачей предприятия становится опережение конкурентов в разработке и освоении новой продукции, новых технологий, дизайна, уровней издержек производства, цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается совокупность факторов и параметров конкурентного преимущества, конкурентоспособности и продукции.
Для доказательства того, что конкурентоспособность продукта реально оценивается, можно привести несколько параметров, которые позволяют (конечно, не с абсолютной точностью) оценить конкурентоспособность того или иного товара.
Существует три группы основных параметров: технические параметры, которые отражают потребительские свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие товара обязательным нормам и стандартам; и наконец экономические параметры, говорящие о величине затрат, связанных с эксплуатацией или потреблением данного товара, которые еще называют ценами потребления. Как известно, конкурентоспособность товара или иного объекта – понятие относительное, т.е. о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Поэтому при расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой метод), или образец (косвенный метод), который уже пользуется спросом. Затем эти показатели собираются в один интегрированный показатель, который по смыслу отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование. Иными словами с помощью цифр можно охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам.
Для конкурентоспособности фирмы существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. Эти показатели тоже характеризуют деятельность фирмы, от них просто так отмахнуться нельзя, это так же результат, который поддается анализу. Действительно, если объем продаж позитивен, то большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел. Пусть у фирмы на какой-то определенный момент, например в момент составления годового баланса показатели финансового состояния и экономической деятельности говорят о том, что организация работает успешно. Но получается такая ситуация: несмотря на благополучные данные экономического анализа, некоторые товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном случае с полным правом можно сказать, что первая группа товаров конкурентоспособна, а вторая нет. Но можно рассмотреть и иное положение вещей. Положение предприятия на рынке весьма устойчива, конкурентов не много, продукция продается хорошо. Но показатели финансового состояния, к сожалению, говорят о наличии проблем в части платежеспособности.
Можно привести подобный пример. Это Омский нефтеперерабатывающий завод. В своем регионе он имеет широкую сеть сбыта своей продукции, более того его называют одним из основных внутренних поставщиков нефтепродуктов в Западно-Сибирском регионе. Этот завод вырабатывает наряду с обычными продуктами переработки нефти также и высококачественный бензин, постоянно совершенствует схему технологического процесса. Казалось бы все говорит о том, что предприятие функционирует прибыльно. Но коэффициенты ликвидности говорят об обратном, большую часть активов составляют активы средней и медленной реализации, т.е. если вдруг кредиторы попросят вернуть долг, то возможно предприятие сразу окажется не в состоянии это сделать. Для инвесторов данное предприятие тоже казаться заманчивым не будет. То есть с точки зрения получения инвестиций данное предприятие не конкурентоспособно.
Так же в качестве объективного показателя конкурентоспособности предприятия можно привести его имидж. Имидж (по словарю) – образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей. Казалось бы имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у нее соответственный.
О данном вопросе спорить можно достаточно долго, эти два понятия имеют право на существование. Еще необходимо добавить, что эти два понятия очень тесно связаны. Докажем это на примере того же самого имиджа. Конечно, сначала имидж формируется товаром, а уже потом само положение фирмы в деловом мире. То есть одно понятие вытекает из другого.
2. Методы определения конкурентоспособности фирмы
Конкурентоспособность фирмы можно рассматривать как уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно их использования конкурентами.
В условиях рыночной экономики указанная эффективность выражается через рентабельность продукции, определяемую отношением прибыли к необходимым для ее получения затратам. Следовательно, конкурентоспособность фирмы характеризуется отношением рентабельности продукции рассматриваемого хозяйствующего субъекта к средневзвешенной рентабельности продукции по выборке предприятия, под которой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для такого сопоставления.
Однако это соотношение не учитывает долю фирмы на рынке, хотя указанный фактор является одним из основных показателей, отражающих эффективность деятельности предприятия с точки зрения маркетинга. Поэтому в качестве одного из критерия конкурентоспособности предприятия следует рассматривать отношение изменения доли рынка хозяйствующего субъекта в сравнении с предшествующим периодом к изменению доли рынка по выборке.
В свою очередь, показатели рентабельности определяются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. Индексы изменения объемов прибыли рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) в анализируемом периоде к соответствующему показателю предшествующего периода. Чем выше показатель конкурентоспособности предприятия, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие.
Определение конкурентоспособности предприятия имеет значение не только для количественной оценки этого показателя, но и в целях анализа конкурентоспособности рассматриваемого предприятия, выявления преимуществ и недостатков его деятельности в условиях конкуренции, закрепления и усиления первых, ослабления и устранения последних4. Выявление резервов повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия осуществляется исходя из следующих соображений.
Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта оценивается по нескольким количественным показателям, что делает возможным аналитическое разложение показателя конкурентоспособности, определение влияния каждой из аналитических единиц на формирование общего показателя конкурентоспособности предприятия.
Первым направлением анализа конкурентоспособности предприятия является разложение показателя конкурентоспособности предприятия по видам деятельности предприятия или по структурным подразделениям, каждое из которых является обособленным центром образования затрат и соответствующей прибыли предприятия. Это, в свою очередь, позволяет оценить влияние каждого подразделения предприятия на формирование общего показателя конкурентоспособности.
Другим направлением анализа конкурентоспособности предприятия является разложение показателя конкурентоспособности по рентабельности в разрезе составляющих затрат. Такое разложение позволяет определить влияние на конкурентоспособность предприятия любой из составляющих затрат (затраты на оплату труда – для оценки эффективности использования трудовых ресурсов; материальные затраты – для оценки эффективности использования материальных ресурсов и т.д.).
Рассмотренные направления анализа могут применяться в любой последовательности и в любом сочетании. Разложение по элементам затрат может быть применено к любому из частных показателей по подразделениям предприятия, и в свою очередь разложение по подразделениям может быть применено к любому из частных показателей относительной эффективности по составляющим затрат. Методически целесообразным является разложение первоначального показателя конкурентоспособности по подразделениям предприятия, а затем – разложение каждого из полученных показателей конкурентоспособности по составляющим затрат. При этом алгебраические разложения могут применяться совместно с методами и приемами анализа хозяйственной деятельности.
Анализ конкурентоспособности предприятий на основе такой методики позволяет осуществлять глубокий анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия. Этот анализ, в свою очередь, позволяет выявить направления повышения конкурентоспособности предприятия и разработать мероприятия, направленные на достижение поставленной цели.
Рассмотренные направления анализа относятся лишь к тем показателям, которые непосредственно участвуют при расчете показателя конкурентоспособности предприятия, и не позволяют осуществлять анализ конкурентоспособности и выявление соответствующих резервов в отношение прочих технико-экономических показателей. Это ограничение преодолевается применением корреляционно-регрессивного анализа, что позволяет получить информацию о влиянии определенного фактора на конкурентоспособность предприятия и оценить возможные изменения конкурентоспособности в результате осуществления различных технико-экономических мероприятий. Суть этого метода заключается в следующем.
На первом этапе устанавливается перечень факторов, влияние которых на конкурентоспособность рассматриваемого предприятия необходимо проанализировать. Выбор указанных факторов определяется конкретными задачами и целями осуществляемого анализа. Факторами могут являться любые технические, технологические, природные, климатические, организационные, социально-демографические и другие показатели, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия.
Далее осуществляется сбор данных о величинах показателей, влияние которых на конкурентоспособность необходимо проанализировать, а также определяются значение самого показателя конкурентоспособности предприятия за соответствующие периоды. На основе имеющихся данных любым из известным методов производится построение корреляционной модели зависимости конкурентоспособности рассматриваемого предприятия от анализируемых факторов. В связи с тем, что коэффициенты регрессии в натуральном масштабе несопоставимы, так как характеризуют влияние различных по природе факторов, для оценки степени влияния на конкурентоспособность каждой из независимых переменных следует осуществлять построение корреляционных моделей как в нормальном, так и в стандартизованном масштабе.
Полученные в результате решения этого регрессионного уравнения величины и являются инструментом анализа влияния на конкурентоспособность предприятия рассматриваемых факторов. Коэффициенты регрессии при каждом из них характеризуют влияние каждого фактора на конкурентоспособность предприятия. Анализ коэффициентов регрессии позволяет дать качественную и количественную оценку влияния того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия, что, в свою очередь позволяет определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и с использованием полученной математической модели осуществлять оперативное управление этим процессом. Так, если известны текущие значения показателей, включенных погрешностью спрогнозировать конкурентоспособность предприятия за соответствующий отрезок времени. На основании полученных данных могут быть приняты обоснованные управленческие решения.
Подобным образом может быть определено влияние различных запланированных технико-экономических и организационных мероприятий на конкурентоспособность предприятия. Подставляя в полученное регрессионное уравнение плановые значения соответствующих показателей, после осуществления указанных мероприятий можно определить качественное и
количественное влияние запланированных мероприятий на уровень конкурентоспособности предприятий. Результаты расчетов могут служить одним из критериев оценки целесообразности осуществления различных мероприятий с точки зрения повышения конкурентоспособности фирмы.
Рассмотренный подход к определению конкурентоспособности фирм позволяет осуществлять всесторонний анализ этого свойства и показателя, что в свою очередь обусловливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемых предприятий.
3.Подсистемы управления конкурентоспособностью .
Достижение и поддержание на определенном уровне конкурентоспособности продукции требуют определенных мер со стороны персонала. Эти меры должны быть комплексными и системными, увязанными со всеми аспектами деятельности фирмы. Поэтому подсистема управления конкурентоспособностью является одной из важнейших подсистем управления фирмой.
С позиции комплексного подхода в подсистеме управления конкурентоспособностью можно выделить несколько относительно обособленных, но взаимосвязанных элементов:
Рассмотрим указанные элементы.
Аппарат управления представляет собой персонал фирмы, осуществляющий управленческое воздействие на конкурентоспособность как продукции, так и фирмы в целом. Сюда входят люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры. Наиболее важными звеньями организационной структуры обеспечения конкурентоспособности являются: служба маркетинга; отдел стратегического планирования; отдел сбыта; конструкторско-технологическая служба; научно-исследовательские подразделения; отдел труда и заработной платы и др.
Информация о работе Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения