Компьютерные информационные системы в аудите

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

В настоящей работе проведен анализ использования персональных компьютеров в аудиторской деятельности, описаны подходы к созданию системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД), показаны возможности применения ПК для планирования и разработки программ аудита, для выполнения аудиторских процедур по существу и услуг, сопутствующих аудиту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1: Предпосылки применения персональных компьютеров и информационных технологий в аудиторской деятельности.
1. Объективная необходимость автоматизации аудиторской
Деятельности…………………………………………………………………...6
2. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите…….…...9
3. Экономические аспекты применения компьютеров в аудиторской
деятельности………………………………………………………………..….12
Глава 2: Методология применения персональных компьютеров в аудиторской деятельности.
2.1. Основные компоненты СААД………………………………………………..16
2.2. Функциональная структура подсистемы СААД при проведении
аудиторской проверки…………………………………………………………18
2.2.1. Основные этапы проведения аудиторской проверки, состав
решаемых задач……………………………………………………18
2.2.2. Функционирование АСБУ как объект аудиторской проверки…..20
2.3. Функциональная структура подсистемы СААД в части выполнения услуг,
сопутствующих аудиту………………………………………………………...21
2.4. Автоматизированные информационные технологии в аудиторской
деятельности…………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Компьютерные информационные системы в аудите.docx

— 158.91 Кб (Скачать)

     Определенные  аудиторские задания могут выполняться  только после получения результатов  выполнения предыдущих заданий. Так, проверить  достоверность расчетных показателей, получаемых на основании данных регистров  бухгалтерского или налогового учета, можно только после проверки достоверности  этих регистров.

     Проверку  достоверности финансовых результатов  можно выполнить только после  определения достоверности используемых для этого сумм доходов, расходов и соответствующих налогов.

Рис. 2.1. Блок-схема функциональной структуры СААД в части проведения аудиторской проверки

     На  заключительном этапе аудитор окончательно оформляет письменную информацию о  результатах проверки, проводит анализ этих результатов, оценку существенности выявленных искажений, формирует аудиторское  заключение о достоверности бухгалтерской  отчетности и юридически оформляет  завершение работы по договору. Таким  образом, заключительный этап содержит следующие задачи: 

     1) формирование письменной информации  об аудиторской проверке (редактирование  отчетов аудиторов, проверявших  отдельные участки учета, обобщение  информации, обсуждение с руководством  экономического субъекта результатов  проверки и утверждение отчета);

     2) оформление аудиторского заключения (оценка существенности неисправленных  искажений финансовой отчетности, определение вида, печать и утверждение  аудиторского заключения);

     3) юридическое оформление окончания  работы по договору (подписание  акта приемки-передачи и оформление  счета-фактуры на выполненные  аудиторские услуги).

     2.2.2. Функционирование АСБУ как объект аудиторской проверки

 

     Функциональная  структура СААД в части аудита (контроля) имеет прямую связь с  функционированием АСБУ, которая  является объектом аудиторской проверки.

     Основная  цель аудита (контроля) - проверить правильность работы АСБУ, функции которой можно  представить как определенную последовательность преобразований информации, представленную на рис. 2.2.

     Системный подход требует точного определения  границ изучаемой системы, ее элементов  и связей между ними.

     Как видно из рис. 2.2, обработка информации в АСБУ включает определенный набор  операторов. Нулевым, не входящим в  функциональную структуру АСБУ является преобразование ПО - формирование на складах, в производственных и финансовых подразделениях первичных учетных  документов, множество которых представляет собой отображение всей финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта: от получения ресурсов, услуг и  расчетов с поставщиками и подрядчиками до отгрузки товаров, продукции, услуг  и расчетов с покупателями, заказчиками, бюджетом и внебюджетными фондами. Достоверность этих документов должна обеспечивать система внутреннего  контроля, качество которой должен оценить аудитор.

     Если  аудитор не уверен в достоверности  содержания первичных документов, то ему необходимо проанализировать их содержание для доказательства наличия  или отсутствия фактов мошенничества, хищений и приписок.

     Такого  рода проверки требует нестандартных  подходов, примеров, перевесов, анализа  соответствия расходов технологически обоснованным нормативам.

Рис. 2.2. АСБУ как информационная система:

     П0, П1, П2, П3, П4 - операторы преобразования информации;

     МПД - множество первичных документов;

     ЖБП - массив-журнал бухгалтерских проводок;

     РБУ, РНУ - регистры бухгалтерского, налогового учета;

     ОП - оценочные показатели (содержащиеся во вторичных справочных документах);

     ОНД - формы отчетности, налоговые декларации.

2.3. Функциональная структура  подсистемы СААД  в части выполнения  услуг, сопутствующих  аудиту

     Основные  виды услуг, сопутствующих аудиту, определены в ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» № 307-ФЗ. Сопутствующие услуги в основном делятся на следующие виды:

  • анализ деятельности администрации, оптимальности принимаемых управленческих решений и результатов финансово-производственной деятельности предприятия, т.е. финансового состояния экономического субъекта;
  • выполнение консультационных услуг, состав которых отражает все многообразие проблем, с которыми сталкиваются как собственники, руководство, так и подразделения, осуществляющие все функции информационного обеспечения управленческих решений - подсистемы учета, контроля, анализа, планирования и т.д.;
  • организация, совершенствование, ведение учета.
 

