Комплексный экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности предприятие производит и реализует произведенную продукцию.
Объем производства продуктов труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой).
Производственная программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка.

Содержание

1. Анализ производства и реализации продукции: цели и задачи
2. Анализ производства и реализации продукции
2.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы
2.2 Анализ качества продукции
2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции
2.4 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Работа содержит 1 файл

КЭАХД.docx

— 28.61 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение 

1. Анализ производства  и реализации продукции: цели  и задачи 

2. Анализ производства  и реализации продукции 

2.1 Анализ формирования  и выполнения производственной  программы 

2.2 Анализ качества  продукции 

2.3 Анализ ритмичности  выпуска продукции 

2.4 Анализ выполнения  договорных обязательств и реализации  продукции 

Заключение 

Список используемой литературы 

Введение  
 

В процессе хозяйственной  деятельности предприятие производит и реализует произведенную продукцию.  

Объем производства продуктов труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый  во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой).  

Производственная  программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции  по сравнению с конкурентами путем  расширения доли рынка. 

Основным показателем, характеризующим результат производственной деятельности организации, выступает  объем выпущенной и реализованной  продукции. Объем производства и  объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы  роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия, а также  в целом на эффективность работы организации, поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. 

На основе такого анализа производится расчет плановых показателей, составляется бизнес-план, а также делается прогноз развития деятельности предприятия, следовательно актуальность данной темы сомнений не вызывает. 

Целью настоящей  работы является теоретические основы анализа объема производства и продаж продукции. 

Работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка литературы. 

1. Анализ производства  и реализации продукции: цели  и задачи  
 

Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) - это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет  большое значение для оценки его  деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов. Поэтому не случайно анализу  показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа.  

Основная цель анализа  объемов производства и продаж продукции -- увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли; в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства [2]. 

Основная задача анализа объемов производства и  продаж продукции состоит в оценке [2]: 

конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции; 

способности гибко  маневрировать ресурсами при  изменении конъюнктуры рынка. 

Для этого необходимо решить частные задачи: 

- оценить степень  выполнения плана и динамики  производства и реализации продукции;  

- изучить динамику  выпуска и реализации продукции; 

- определить влияние  факторов на изменение величины  этих показателей; 

- оценить степень  выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой  продукции; 

- выявить внутрихозяйственные  резервы увеличения выпуска и  реализации продукции; 

- разработать мероприятия  по освоению выявленных резервов. 

Объектами данного  направления анализа являются: 

- объем производства  и реализации продукции; 

- ассортимент и  структура продукции; 

- качество продукции; 

- ритмичность продукции. 

В процессе анализа  производства и реализации продукции  должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно недостатки в организации производства и  труда; нерациональное использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов; брак продукции. 

Отраслевые особенности  отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета. 

Источники информации: бизнес-план предприятия, оперативные  план-графики, статистическая отчетность. 

Формы статистической отчетности: форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции»; форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного  предприятия о выпуске отдельных  видов продукции в ассортименте»; форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции». 

Формы бухгалтерской  отчетности: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; ведомость №16 «Движение  готовых изделий, их отгрузка и реализация»  и др.; данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах  по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи». 

Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (сч.45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи»). 

2. Анализ производства  и реализации продукции 
 

2.1 Анализ формирования  и выполнения производственной  программы 

Объем производства продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных и  статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции  получают с помощью стоимостной  оценки - в оптовых ценах. Основными  показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая  продукция - стоимость всей продукции  и выполненных работ, включая  незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция - валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями [1]. 

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции.  

Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные  показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация  изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. 

В международном  учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения  цен» нашли отражение две основные концепции [3]. Первая соответствует  «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована  на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку  на общий индекс инфляции национальной валюты. 

Вторая концепция  лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в  текущую стоимость». Методика ориентирована  на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие  методы: 

- пересчета объема  производства продукции за отчетный  год по ценам аналогичной продукции  базисного периода (по относительно  небольшой номенклатуре выпускаемой  продукции); 

- корректировки на  агрегатный индекс изменения  цен (Jц) по группе однородных товаров или по отрасли в целом 

, 

где VВП1 - выпуск продукции  в отчетном периоде в натур. выражении; 

VВП0 - выпуск продукции  в базисном периоде в натуральном  выражении; 

Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде. 

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем  выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле , 

где ВП1 - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. 

С применением вышеназванных  методов нейтрализуется влияние  изменения цен на конкретный товар  или товарную группу. 

1-этап. Оперативный  анализ производства и отгрузки  продукции осуществляется на  основе фактических и плановых  данных за день, месяц нарастающим  итогом по следующим группам  показателей: объем, ассортимент,  качество продукции; 

2 этап. Изучение динамики  выпуска валовой, товарной продукции  в сопоставлении с объемом  реализованной продукции. Это  ретроспективный анализ. Валовая,  товарная и реализованная продукция  анализируется в стоимостных  текущих и сопоставимых ценах,  а также в натуральных показателях. 

Абсолютные отклонения объемов производства сравниваются с абсолютными отклонениями объемов  реализации от планового задания  по сравнению с прошлым годом, от периода, взятого в качестве базы сравнения. Среднегодовой абсолютный прирост определяется путем деления  общего прироста продукции на число  лет.  

Сопоставление объемов  выпуска и продаж позволяет оценить  текущую ситуацию и при необходимости  принять своевременные корректировки  в стратегии развития. 

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой  и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент  выполнения плана, абсолютное и относительное  отклонение от плановых значений или  от показателей периода, принятого  за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода, цепные - относительно предыдущего периода [3]. Рассмотрим пример в табл.1. 

Таблица 1 - Динамика товарной продукции 

Год 

Товарная продукция  в сопоставимых ценах, руб 

Темпы роста, %  

Базисные 

Цепные  

Тб=ТПi/ТП0 х 100% 

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%  
 
 

где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.  

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции 

, Тпр = Тср - 100. 

В табл.2 приведен пример анализ выполнения плана по выпуску  товарной продукции условного предприятия. 

Таблица 2 - Выполнение плана по выпуску товарной продукции  за 20..год 

Изделие (цех) 

Объем производства продаж, тыс. руб. 

Отклонение плана  от прошлого года 

Отклонение фактического выпуска продукции  

Прош. год 

Отчет. год 

тыс. руб. 

От плана 

От прошлого года  

План 

Факт   

тыс. руб. 

тыс. руб. 

 

А 

30500 

28800 

25200 

-1700 

-5,57 

-3600 

-12,5 

-5300 

-17,3  

…….. 

…….. 

…….. 

……. 

……. 

…. 

……… 

…… 

……. 

……  

Итого: 

90200 

96000 

100800 

5800 

+6,43 

+4800 

+5,00 

+10600 

+11,75  
 
 

В примере отклонение фактического выпуска товарной продукции  от прошлого года имеет небольшую  величину +11,75%, а фактического выпуска  от плана всего 5%. 

Информация о работе Комплексный экономический анализ