Кодекс этики аудиторов России: цель и основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разъяснение основных принципов Кодекса этики аудиторов, а также характеристика основных его разделов.
В процессе написания работы использовались такие законодательные и нормативные документы, как Налоговый и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс этики аудиторов и пр.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения……………………………………………………………………
История принятия Кодекса………………………………………………………………….
Структура Кодекса……………………………….................………………………………..
Глава 2. Основные положения Кодекса ……....……………………………………………...
2.1. Цель Кодекса и меры предосторожности………………………………..…………………
2.2. Фундаментальные принципы…………….……….…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая аудит - копия.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

- правила и процедуры,  направленные на контроль и  мониторинг качества работ, выполняемых  в ходе проверки;

- политика документирования  сохранения независимости, направленная  на выявление угроз независимости,  оценку их значимости, определение  и применение мер предосторожности  по их устранению или, если  они оказываются значимыми, сведению  до приемлемого уровня;

- внутренние правила и  процедуры контроля за соблюдением  независимости аудиторской организации;

- правила и процедуры,  позволяющие выявлять заинтересованность  или характер отношений между  аудитором или аудиторской организацией  и аудируемой организацией;

- правила и процедуры  управления зависимостью доходов  аудиторской организации от поступлений,  получаемых от отдельной аудируемой  организации;

- привлечение специалистов, не связанных с проверкой, к  оказанию аудируемой организации  иных услуг;

- правила и процедуры,  запрещающие лицам, не принимающим  участия в аудиторской проверке, влиять на результаты проверки;

- своевременное доведение  информации о правилах и процедурах  аудиторской организации и о  любых изменениях к ним до  сведения всех специалистов аудиторской  организации и организация их  изучения;

- назначение одного из  руководителей аудиторской организации  ответственным за контроль за  должным функционированием систем  предосторожности;

- меры по информированию  аудиторов о всех организациях, от которых они не должны  зависеть;

- дисциплинарные меры  по обеспечению соблюдения установленных  аудиторской организацией правил  и процедур;

- правила и процедуры,  дающие возможность персоналу  сообщать руководству аудиторской  организации о всех своих сомнениях,  касающихся объективности и независимости.

            К мерам предосторожности, существующим  в структуре самой аудиторской  организации и заложенным в  ее процедурах, могут также относиться  такие, как:

- ротация старшего персонала  аудиторов, принимающих участие  в аудиторской проверке;

- правила и процедуры,  запрещающие аудиторам принимать  управленческие решения за аудируемую  организацию или нести ответственность  за их принятие;

- привлечение другой аудиторской  организации к проведению или  повторному осуществлению части  проверки;

- выведение из проверки  аудиторов, финансовая заинтересованность  которых в аудируемой организации  или отношения которых с аудируемой  организацией могут создать угрозу  независимости аудиторской организации.

            Когда описанных выше мер предосторожности  недостаточно для устранения  угрозы независимости или сведения  ее до приемлемого уровня или  когда аудируемая организация  решает не отказываться от  деятельности или интересов, создающих  такую угрозу, единственным выходом  из такой ситуации может быть  отказ от заключения договора  о проверке.

 

2.2. Фундаментальные принципы

            Современный этап развития мировой экономики характеризуется активными интеграционными процессами, что обусловливает не только необходимость принятия единого языка представления информации в финансовой отчетности компаний, но и применения унифицированных, четких и прозрачных правил ее аудиторской проверки.

            Как свидетельствует международная практика, работа аудитора должна соответствовать двум группам нормативных документов: законодательным актам государства об аудиторской деятельности и специальным аудиторским стандартам.

           Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила и основополагающие принципы аудита, которые используются, например, при подготовке заключения или документировании собранной информации.

           В Кодексе этики аудиторов приводятся фундаментальные принципы, которые должен соблюдать каждый аудитор: честность, независимость, объективность, профессиональная компетентность и должностная тщательность, конфиденциальность, руководствование регламентирующими документами и другие принципы.

2.2.1. Принцип честности

           Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.

           Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.

           Аудитор не должен быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

а) они содержат в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;

б) они содержат утверждения  или данные, подготовленные небрежно;

в) в них пропущены или  искажены необходимые данные там, где  пропуски или искажения могут  вводить в заблуждение.

2.2.2. Принцип объективности

            При выполнении своих функций аудиторы должны проявлять объективность. Объективность означает непредвзятость, беспристрастность и неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении профессиональных вопросов и формировании выводов и заключений.

             При соблюдении этических требований объективности следует:

- избегать отношений,  которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других  лиц в ущерб объективности;

- не принимать или предлагать  подарки или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное  и недопустимое влияние на  профессиональное суждение аудиторов.

            Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

            Аудитор может оказаться в ситуации, которая может повредить его объективности. Аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

2.2.3. Принцип профессиональной компетентности4 и должной тщательности.

             Выражая согласие на оказание услуг, аудитор должен быть уверен в том, что выполнит работу на высоком профессиональном уровне. Аудитор должен воздержаться от оказания услуг в области, где он некомпетентен, если ему не будет оказана помощь соответствующих специалистов. Аудиторы должны оказывать аудиторские услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием. Их обязанностью является постоянная забота о пополнении своих знаний и опыта на таком уровне, который бы давал как руководству, так и клиенту уверенность в высоком качестве профессиональных услуг, основанных на постоянно обновляющейся информации в области законодательства, методики и практики аудита.

             Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт. Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

             Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:

а) достижение должного уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

            Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и деловых новшеств. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие аудитору компетентно работать в профессиональной среде.

2.2.4. Принцип конфиденциальности

            Конфиденциальность — один из принципов аудита, который заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

            Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда могут быть преданы гласности только с разрешения указанных органов и в том виде, в каком упомянутые органы признают это возможным.

            Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, даже если разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.

            В соответствии с условиями статьи 8 закона РФ «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях в организациях, где проводились проверки или которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Конфиденциальность подразумевает обязанность сохранять информацию от раскрытия и включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.

            Кодекс этики аудиторов оговаривает следующие основные профессиональные требования конфиденциальности, к которым относится неразглашение информации следующего характера:

- сведения о фактах, событиях  и обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих  распространению в средствах  массовой информации в установленных  федеральными законами случаях;

- сведения, составляющие  тайну следствия и судопроизводства;

- служебные сведения, доступ  к которым ограничен органами  государственной власти в соответствии  с федеральными законами и  нормативными актами (служебная  тайна);

- сведения, связанные с  профессиональной деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и федеральными  законами (врачебная, аудиторская,  нотариальная, адвокатская тайна,  тайна переписки, телефонных переговоров,  почтовых отправлений, телеграфных  или иных сообщений и так  далее);

- сведения, связанные с  коммерческой деятельностью, доступ  к которым ограничен в соответствии  с федеральными законами и  нормативными актами (коммерческая  тайна);

- сведения о сущности  изобретения, полезной модели  или промышленного образца до  официальной публикации информации  о них.

              Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

             Аудитор должен соблюдать конфиденциальность даже вне профессиональной среды. Аудитор должен помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнерами либо их близкими родственниками или членами семьи.

              Аудитор также должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или работодателем.

              Аудитор также должен иметь в виду необходимость соблюдать конфиденциальность информации внутри аудиторской организации или в отношениях с работодателями.

              Аудитор должен предпринимать все разумные меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.

             Необходимость соблюдать принцип конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между аудитором и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако аудитор не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную в результате профессиональных или деловых отношений.

Информация о работе Кодекс этики аудиторов России: цель и основные положения