Классификация и характеристика бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Основным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерский баланс. Он является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств хозяйствующего субъекта на определенную дату.

В отличие от балансов, используемых в планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств на определенную дату.

Баланс выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением которой является отчет, который расшифровывает данные, содержащиеся в балансе.

Работа содержит 1 файл

БУ.docx

— 50.40 Кб (Скачать)

Положение регулирует широкий круг вопросов: 1) общие аспекты  организации и ведения бухгалтерского учета; 2) порядок бухгалтерского учета  отдельных объектов: незавершенные  капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция  и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал  резервы, расчеты с дебиторами и  кредиторами, прибыль (убыток) организации; 3) вопросы составления и представления  бухгалтерской отчетности.

Эти вопросы также  регулируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В связи с тем, что  с момента вступления в силу нового ПБУ не отменяются (не признаются утратившими  силу) соответствующие нормы Положения, возникли многочисленные противоречия между данными актами.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и  представления информации в бухгалтерской  отчетности.

По виду регулирования  Положения по бухгалтерскому учету  подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера.

По предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на:

1) регулирование  общих вопросов организации бухгалтерского  учета ("Учетная политика организации"  ПБУ 1/98);

2) регулирование  бухгалтерского учета отдельных  объектов (активов, обязательств, операций). Например, "Учет основных средств"  ПБУ 6/01, "Учет займов и кредитов  и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 и др.

3) регулирование  общих вопросов формирования  бухгалтерской отчетности ("Бухгалтерская  отчетность организации" ПБУ  4/99);

4) регулирование  порядка раскрытия и представления  информации об отдельных обстоятельствах  деятельности организации в бухгалтерской  отчетности ("События после отчетной  даты" ПБУ7/98, "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 12/2000 и др.).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его  применению (утверждено Приказом Минфина  РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (далее - Инструкция по применению плана счетов)

Инструкция по применению плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета и отражению  фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней  приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых  к ним субсчетов: раскрыты их структура  и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной  деятельности, порядок отражения  наиболее распространенных фактов.

Инструкция по применению плана счетов согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД не нуждается в  государственной регистрации, поскольку  не содержит правовых норм и является документом нормативно-технического характера.

Практические работники  периодически задают вопрос, на каком  основании столь важный для бухгалтера-практика документ по заключению Минюста России не нуждается в государственной  регистрации? Дело в том, что обязанность  ведения бухгалтерского учета методом  двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухучета, включенных в рабочий  план счетов, установлена п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете". Инструкция по применению плана счетов новых  обязанностей на организации не возлагает, а устанавливает практические (методические) аспекты реализации метода двойной  записи.

Как сказано выше, Инструкция по применению плана счетов регулирует порядок отражения в  бухгалтерском учете отдельных (наиболее распространенных) фактов хозяйственной  деятельности. Именно по этим предписаниям названная Инструкция может вступать в противоречия с Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету - они также в отдельные случаях содержат положения о порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельность.

Методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др. Акты данного вида, как и Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), по виду регулирования подразделяются на нормативные правовые акты и акты методического (нормативно-технического) характера.

По предмету регулирования  подразделяются на две подгруппы. Первая издана (принята) по вопросам, ранее  урегулированным Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н);

Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (утверждены Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н).

Вторая подгруппа  издана (принята) по вопросам, ранее  не урегулированным Положениями  по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например,

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации  организаций (утверждены Приказом Минфина  России от 20 мая 2003 N 44н);

Указания по отражению  в бухгалтерском учете организаций  операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (утверждены Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина  России от 13 июня 1995 г. N 49).

Причины противоречий актов данной группы с другими  нормативными актами по бухгалтерскому учету рассмотрены ниже.

Акты толкования представляют собой разъяснения  Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, которые, как правило, издаются в форме письма.

Следует отметить, что  фактически сложившиеся система  регулирования бухгалтерского учета  не соответствует той, которая предусмотрена  Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 г. N 283). Так, согласно положениям названной Программы, регулирование  бухгалтерского учета включает:

1) нормативное правовое  регулирование - осуществляется  Федеральным законом "О бухгалтерском  учете";

2) нормативное регулирование  - осуществляется стандартами (Положениями  по бухгалтерскому учету);

3) методическое обеспечение  (инструкции, методические указания, комментарии). Акты Минфина России  рекомендательного, разъяснительного  и уточняющего характера.

Исходя из выше изложенного, в настоящее время, отдельные  акты, относящиеся к актам методического  обеспечения (методические указания, инструкции и др.), назначение которых заключается  в установлении методов (способов, приемов) практической реализации норм ПБУ, получают после регистрации в Минюсте  России значение нормативного правового  акта и "поднимаются" на один уровень  с ПБУ, обуславливая возникновение  неясностей и противоречий.

Таким образом, налицо "зарегулированность" отдельных вопросов нормативными правовыми актами одного уровня. Так, например, в отношении учета основных средств действуют следующие нормативные правовые акты Минфина России имеющие одинаковую юридическую силу:

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

В результате в фактически сложившейся системе нормативного регулирования бухучета разные виды актов (нормативные правовые, нормативные  и методического обеспечения) практически "перемешались" между собой, что  создает соответствующие проблемы (противоречия, неясности) в регулировании  бухгалтерского учета.

Для качественного  преодоления возникшей ситуации необходимо внести изменения в Федеральный  закон "О бухгалтерском учете". Прежде всего, дополнить его так называемыми коллизионными нормами, т.е. нормами определяющими порядок разрешения противоречий между разными видами актов, регулирующих бухгалтерский учет. Следующие разделы настоящей статьи посвящены возможным способам преодоления проблем нормативного регулирования бухгалтерского учета в условиях действующего законодательства. 

Оценка  имущества и обязательств

Обязательна денежная оценка имущества и обязательств организации, определяется цель такой  оценки для их отражения в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении, определяются методы оценки имущества.

Оценка имущества  организации производится следующими способами:

1) имущество, приобретенное  организацией за плату, оценивается  путем суммирования фактически  произведенных расходов на его  покупку;

2) имущество, полученное  организацией безвозмездно, оценивается  по рыночной стоимости на дату  оприходования;

3) имущество, произведенное  в самой организации, оценивается  по стоимости его изготовления.

Другие методы оценки (в том числе путем резервирования) можно применять только в тех  случаях, когда допускает законодательство РФ и нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

Методы оценки видов  имущества и обязательств утверждаются при принятии организацией учетной  политики.

Для целей бухгалтерского учета начисление амортизации основных средств и нематериальных активов  производится независимо от результатов  хозяйственной деятельности организации  в отчетном периоде.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету  по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических  затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением  НДС и иных возмещаемых налогов.

Фактическими затратами  являются:

1) суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  поставщику (продавцу);

2) суммы, уплачиваемые  организациям за осуществление  работ по договору строительного  подряда и иным договорам;

3) суммы, уплачиваемые  организациям за информационные  и консультационные услуги, связанные  с приобретением основных средств;

4) регистрационные  сборы, государственные пошлины  и другие аналогичные платежи,  произведенные в связи с приобретением  (получением) прав на объект основных  средств;

5) таможенные пошлины;

6) невозмещаемые  налоги, уплачиваемые в связи  с приобретением объекта основных  средств;

7) вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации, через  которую приобретен объект основных  средств.

Не включаются в  фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и  иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением, сооружением  или изготовлением основных средств.

В качестве основного  требования к ведению бухгалтерского учета установлено, что бухгалтерский  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется в  валюте Российской Федерации – в  рублях.

Информация о работе Классификация и характеристика бухгалтерского баланса