Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности фирмы является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма.

Содержание

1. Конкурентоспособность фирмы в условиях рыночной
экономики ................................................................................................... 5
2. Методы определения конкурентоспособности фирмы................13
3. Подсистемы управления конкурентоспособностью….................18
Заключение ..................................................................................................25
Список использованной литературы.....................................26

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 112.56 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерции Федеральное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный универстет»

 

 

Институт экономики и финансов

 

 

Кафедра антикризисного управления и оценочной деятельности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика фирмы»

на тему: «Конкурентоспособность фирмы

и методы ее определения»

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                          _________  Шарифуллин Б.Р.

Группа                                                                                                                   214

Научный руководитель                                          ______     доц.  Холодова И.К.

                       

 

 

 

 

 

Казань 2011

Содержание:

 

  1. Конкурентоспособность фирмы в условиях рыночной

          экономики ................................................................................................... 5

  1. Методы определения конкурентоспособности фирмы................13
  2. Подсистемы управления конкурентоспособностью….................18

Заключение ..................................................................................................25

Список использованной литературы.....................................26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает  большое влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет  его стремиться к превосходству  над конкурентами. Столкновение  интересов товаропроизводителей  в борьбе за получение прибыли  – естественный  процесс в  конкурентной среде. Конкурировать  могут товары, фирмы, страны, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является  конкурентоспособность.

При переходе к рыночной экономике  наиболее актуальна проблема  качества продукции, так как  успех той или иной фирмы  зависит от конкурентоспособности  выпускаемых ею товаров. Только  товар (услуга) высокой степени  качества может быть востребован  на рынке, и только те фирмы  и предприятия, которые уделяют  значительное внимание вопросам  обеспечения и управления качеством  продукции, могут рассчитывать  на выживание и получение прибыли.  Еще более жесткая конкуренция  ожидает российских производителей  при выходе на международный  рынок, где продукция с низким  уровнем качества заведомо обречена  на неудачу при поиске потенциального  покупателя.

Положительное решение этой задачи  зависит от уровня подготовки  специалистов в области менеджмента  качества. На примерах развитых  промышленных стран видно, что  решение проблемы качества должно  носить всеобщий характер и  требует вследствие этого обучения  и подготовки всех слоев общества  – от потребителя товаров до  руководителей различных уровней.

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности фирмы является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма.

В первой главе курсовой работы мы дадим определение  конкурентоспособности, рассмотрим взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара и  фирмы, опишем один из методов  оценки конкурентоспособности фирмы  с использованием оценок конкурентоспособности  товара.

Вторая глава посвящена  рассмотрению основных подходов  к определению конкурентоспособности фирм, которые  позволяют  осуществлять всесторонний анализ, что в свою очередь обусловливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемых фирм.

В  третьей главе мы рассмотрим подсистемы управления фирмы, а также механизм  функционирования конкурентоспособностью  фирмы,: систему целей, принципов,  задач, функций и методов обеспечения  конкурентоспособности.

В работе использовались как  учебные пособия авторов: Басманов  Е.И., Воронов. Д.С, Минько Э.В.  и др., так ежемесячные журналы:  Дулисова И.Л., Огородникова Ю.Г.  Чебатарев Н.Ф. и др.

 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Конкурентоспособность  фирмы в условиях рыночной экономики

Целью любой коммерческой деятельности является получение прибыли, а получение прибыли и ее увеличение в течение жизнедеятельности предприятия достигается различными  способами. В настоящее время маркетинг является одним из  тех ключевых моментов, который позволяет ориентироваться на  рынке, не упустить возможность успешной деятельности на нем.  Перечислять все цели и задачи маркетинга, наверное, не имеет смысла, но в рамках данной работы хотелось, было бы выделить следующее:  одной из основных задач маркетинга  является поддержание конкурентоспособности фирмы и товара, а именно изучение или создание новых потребностей, формирование требуемых свойств  товара, отслеживание рыночной позиции  предприятия и товара, его жизненного  цикла.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

В условиях рыночной экономики  предприятия, обеспечивая выпуск  продукции требуемого потребителю  качества, действуют в конкурентной  среде, являющейся неотъемлемой  чертой рынка. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на выпуск продукции, обладающей необходимым потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: «Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок». Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка. При этом обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры в распространенной типологии рынков (табл. 1).