Рис. 2.3. Функциональная структура подсистемы СААД в части выполнения услуг, сопутствующих аудиту 
 

     Блок-схема  функционирования подсистемы СААД в  части выполнения основных услуг, сопутствующих  аудиту представлена на рис. 2.3.

2.4.Автоматизированные  информационные технологии  в аудиторской  деятельности

 

Компьютерные   информационные системы аудиторской  деятельности используют одну из четырех  технологий.

  1. Локальное функционирование рабочих мест. Эта технология состоит в том, что компьютеры на каждом рабочем месте работают полностью автономно и в каждом из них хранится свой фрагмент единой базы данных. Для объединения данных необходимо часть информационных массивов с каждого компьютера выгружать на магнитные носители и уже с них эта информация переносится в базу данных другого компьютера.
  2. Технология "файл-сервер". При использовании этой технологии обработка информации сосредоточивается на компьютерах отдельных рабочих мест.

Если  программе требуются данные, размещенные  на другом компьютере (как правило, сетевой сервер), то они передаются ей по каналу сети. Сетевое программное  обеспечение занято только передачей  данных от одного компьютера другому, независимо от того, нужна ли вся  информация или только ее часть. Отбор  необходимых для решения задач  данных осуществляется прикладной программой, запросившей данные с другого  компьютера.

3. Технология "клиент-сервер". Позволяет преодолеть непроизводительную пересылку больших информационных потоков в сети. Это достигается за счет разделения программы на две части:

  • клиентскую;
  • серверную.

Клиентская  часть (клиент) устанавливается на компьютере рабочего места, а серверная - на сетевом  сервере. Когда клиенту нужны  какие-либо данные, он посылает запрос серверу. В запросе формулируется, какая именно требуется информация. Сервер выбирает из общей базы данных только те, которые необходимы, и  пересылает их клиенту.

4. Модель  полностью централизованной обработки. В этой модели все процедуры решения задач выполняются централизованным компьютером. Именно такая технология применялась до распространения персональных компьютеров.

Программные средства системы, используемой аудитором при  проведении аудита, должны обеспечивать:

  1. анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;
  2. контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;
  3. тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета;
  4. контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
  5. использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
  6. формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой).

В аудиторской  деятельности используются следующие  группы программ:

  • офисные программы;
  • справочно-правовые системы;
  • бухгалтерские программы;
  • программы финансового анализа;
  • специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.

К офисным  программам относятся табличные процессоры, системы управления базами данных и текстовые процессоры.

Табличные процессоры обладают мощными вычислительными  возможностями, средствами деловой  графики и ведения баз данных. Они получили широкое применение при проведении аудиторских проверок и используются для создания различных  рабочих табличных документов (смет, отчетов), альтернативных балансов, различных  аналитических таблиц, представления  полученной информации в графическом  виде. Наиболее распространены программы  MS Excel, Lotus 1-2-3.

С помощью  таких систем управления базами данных, как MS Access, аудитор может осуществлять выборку хозяйственных операций, проверять отдельные отчетные формы, генерируемые бухгалтерскими программами и предназначенными для вывода на печать.

Текстовые процессоры, например MS Word, Word Pad, "Блокнот", Lexicon, используются на всех стадиях аудита, требующих создания и качественного оформления аудиторских документов. Они применяются при составлении аудиторских договоров, программ, планов, рабочих документов, заключений, различных справок и запросов.

Текстовые процессоры позволяют создавать  и редактировать документы, подготавливать их к публикации, проверять их орфографию, печатать, производить электронную  рассылку.

 В  процессе работы над документами  выполняются слияние постоянной  информации основного документа  и переменной информации источника,  создание интегрированных документов  с включением внешних объектов (рисунки, звуковые файлы), сохранение  текстовых документов в выбранных  форматах.

Справочно-правовая система (СПС) - это система юридически обработанной и оперативно обновляющейся правовой информации в сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами.

СПС обеспечивает информационно-консультационное обслуживание аудиторов в процессе проведения проверок, что позволяет им с достаточной  уверенностью сделать вывод о  соответствии бухгалтерского учета  клиента документам и требованиям  нормативных актов, регулирующих ведение  бухгалтерского учета в РФ.

Многие  из клиентов аудиторских фирм используют в своей практической деятельности те же самые справочно-правовые базы. Это значительно упрощает проведение аудита, так как всегда имеется  возможность обратиться к СПС  клиента, особенно если она интегрирована  с программой бухгалтерского учета.

Основные  требования, предъявляемые к СПС:

  1. Полнота содержания, означающая, что система включает все необходимые в работе большинства пользователей документы.
  2. Полная юридическая обработка информации - система должна предоставлять каждому документу полную юридическую информацию, обеспечивающую безопасное ее применение.
  3. Полный поиск - система должна предоставить полный спектр возможностей для поиска правовой информации в системе (по реквизитам, контексту, классификатору, ситуации, а также специальные виды поиска консультационных материалов).
  4. Полный спектр правовой и связанной с ней экономической информации, включая нормативные акты, судебную практику, международные договоры, проекты законов и комментарии законодательства.
  5. Полная интеграция - в системе должно быть реальное единое и гипертекстовое пространство.
 

Технология  работы аудитора с СПС должна обеспечить удобный поиск новых документов, эффективную обработку информации (заполнение форм отчетности и т.п.), возможность использовать фрагменты  правовых документов для составления  собственных служебных записок, экономию ресурсов по систематизации и анализу информации, составление  подборок документов по изучаемой теме или за определенный период.

Информация о работе Компьютерные информационные системы в аудите