II. Общественные интересы.
Кодексом определены приоритетные
направления применения результатов
деятельности аудиторов. Главным
является удовлетворение интересов
не конкретного человека, а общества
в целом.
III. Цели. Основной целью
аудиторской деятельности Кодекс
устанавливает качественное выполнение
заданий и соблюдение общественных
интересов. При этом услуги
аудитора должны выполняться
профессионально и в соответствии
с этическими нормами, соответствовать
стандартам качества, и обеспечивать
достоверной информацией заинтересованных
пользователей.
IV. Фундаментальные принципы.
В Кодексе приводится ряд принципов,
которые должны выполняться для
достижения профессиональных целей.
Но не дается определения самого
понятия «принцип». Исходя из
определений Кодекса этики профессиональных
бухгалтеров МФБ и Кодекса
профессионального поведения AICPA,
под принципами понимаются некоторые
позитивные положения, выражающие
идеалы профессии.
V. В заключительном разделе
Кодекса приведены рекомендации
по практическому достижению
целей и фундаментальных принципов
в ряде типичных ситуаций, встречающихся
на практике (16 Разделов). Данные рекомендации
определяют применение принципов на практике,
и, таким образом, формулируют правила
применения данных принципов. Исходя из
опыта аналогичных Кодексов профессиональной
этики, под данными регулирующими правилами
понимаются нормы поведения профессионального
аудитора на практике.
Приложение. В нем описывается
порядок применения принципов независимости
к конкретным ситуациям. Данный раздел
приводит разъяснение принципов
и основных правил в соответствии
с определенными фактическими обязанностями.
В разделе 1 Кодекса приведены основные
принципы профессиональной этики аудитора
и руководство по применению этих принципов
на практике (модель поведения аудитора
и аудиторской организации). Аудиторы
должны применять данную модель для выявления
угроз нарушения основных принципов, оценки
серьезности таких угроз, а в случаях,
когда угроза оценивается иначе, чем явно
незначительная, - для принятия мер предосторожности
с целью устранения угрозы или сведения
ее до приемлемого уровня, при котором
соответствие основным принципам не подвергается
опасности.
В разделах 2 - 9 Кодекса описан порядок
применения указанной модели поведения
в конкретных ситуациях. В ней приведены
примеры мер предосторожности против
угроз нарушения основных принципов. Кроме
того, приведены примеры ситуаций, в которых
невозможно принять достаточные меры
предосторожности против угроз, и, следовательно,
необходимо избегать действий или отношений,
ведущих к возникновению таких угроз.
Глава 2. Основные
положения Кодекса
Кодексом профессиональной
этики должно быть предусмотрено два вида
правил: разрешающих – разрешено то, что
не запрещено, и запрещающих (в некоторых
случаях – обязывающих) – запрещено то,
что не разрешено. Запрещающие правила
– это базовые установки, которые определены
нормой закона, т.е. оговорены нормативными
актами, регулирующими профессиональную
деятельность (в настоящее время таким
нормативным актом является Федеральный
Закон «Об аудиторской деятельности»
от 07.08.01. г. № 119-ФЗ).
Соотношение запрещающих (обязывающих)
и разрешающих правил в кодексе
профессиональной этики должно
исходить из:
1. Области, которую регулирует
кодекс;
2. Целей и задач профессии;
3. Национальных особенностей
страны;
4. Международного и национального
опыта в данной сфере и пр.
2.1. Цель Кодекса
и меры предосторожности
Цель Кодекса этики заключается
в оказании содействия аудиторам
и аудиторским организациям в
решении следующих вопросов:
- выявление угроз независимости;
- выделение из их числа
угроз явно незначительного характера;
- определение и использование
надлежащих мер предосторожности
для устранения и сведения
угроз до приемлемого уровня,
если они представляются существенными.
Если никакие меры предосторожности
не могут свести угрозы до
приемлемого уровня, единственно
возможными действиями могут
быть устранение заинтересованности,
создающей угрозу, либо отказ от оказания
аудиторских услуг или от предложения
продолжить их оказание.
Если угроза независимости явно
несущественна и аудитор или
аудиторская организация решают
заключить договор на оказание
услуг или продолжить его выполнение,
то такое решение следует оформить
документально. В рабочем документе
необходимо охарактеризовать все
выявленные угрозы и меры предосторожности,
принятые с целью их устранения
или снижения до приемлемого
уровня.
При оценке существенности угроз
независимости и мер предосторожности,
необходимых для их сведения
до приемлемого уровня, необходимо
учитывать интересы общественности.
Некоторые организации могут
представлять для общественности
большой интерес, поскольку в
связи с характером и масштабом
их деятельности или корпоративным
статусом очень широк круг
заинтересованных лиц.
Потенциальную угрозу независимости
представляют личная заинтересованность,
заступничество, близкое знакомство
и шантаж.
«Угроза личной заинтересованности»
возникает, когда аудитор или
аудиторская организация имеет
возможность получить какие-то
выгоды от наличия финансовой
заинтересованности в аудируемой
организации или в иных случаях
конфликта личных интересов с
интересами аудируемой организации.
Необходимость самоконтроля возникает,
когда при подготовке заключений
по результатам аудита необходимо
перепроверить какие-либо результаты
или выводы, сделанные в ходе
предыдущих проверок или иных
заданий или когда аудитор
прежде был членом Совета директоров,
должностным лицом или работником
аудируемой организации, занимающим
должность, позволяющую оказывать
прямое и существенное влияние
на предмет проверки.
«Угроза заступничества» возникает,
когда аудитор или аудиторская
организация отстаивает позицию
или точку зрения аудируемой
организации (или когда может
сложиться впечатление, что аудиторская
организация или аудитор отстаивает
такую позицию или точку зрения)
в такой степени, что это
может отрицательно повлиять
на объективность суждения аудитора
или аудиторской организации
или вызвать сомнения в их
объективности. Это происходит, когда
проверяющие ставят свое суждение
в зависимость от желания аудируемой
организации.
«Угроза близкого знакомства»
возникает, когда в силу тесных
деловых отношений с аудируемой
организацией, ее Советом директоров,
должностными лицами или работниками
аудиторская организация или
аудитор начинают с излишней
симпатией относиться к интересам
аудируемой организации.
«Угроза шантажа» наступает, когда
появляется возможность путем
(фактических или возможных) угроз
со стороны Совета директоров,
должностных лиц или работников
аудируемой организации не дать
аудитору исполнять свои обязанности
объективно и с необходимым
профессиональным скептицизмом.
Аудиторы обязаны сохранять свою
независимость, учитывая условия,
в которых они работают, наличие
угроз для их независимости
и доступность мер предосторожности,
позволяющих устранить такие
угрозы или свести их до
приемлемого уровня.
Когда угрозы выявлены и если
они существенны, то необходимо
определить и использовать соответствующие
меры предосторожности с целью
их устранения или сведения
до приемлемого уровня. Такое
решение должно быть документально
оформлено. Характер применяемых
мер предосторожности зависит
от обстоятельств. Всегда следует
учитывать, что именно может
счесть неприемлемым разумная
и хорошо информированная третья
сторона, имеющая всю уместную информацию,
в том числе об используемых мерах предосторожности.
На ее мнение влияют такие факторы, как
значимость угрозы, характер проверки,
круг предполагаемых пользователей отчета
о проверке и структура управления аудиторской
организацией.
Меры предосторожности можно
подразделить на три категории:
1. меры предосторожности,
предусмотренные профессиональными
нормами, законами или нормативными
актами;
2. меры предосторожности,
предусмотренные в структуре
управления и процедурах принятия
решений аудируемой организации;
3. меры предосторожности,
существующие в структуре управления
самой аудиторской организации
и заложенные в ее процедурах
контроля.
Аудитор и аудиторская организация
должны выбрать соответствующие
меры предосторожности для исключения
или снижения любой значимой
угрозы независимости до приемлемого
уровня. Также должен быть предусмотрен
комплекс мер предосторожности,
разработанных профессиональными
аудиторскими объединениями.
К мерам предосторожности, предусмотренным
профессиональными нормами, законами
или нормативными актами, относятся:
- требования к образованию,
подготовке и опыту лиц, получающих
лицензию на оказание профессиональных
услуг;
- требования к постоянной
профессиональной переподготовке;
- профессиональные стандарты,
контроль качества, дисциплинарные
меры;
- проверка систем контроля
качества услуг аудиторской организации
сторонними специалистами, в том
числе контролерами качества
аккредитованных при Минфине России профессиональных
аудиторских объединений;
- положения законов, регулирующие
требования к независимости аудиторской
организации.
К мерам предосторожности, предусмотренным
в структуре управления и процедурах
принятия решений аудируемой
организации, относятся:
- при выборе аудиторской
организации руководством аудируемой
организации принятие решения
об утверждении выбранной организации
принимается лицами, не входящими
в состав руководства аудируемой
организации (например, Комитетом
по аудиту);
- наличие у аудируемой
организации компетентных работников,
способных принимать управленческие
решения;
- наличие внутренних правил
и процедур, делающих упор на
приверженности аудируемой организации
достоверной финансовой отчетности;
- наличие внутренних процедур,
обеспечивающих объективность выбора
исполнителей услуг, не связанных
с проверкой;
- наличие органов, таких,
как Комитет по аудиту, либо
процедур, разработанных аккредитованными
при Минфине России профессиональными
аудиторскими объединениями, обеспечивающих
контроль качества аудиторских
услуг, оказываемых аудиторской
организацией.
Комитет по аудиту может играть
важную роль в управлении аудируемой
организацией, если он не зависит
от руководства аудируемой организации
и может помочь Совету директоров
убедиться в том, что аудиторская
организация не зависима в
своих функциях. Между аудиторской
организацией и Комитетом по
аудиту (или другим органом управления)
аудируемой организации должна существовать
регулярная связь по вопросам, которые,
по мнению аудиторской организации, могут
породить впечатление нарушения независимости.
В аудиторской организации должны
быть введены правила и процедуры,
касающиеся общения с Комитетом
по аудиту или иными органами
управления аудируемой организацией.
Аудиторская организация с установленной
периодичностью должна в устной
и письменной форме сообщать
о всех отношениях и других
вопросах, возникающих между ней
и аудируемой организацией, которые
могут породить впечатление нарушения
ее независимости. Характер таких
сообщений определяется аккредитованными
аудиторскими объединениями в
отношении своих членов и должен
касаться всех вопросов, затронутых
в данной статье.
К мерам предосторожности, существующим
в структуре самой аудиторской
организации и заложенным в
ее процедурах, могут относиться
следующие:
- поддержание у сотрудников
руководством аудиторской организации
понимания важности независимости
и стимулирование аудиторов к
действиям в интересах общества;