 

 

 

Виды  конкуренции

Параметры

Совершенная

конкуренция

Монополистическая

конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество  предприятий, производящих продукт

Много независимых  предприятий; нет контроля по рынкам

Много предприятий, производящих сходные товары и услуги

Несколько крупных  предприятий, производящих товары и  услуги

Один продукт  и одно предприятие

Контроль  над ценами

Контроля нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует  влияние «ценового лидера»

Практический  полный контроль

Товарная  дифференциация

Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству

Товары и  услуги дифференцированы для сегментов  рынка

Существенна для  отдельных продуктов. Мала для стандартизованных

Отсутствует

Уровень усилий для входа на рынок

Относительно  легкий вход и выход

Относительно  легкий вход и выход

Трудный вход, часто  требующий больших инвестиций

Очень трудный  вход и выход





Таблица 1.

 

Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуги (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т.п.). здесь ни одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как его доля на нем невелика. В современных условиях такие рынки встречаются только по ограниченному кругу товаров или услуг.

Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях предприятие должно приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента

(например, по новизне, уникальности, универсальности,  надежности, качеству, низкой цене  и экономичности в использовании  и др.).

Олигополистическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т.п.). При олигополистической конкуренции в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую роль играют технологические и организационные факторы производства, маркетинговые стратегия и средства предприятия.

В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компания, железнодорожный транспорт, трубопроводы и т.п.). Чистая монополия может возникать и на основе других видов собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства и литературы и т.п.), рыночные приоритеты (например, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы, различные виды информационной собственности и т.п.).

Роль сдерживающего монополию  регулятора выполняет государство.  В России существует, и действуют  антимонопольное законодательство  и антимонопольный комитет, в  США – антитрестовое законодательство, аналогичное регулирование осуществляется  и в других странах с рыночной  экономикой.

Рассмотренные в табл. 1 типы рынков  и конкуренции в чистом виде  встречаются сравнительно редко  и распространяются на весьма  ограниченный круг товаров и  услуг. В реальных условиях  чаще встречаются такие ситуации на  рынке, которые профессор Джоан Робинсон (Великобритания) определяет как несовершенную  конкуренцию, носящую с точки  зрения рассмотренных в табл. 1

факторов  и параметров смешанной характер. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции  важно для методически

осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия. Конкурентная среда, т.е. изучение и вариантный анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим  товарам и услугам, необходимы для  целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включают значительное количество факторов и  показателей.

Анализ характеристик основных конкурентов целесообразно проводить  по следующим направлениям:

Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов на возможные  изменения рыночной ситуации, в частности  рыночную диверсификацию, изменение  цен и др.

Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; габариты; уровень сервисного обслуживания; престиж торговой марки и др.

Цена и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы платежа и сроки платежа; условия кредита и др.

Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, агенты); каналы сбыта; системы контроля запасов, системы транспортировки и др.

Продвижение продукции и услуг на рынке: использование форм и видов маркетинговых коммуникаций, включая рекламу для потребителей и для торговых посредников; формы индивидуальной продажи: обучение и подготовка персонала и др.

Объективная оценка положения  предприятия в конкурентной среде  должна по всем функциям, подразделениям  и направлениям деятельности (разработка, производство, сбыт, продажа, финансы,  маркетинг, менеджмент). При этом  различают несколько видов конкуренции  и конкурентоспособности: функциональный, видовой и предметный.

Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении данным товарам наряду с товарами других предприятий конкретной потребности, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами (например, автомобиль, мотоцикл, штанги, гири и т.п.).

Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется хотя бы один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя автомобиля, количество скоростей у велосипеда и т.п.).

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения