Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:14, реферат
В настоящее время изменяется деятельность банков: расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные институты, повышающие самостоятельность банков и их роль в экономике страны, совершенствуется система внутрибанковского и межбанковского обслуживания, осуществляется разграничение сфер деятельности и функций финансово-кредитных и банковских учреждений.
Спорной представляется также
правомерность использования
Вместе с тем полномочия
органов налоговой полиции
Исходя из функций органов
налоговой полиции, которые состоят
в предупреждении, выявлении, пресечении
и расследовании нарушений
В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.
Таким образом, в ст. 26 Закона
о банках нужно внести изменения,
исключив органы налоговой полиции
из перечня государственных
Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.
Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.
Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").
В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.
В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.
Предоставление кредитными
организациями органам
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Очевидно, что лица, незаконно получающие или разглашающие банковскую тайну, преследуют корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может привести к получению прибыли.
Признаки противоправности
и безвозмездности изъятия
Незаконное копирование (и даже просто доступ к такой информации) приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества.
Ведь, несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и коммерческую тоже) тайну, как таковая, не является предметом материальным, она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую тайну, теряется ее ценность, что может привести к невосполнимому ущербу, который понесут банки и их клиенты, считающиеся по праву ее собственниками.
Проблема состоит в том, что преступления, направленные на незаконное получение информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы не можем назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова в виду того, что российское гражданское законодательство не относит информацию к имуществу. В этой связи непоследовательно отнесение к преступлениям против собственности посягательства лишь на одну из ее разновидностей – имущество.
Разрешение дилеммы видится либо в замене термина «имущество» в примечании к ст. 158 УК РФ на термин «собственность» законодателем, либо в расширенном толковании имущества правоприменительными органами.
ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ
В результате финансового кризиса 1999 года банковская система понесла значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений правительства от 17 августа этого года составили:
110-120 млрд. руб. вложений
в ГКО/ОФЗ, которые оказались
замороженными на
6.2-6.3 млрд. руб. вложений
в муниципальные бумаги, которые
также можно квалифицировать
как неликвидные активы, поскольку
после 17 августа обязательства
по своим облигациям смогли
выполнять немногие местные
23.2 млрд. руб. - прирост просроченной
задолженности за август-
Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как отношение капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти 20% (на 1 августа 1998 г.) до 10% (на 1 ноября 1998 г.).
Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части банковских балансов) в кризисный период составило:
5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;
7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных средств юридических лиц;
17.5 млрд. руб. - сокращение
за период кризиса (с июня
по декабрь) рублевых
23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).
Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало августа в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились на 140-150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1 августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550 млрд. руб.).
Наиболее сильно кризис повлиял на банковскую систему по следующим основным направлениям:
o задержки проведения клиентских платежей приобрели массовый характер;
o заметно сократилась суммарная ликвидность кредитных организаций с одновременным ухудшением качества кредитного портфеля и ростом доли «плохих» долгов;
o девальвационные ожидания привели к массовому сбросу рублевых активов и переводу их в валютные.
В целом можно констатировать, что реформирование банковской системы не происходило. Одни коммерческие банки проводили достаточно агрессивную стратегию, направленную на выживание и захват части рынка банковских услуг. Другим удалось получить централизованные стабилизационные кредиты. Наконец, ряд банков либо закрыты, либо находились на грани банкротства. Государственное агентство реструктуризации кредитных организаций (АРКО) так и не начало функционировать. Вхождение иностранных банков на российский рынок приветствуется денежными властями (по крайней мере, на словах), однако никаких реальных действий в связи с этим не предпринималось.
Наиболее вероятный сценарий развития российской банковской системы на 1999 г. было отсутствие реальной реформы. Активная национализация коммерческих банков представлялась маловероятной в силу их значительной задолженности - в первую очередь населению и внешним инвесторам. Учитывая сохраняющуюся финансовую нестабильность, денежные власти были не в состоянии провести реструктуризацию государственного долга с минимальными потерями для инвесторов и эффективно реформировать банковскую систему.
Главным итогом банковского кризиса стало разрушение полиолигархической структуры банковской системы, центры силы которой группировались вокруг нескольких крупнейших финансово-промышленных империй ("Интеррос-Онэксим", "Роспром-Менатеп", Инкомбанк, "Газпром-ЛУКойл" и др.). Сейчас сливки негосударственного банковского бизнеса концентрируются, по большому счету, в двух местах - в банковской группе "Газпрома" и в московской группе банков. По размеру активов и качеству текущего финансового положения газпромовские банки превосходят "москвичей", тогда как последние явно лидируют по динамике захвата бизнеса умерших или выпавших из рук олигархов банков (весьма показательна экспансия Гута-банка, замахнувшегося на филиальную сеть Инкомбанка и бизнес Уникомбанка в Московской области). Немаловажная причина слияний кроется в том, что в условиях тотального недоверия банков друг к другу и предприятий к банкам крупные компании склонны не распылять свои счета и денежные потоки в большом количестве банков, а замыкать их в компактных, прозрачных и, как правило, жестко управляемых группах банков. Так, Газпромбанк замкнул на себя финансовые потоки "Газпрома", которые раньше были размазаны по нескольким банкам (в их числе был умерший Инкомбанк), и увеличил чистые активы во второй половине 1998 года почти вдвое, став четвертым по величине банком страны. "Сургутнефтегаз" теперь предпочитает большую часть расчетов вести через Сургутнефтегазбанк; даже крупный пакет акций Онэксимбанка не уберег компанию от сложностей с возвратом сотен миллионов долларов. Укрупнению Сбербанка способствовал значительный приток частных вкладов. Московская группа сконцентрировала потоки самого богатого региона страны, а Банк Москвы поглотил Мосбизнесбанк. Планируется объединение Банка Москвы и Мост-банка. Резко усилились ранее почти похороненные олигархами госбанки. Особенно впечатляет наращивание монополии Сбербанка на рынке частных вкладов, колоссальный наплыв клиентуры и рост чистых активов Внешторгбанка, вернувшего себе второе место в российской табели о рангах. Империя госбанков будет расширяться: "СБС-Агро" за стабилизационный кредит заложил государству контрольный пакет, похожую участь прочат Промстройбанку. Наконец, на наш взгляд, все-таки рано ставить крест и на банковском бизнесе многих прежних лидеров. Появившиеся рядом с "Онэксимом", "Менатепом" и "Роскредом" банки-спутники не отягощены долгами и сконцентрировали большую часть клиентуры и денежных потоков своих дряхлых родителей. Совершенно ясно, что, когда черновой раздел бизнеса умерших банков завершится, конкуренция между новыми центрами силы банковской системы вспыхнет опять.
Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что особенно наглядно проявляется в международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время - около(6 млрд. дол—США , что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.
Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП страны. В России он примерно в 2 раза ниже.
Наши банки не выдерживают сравнения не только в международном плане, но н в сопоставлении с крупными российскими промышленными предприятиями или предприятиями сферы обслуживания. Структура промышленного производства и экспорта в России характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации, при котором несколько десятков предприятий обеспечивают очень большую долю товарных и финансовых потоков. Вследствие этого по объему реализации продукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многие ведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельных коммерческих банков
Скорейшее восстановление и
наращивание капитальной базы банковской
системы, а также централизация
и концентрация национального банковского
капитала являются важнейшими предпосылками
достижения глобальной политической цели
превращения России в развитую страну
с конкурентоспособной
Активная роль государства
в преодолении системных
Прямые факторы, которые
затрудняют процесс реструктуризации
банковской системы — это и
дискриминационное
Информация о работе Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения