Классификация и характеристика бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Основным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерский баланс. Он является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств хозяйствующего субъекта на определенную дату.

В отличие от балансов, используемых в планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств на определенную дату.

Баланс выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением которой является отчет, который расшифровывает данные, содержащиеся в балансе.

Работа содержит 1 файл

БУ.docx

— 50.40 Кб (Скачать)

(п. 4 введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ) 5. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской  отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской  отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской  отчетности по телекоммуникационным каналам  связи пользователь бухгалтерской  отчетности обязан передать организации  квитанцию о приемке в электронном  виде.

Днем представления  организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового  отправления с описью вложения или  дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической  передачи по принадлежности.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.03.2002 N 32-ФЗ)

Статья 16. Публичность бухгалтерской отчетности

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые  организации, биржи, инвестиционные и  иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных  средств (взносов), обязаны публиковать  годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

(в ред. Федерального  закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) Публичность  бухгалтерской отчетности заключается  в ее опубликовании в газетах  и журналах, доступных пользователям  бухгалтерской отчетности, либо  распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий,  содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным  органам государственной статистики  по месту регистрации организации  для предоставления заинтересованным  пользователям.

Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Организации обязаны  хранить первичные учетные документы,  регистры бухгалтерского учета  и бухгалтерскую отчетность в  течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами  организации государственного архивного  дела, но не менее пяти лет.

2. Рабочий план  счетов бухгалтерского учета,  другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы  машинной обработки данных (с  указанием сроков их использования)  должны храниться организацией  не менее пяти лет после  года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

3. Ответственность  за организацию хранения учетных  документов, регистров бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  несет руководитель организации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете

Руководители организаций  и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения  бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование  бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской  отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной  ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. О введении в действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный  закон вступает в силу со дня его  официального опубликования.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.

НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета включает:

1) нормативное правовое  регулирование - осуществляется  нормами права, содержащимися  в соответствующих нормативных  правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое)  регулирование - осуществляется  методическими (техническими) нормами,  содержащимися в соответствующих  актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в  реализации нормативного регулировании  бухгалтерского учета принадлежит  учетной политике организации и  актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" *(2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

В соответствии с  п. 10 Указа Президента Российской Федерации  от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти" "нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, кроме актов  и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".

Следует отметить, что  согласно ст. 3 Федерального закона О" бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются.

Под актом методического (нормативно-технического) характера  понимается акт Минфина России, который  по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся  в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический  характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России "в  государственной регистрации не нуждается" - формальный признак  того, что данный акт является актом  методического (нормативно-технического) характера. *(4)

Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 "О совершенствовании  работы по подготовке и государственной  регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации" акты Минфина России, признанные Министерством юстиции  Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в "Финансовой газете". Вторым формальным признаком  акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера  является его опубликование в "Финансовой газете".

Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми  актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным  правовым актам, то приоритет имеют  последние (поскольку первые являются их производной)

Итак, акты Минфина  России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными  для исполнения, как и нормативные  правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для  разрешения противоречий, что будет  рассмотрено ниже.

Акты Минфина России, как нормативные правовые, так  и методического (нормативно-технического) характера издаются (принимаются) в  виде приказов, независимо от наименования утверждаемого ими текста (методические указания, указания и др.)

Под нормативными актами, составляющими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, понимается совокупность нормативных  правовых актов Минфина России и  его актов методического (нормативно-технического) характера. Данное определение вытекает из содержания п. 3 Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. Согласно этому документу, "Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации".

В регулировании  бухгалтерского учета также используется понятие "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете". Содержание данного понятия раскрыто в ст. 3 Федерального закона "О  бухгалтерском учете", согласно которой  законодательство Российской Федерации  о бухгалтерском учете состоит  из Федерального закона "О бухгалтерском  учете", других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ.

Различать приведенные  выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о  бухгалтерском учете) необходимо для  правильного определения объема регулирующих актов при решении  вопросов, относящихся к организации  и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных  видов противоречий. Например, согласно п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации "организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности".

В приведенной норме  установлены две группы актов, которые  следует использовать при формировании учетной политики: 1) акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете и 2) нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации. Как рассмотрено выше, к первой группе актов относятся Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Вторую группу актов составляют нормативные правовые акты Минфина России и его методические (нормативно-технические) акты, т.е. вторая группа состоит из совокупности приказов Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, независимо от факта регистрации в Минюсте России.

По наименованию утверждаемого текста приказы Минфина  России, регулирующие бухгалтерский  учет, подразделяются на Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его  применению, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др.

Рассмотрим подробнее  отдельные виды нормативных актов  Минфина России, их роль и значение в регулировании бухгалтерского учета с целью выделения дублирующих  друг друга актов - т.е. тех из них, которые регулируют одни и те же вопросы

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) по законодательству РФ распространяет действие на все юридические  лица (за исключением кредитных организаций  и бюджетных учреждений).

Информация о работе Классификация и характеристика бухгалтерского баланса