Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 04:14, реферат

Описание работы

В настоящее время изменяется деятельность банков: расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные институты, повышающие самостоятельность банков и их роль в экономике страны, совершенствуется система внутрибанковского и межбанковского обслуживания, осуществляется разграничение сфер деятельности и функций финансово-кредитных и банковских учреждений.

Работа содержит 1 файл

Деньги.Кредит.Банки.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

Внешний аудит проводится центральным банком, другими коммерческими  банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными  и потенциальными) коммерческого  банка.

Весьма важен для банка  не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов  работы с результатами работы других банков. В условиях рыночной экономики  важно проследить также тенденции  развития банковской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому  важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

В международной практике используются разные методики составления  банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг, проводят центральные банки или государственные  органы надзора за работой банков.

В США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная  резервная система, выполняющая  функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет  Министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но особое внимание при этом уделяется, конечно, выявлению банков, находящихся в нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности.

Отметим, что правительственные  органы во многих странах мира в  отличие от специализированных рейтинговых  агентств не публикуют результаты своих  исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны  акционеров и клиентов (реальных и  потенциальных).

Рейтинг банков — это  система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и  данных баланса банка. Осуществление  рейтинга банка в целом состоит  в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись  анализу.

Рейтинговая оценка может  быть проведена специальным рейтинговым  агентством на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли в  банковской системе.

Единой универсальной  методики анализа устойчивости, надежности банка не существует (не только в  России, но и за рубежом), поскольку  банки различаются по функциональному  признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку, проводимой политике на финансовых рынках и т.д.

В мировой банковской практике существуют два основных подхода  к оценке деятельности коммерческих банков:

1)         на основе анализа системы  показателей конкретного банка  и их сравнения с аналогичными  показателями первоклассных банков;

2)         на базе рейтинговой оценки, производимой  надзорными органами.

В России пока сложно полноценно использовать эти подходы в анализе. В первую очередь потому, что в  нашей стране практически нет  экспертных служб, которые профессионально  могли бы в масштабах государства  заниматься сбором, обобщением, систематизацией  и публикацией материалов, отражающих деятельность коммерческих банков, как  это делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей, применяемых в международной  практике, не адаптирован для российских банков. Поэому необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.

В США для оценки надежности, стабильности работы коммерческих банков используют рейтинговую систему  CAMEL, в которой важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L.).

Принцип составления рейтинга состоит в том, что при расчете  названных показателей значение каждого из них отмечается на графике  по оси абсцисс. По оси ординат  показателю анализируемого банка соответствует  точка, отражающая положение данного  банка в обшей совокупности банков США (в процентах — так называемый процентиль). Итак, процентиль характеризует место банка по отношению к группе сопоставимых банков.

В США сопоставимая группа может насчитывать до 100 и более  банков. Учитывая то, что в США  в настоящее время насчитывается  примерно 10 000 банков, из них формируют  около 25 групп сопоставимых банков. Основными критериями выделения  групп являются:

а)         размер банка (валюта баланса, сумма  всех активов и пр.);

б)         местоположение банка (расположен банк в городе или в сельской местности),

позволяющее оценить уровень  конкуренции, испытываемой банком, что  отражается

на уровне его маржи  и затрат;

в)         наличие или отсутствие филиальной сети.

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным  капиталом, имеет ликвидный баланс, является платежеспособным и удовлетворяет  ряду требований к качеству его капитала. Общая сумма баллов, подсчитанная таким способом, используется для  определения рейтинга данного банка  по совокупности всех факторов.

ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАК СРЕДСТВА СБЕРЕЖЕНИЯ И ПЛАТЕЖА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНОГО ВАЛЮТНОГО КУРСА

Тенденция повышения привлекательности  национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике  задачи денежного оборота значительно  изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег  для удовлетворения необходимых  потребностей экономики (обслуживаемых  преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота  в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных  форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации  и тесной связи безналичного и  наличного денежного оборота.

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы  стало важным сигналом участникам денежного  рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО  ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В РОСТЕ  МОНЕТИЗАЦИИ ВВП И РОСТЕ ДЕНЕЖНОГО  МУЛЬТИПЛИКАТОРА

В условиях увеличения денежного  предложения ужесточаются меры по регулированию  денежного оборота в зависимости  от состояния платежного баланса  и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного  веса «длинных» денег в структуре  денежной массы, что оказывает понижательное  воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации  экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения  денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей  динамики скорости обращения денег  позволяет более точно оценивать  спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством  формирование ролевых функций различных  хозяйственных структур, прежде всего  центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии  денег и соответственно изменение  их положения, более четкое регулирование  денежного оборота.

Формированию денежной массы  в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного  мультипликатора.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ с 2007 года

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению  национальных экономик отдельных стран  в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в  России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров  и услуг. Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного  регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это позволяет государству декларировать требование перевода с 2007 года российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ К  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕЕ ЛИКВИДНОСТИ  И РАСШИРЕНИИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного  курса стали базовыми условиями  повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной  валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует  четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного  оборота с выделением его теневой  части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется  особенно рельефно.

О повышении доверия населения  к банковской системе свидетельствует  сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан  на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности  регулирования денежного оборота  приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение  привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского  сектора в целом характеризуется  дальнейшим закреплением позитивных тенденций  роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов  населения.

 

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в  пользу кредитования нефинансового  сектора представляет собой долговременную тенденцию.

   БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Вопросы правового регулирования  общественных отношений по поводу использования  и распространения информации в  целом и отдельных ее видов  в частности в последнее время  занимают одно из значительных мест в  юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется  проблемам правового регулирования  банковской тайны, реализации разными  субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет  констатировать, что на эту проблему, как и на ряд других, в настоящее  время сложились две полярные точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и  идеологию их авторов.

Содержание банковской тайны  в действующем законодательстве регулируется нормами двух законодательных  актов: ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках).

Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского  счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26 Закона о  банках предоставляет право кредитной  организации включать в состав банковской тайны иные сведения, если это не противоречит федеральному закону.

Как видим, правовые нормы, определяющие содержание банковской тайны, не совпадают. Возникает вопрос, какие нормы  правомерно применять на практике? В юридической литературе существуют разные мнения по данной проблеме. Одни авторы считают, что целесообразно  использовать правило о соотношении  общих и специальных правовых норм: поскольку ст. 26 Закона о банках является специальной, надо следовать  требованиям этой статьи. Другие авторы полагают, что никакой конкуренции  между ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о  банках нет.

При несоответствии указанных  норм надо руководствоваться Гражданским  кодексом. Статья 857 ГК РФ не отсылает к другим законам, нормы которых могут определить иной, отличный от установленного Кодексом объем сведений, составляющих банковскую тайну. Поэтому на основании п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу, ст. 26 Закона о банках в части определения содержания банковской тайны на практике не  должна применяться.

Это утверждение основывается на анализе соотношения норм Гражданского кодекса РФ и Закона о банках, а также следует из природы  правоотношений, которые образуют институт банковской тайны. Такие правоотношения представляют собой компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отношениями  клиента и банка по поводу заключения и исполнения договора банковского  счета (договора банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных  отношениями банка и государственных  органов, регламентированными законодательными актами.

Информация о работе Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения