Кассовые операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

При осуществлении расчетов наличными денежными средствами произошли ряд изменений в:
- порядке оформления кассовой дисциплины на предприятии;
- порядке оформления операций в части осуществления хозяйственных расходов
- порядке оформления поступления наличных денежных средств через кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы и (или) платежные терминалы.

Работа содержит 1 файл

Статья о кассовых документах_1.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

    Под термином «кассовый суммирующий аппарат» следует понимать электронное устройство, предназначенное для выполнения кассовых операций регистрации расчетов за реализованные товары, для сбора, сохранения и выдачи финансовой информации, а также печати платежных документов (СТБ 1364.1).

    Термин  «специальная компьютерная система» означает систему, построенную на базе средств  вычислительной техники, КСА и каналов  связи, предназначенную для выполнения кассовых операций, автоматизации обработки  данных при реализации товаров, регистрации, учета, накопления, сохранения этих данных, выдачи финансовой информации, а также для печати (оформления) платежных документов (СТБ 1364.1).

    Термин  «платежный терминал» приведен в  подп.2.31 п.2 Инструкции о порядке  совершения операций с банковскими  пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 74 (далее - Инструкция № 74), и означает электронное программно-техническое (электронный терминал) или механическое (импринтер) устройство, предназначенное для регистрации операций, совершаемых с использованием банковских пластиковых карточек, с последующим формированием карт-чека.

    Кассовое  оборудование - кассовый суммирующий аппарат, в т.ч. совмещенный с таксометром, специальная компьютерная система, билетопечатающая машина, используемые для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров (п.2 Положения № 924/16).

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели до 1 июля 2012 г. вправе принимать наличные денежные средства при реализации товаров с использованием торговых автоматов без применения кассового оборудования (подп.2.1 п.2 постановления № 924/16).

    При продаже товаров с 1 июля 2012 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов (подп.2.2 п.2 постановления № 924/16).

    Постановление № 924/16 вводит новое понятие - средство контроля налоговых органов. Под ним следует понимать специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных. Установку данного средства контроля намечено осуществлять с 1 июля 2012 г. в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы. До 1 июля 2012 г. Министерство по налогам и сборам РБ обязано определить порядок установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов.

    Республиканское унитарное предприятие (РУП) «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» осуществляет установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, а также функции центра обработки данных в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам РБ (подп.2.3 п.2 постановления № 924/16).

    До 1 июля 2013 г. приостановлено действие требования о замене КСА (за исключением КСА, используемых в своей деятельности банками), в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе (подп.2.4 п.2 постановления № 924/16). Данная мера принята в целях сокращения расходов субъектов хозяйствования на замену кассового оборудования.

    Основным  документом, регламентирующим порядок  регистрации (снятия с регистрации) КСА и (или) СКС в налоговых  органах, является Инструкция о некоторых  вопросах о регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденная постановлением МНС РБ от 03.09.2004 № 100 (далее - Инструкция № 100).

    Кассовые  суммирующие аппараты и СКС необходимо регистрировать в инспекциях по месту постановки на учет субъекта предпринимательской деятельности до их применения указанным субъектом и при наличии договора на их техническое обслуживание и ремонт, а также при условии установки на них в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля.

    Для регистрации КСА и (или) СКС субъекту хозяйствования необходимо представить  в инспекции Министерства по налогам  и сборам следующие документы:

    - заявление  по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 100;

    - список  КСА и (или) СКС, представленных  для регистрации в инспекцию  Министерства по налогам и  сборам по форме, приведенной  в приложении 2 к Инструкции № 100;

    - акт  о снятии показаний контрольных  и накапливающих денежных счетчиков с приложением отчета (кассового чека) с показаниями суммирующего денежного счетчика по каждому аппарату (системе) по форме, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 100.

    Кассовое  оборудование подлежит регистрации  в инспекции Министерства по налогам и сборам в течение 5 рабочих дней со дня представления вышеуказанных документов.

    Регистрацию КСА и (или) СКС, выданных из резерва  центра технического обслуживания (далее - ЦТО) на время ремонта вышедших из строя аппаратов и систем, производят в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет ЦТО.

    При необходимости проведения замены аппарата и (или) системы, сданных в ремонт, на аналогичное оборудование из резервного фонда ЦТО заполняют акт о  снятии показаний контрольных и  денежных счетчиков перед сдачей (отправкой) в ремонт и при приемке (возврате) из ремонта и при переводе их на нули по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 100, который прикладывают к отчету кассира.

    Меры ответственности.

    За  нарушение порядка использования КСА и (или) СКС и (или) платежных терминалов при продаже товаров, а также отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров предусмотрена ответственность для субъектов хозяйствования в виде наложения штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 БВ (ст.12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). 

    По  сути, постановление № 924/16 объединило в себе вопросы, регулируемые постановлением № 18/1 и Инструкцией № 103. Поэтому до 14 октября 2011 г. по вопросам отчетности по использованию КСА и СКС необходимо руководствоваться Инструкцией № 103, а с 14 октября 2011 г. - постановлением № 924/16.

Рассмотрим в  таблице 1 основные требования и отличия по документальному оформлению при применении КСА и (или) СКС.

Таблица 1

в соответствии с требованиями Инструкции № 103 до 14.10.2011г в соответствии с требованиями Положения № 924/16 после 14.10.2011 года
Книга кассира-операциониста  оформляется по форме приложение 1 к Инструкции:

Необходимо оформлять  на каждый КСА и (или) СКС с целью ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) КСА и (или) СКС.

Книга кассира оформляется по форме приложение 2 к Положению:

Необходимо оформлять  на каждую единицу кассового оборудования с целью ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием

Чек КСА и (или) СКС:

Данный документ подтверждает оплату реализованных  товаров. Чек выдают покупателю в  подтверждение сумм принятых наличных денежных средств с использованием КСА и (или) СКС и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через КСА и (или) СКС

Платежный документ, подтверждающий факт приобретения товара:

Документ формируется  кассовым оборудованием, в т.ч. входящим в состав другого оборудования и (или) платежным терминалом, подтверждающим прием наличных денежных средств и (или) осуществление расчетов с использованием банковских пластиковых карточек

Контрольная лента:

Использованные  контрольные ленты необходимо хранить в опечатанном виде в течение 3 лет, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке. Хранение контрольных лент при использовании систем Нацбанком РБ, банками осуществляют в электронном виде при обеспечении хранения информации в установленные сроки (п.16 Инструкции)

Контрольная лента:

По окончании  рабочего дня (смены) кассир обязан вывести  в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование контрольную ленту - для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно.

Данные требования не распространяются на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы (п.18 Положения).

Контрольные ленты  необходимо хранить в течение 12 месяцев со дня их формирования (п.21 Положения)

Отчет закрытия смены (Z-отчет) (форма установлена государственными стандартами Республики Беларусь):

Отчет формируют  в соответствии с эксплуатационной документацией на КСА и (или) СКС по окончании рабочего дня (смены).

Хранить отчет  следует в опечатанном виде у юридического лица в течение 5 лет

или в течение 3 лет после завершения налоговой проверки, у индивидуального предпринимателя - в течение 5 лет

или до момента  завершения налоговой проверки, после  чего он может быть уничтожен в  установленном порядке 

Суточный (сменный) отчет (Z-отчет):

Кассир формирует  отчет по окончании работы. При  невозможности снятия данного отчета следует произвести запись в книге кассира о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с применением этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности (п.22 Положения).

Срок хранения суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) - 12 месяцев со дня их формирования (п.21 Положения )

Акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю) (приложение 2 к Инструкции):

Составляют в  случае возврата покупателю (потребителю) наличных денежных средств, принятых с использованием КСА

и (или) СКС

Составление акта о возврате наличных денежных средств  покупателю (потребителю) в случае возврата ранее приобретенного им товара в розничной сети Положением  не предусмотрено. Однако п.19 Положения установлено, что возврат покупателю (потребителю) денежных средств, принятых при продаже товаров, производят в порядке, определенном актами законодательства РБ
Реестр ошибочно сформированных чеков кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины, таксометра (приложение 3 к Инструкции):

В случае ошибок, допущенных кассиром, иным уполномоченным лицом при вводе суммы, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого чека КСА или СКС запрещено. Данный документ должен быть составлен в конце рабочего дня (смены)

Реестр ошибочно сформированных платежных документов кассового оборудования (приложение 3 к Положению)

Назначение и  порядок составления данного  документа аналогичны приведенным  в Инструкции

Акт наличия денежных средств в денежном ящике (произвольной формы)

Акт необходимо составлять в случае обнаружения  неисправности КСА

и (или) СКС и  невозможности снятия отчета закрытия смены (Z-отчета). При этом производится запись в книге кассира-операциониста, вызывается представитель ЦТО, с которыми заключен договор на техническое обслуживание и ремонт, для выполнения работ в порядке, установленном законодательством РБ

(п.17 Инструкции)

Обязанность составления  данного документа Положением  не предусмотрена.

В случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения средства контроля, установленного на нем, субъекты хозяйствования обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек с его использованием. Кассир обязан произвести окончание работы.

При невозможности  снятия суточного (сменного) отчета (Z-отчета) производится запись в книге кассира  о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с применением этого кассового  оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности (п.22 Положения)

Первичные учетные документы, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных

В случае временного отсутствия электроэнергии, а также  в период ремонта КСА и (или) СКС при невозможности замены неисправных КСА и (или) СКС на исправные аппараты и системы, отвечающие требованиям законодательства РБ, субъекты хозяйствования осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров с использованием данных документов.

По окончании  ремонта КСА и (или) СКС или устранения неисправности в электросети в инспекцию Министерства по налогам и сборам представляют документы, подтверждающие выполнение ремонта КСА и (или) СКС, или справки произвольной формы о периоде временного отсутствия электроэнергии. О количестве использованных первичных учетных документов субъекты хозяйствования сообщают в инспекцию Министерства по налогам и сборам не позднее 3 дней со дня, следующего за днем введения в эксплуатацию КСА и (или) СКС

(п.17 Инструкции)

Документы с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которых включена в электронный банк данных бланков

На период ремонта  кассового оборудования при невозможности  его замены на исправное или при временном отсутствии электроэнергии субъекты хозяйствования осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров с оформлением каждому покупателю (потребителю) документа с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции

(п.23 Положения).   

К сведению!

При продаже (выдаче) покупателю (потребителю) документов, оформленных на бланках строгой отчетности, прием наличных денежных средств может быть произведен без оформления приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены) (п.23 Положения)

Отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием КСА, СКС, билетопечатающих машин, таксометров, и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы, машины, таксометры, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (приложение 4 к Инструкции)

Предоставляет субъект хозяйствования, использующий аппараты и (или) системы (за исключением Нацбанка РБ и банков), в налоговые органы по месту постановки на учет по окончании календарного года,

но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным

Обязанность составления  данного документа Положением  не предусмотрена
 

    Расчеты, проводимые с использованием банковских пластиковых карточек, получили широкое  распространение в настоящее  время. Для большинства торговых организаций их использование продиктовано законодательством, иные субъекты хозяйствования применяют карточки в расчетах по своему усмотрению. Порядок осуществления расчетов по операциям, совершаемым при использовании банковских пластиковых карточек, определен Инструкцией № 74.

    С целью использования банковских пластиковых карточек как средства платежа в расчетах с покупателями торговым организациям необходимо заключить договор эквайринга с банком-эквайером, согласно которому банк будет собирать и обрабатывать поступающую от организаций торговли информацию для проведения безналичных расчетов. На основании данного договора производится расчетное обслуживание торговых организаций, а также могут быть предусмотрены установка в торговом объекте необходимого оборудования (терминала) и ряд услуг (например, обучение сотрудников оформлению операций с использованием карт, их консультирование и т.д.).

    Зачисление  денежных средств на расчетный счет торговой организации по произведенным  операциям с банковскими пластиковыми картами производит банк-эквайер  по данным переданных карт-чеков (иных документов) на бумажном носителе или в электронном виде. Поступившие документы подлежат обработке, и банк-эквайер оформляет платежные инструкции для проведения безналичных расчетов, которые направляет банку-эмитенту. На их основании банк-эмитент зачисляет денежные средства на расчетный счет торговой организации.

    Внимание!

    Наиболее  распространенной ошибкой при проведении расчетов с использованием пластиковых  карточек является то, что субъекты хозяйствования проводят расчеты через  терминал, не дублируя суммы покупки  через КСА и (или) СКС. В связи с этим следует учитывать, что кассир (иное уполномоченное лицо) обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, через КСА и (или) СКС и в подтверждение сумм принятых наличных денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, выдавать покупателю (потребителю) чек КСА и (или) СКС (п.12 Инструкции № 103).

    Аналогичная норма сохранена и в Положении  № 924/16. Кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) денежных средств при продаже товаров с использованием банковских пластиковых карточек через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п.17 Положения № 924/16).

ЗАПОЛНЕНИЕ  КНИГ КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА (КАССИРА)

    Книга кассира-операциониста должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена  подписями руководителя организации  и лица, осуществляющего руководство  бухгалтерским учетом в организации, и печатью. Записи в ней производят ежедневно в хронологическом порядке, без помарок. В случае внесения исправления в книгу таковые заверяют подписями кассира-операциониста и руководителя субъекта хозяйствования. Книгу необходимо хранить в месте установки кассового оборудования, здесь же должны быть документы, подтверждающие выдачу перед началом рабочего дня, смены наличных денежных средств авансом для расходных операций (пп.9, 11-15 Инструкции № 103).

    К сведению!

    С 1 июля 2011 г. размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо должен быть закреплен приказом руководителя организации.

    В таблице 2 представлен порядок заполнения книги кассира-операциониста. 

    Таблица 2

№ графы книги, ее название Порядок заполнения граф
Графа 1 «Дата» Заполняют в  обязательном порядке в начале рабочего дня (смены)
Графа 2 «Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на начало рабочего дня (смены)» Записывают  показания денежных суммирующих счетчиков КСА и (или) СКС на начало рабочего дня (смены)
Графа 3 «Подпись кассира иного уполномоченного лица» Записи, указанные  в гр.1 и 2, заверяют подписью кассира (иного уполномоченного лица)
Графа 4 «Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на конец рабочего дня (смены)» Заполняют по окончании  рабочего дня (смены). Здесь записывают показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены)
Графа 5 «Номер отчеты закрытия смены» Заносят номер  отчета закрытия смены (фискального отчета)
Графа 6 «Сумма выручки за день (смену) (гр.4 - гр.2)» Отражают общий  оборот по КСА и (или) СКС за день (смену), указанный в фискальном отчете, включающий как суммы принятых наличных денежных средств,

так и суммы  средств, снятые с пластиковых банковских карточек. Поскольку показания суммирующих счетчиков КСА и (или) СКС отображают сумму выручки нарастающим итогом, выручку за рабочий день (смену) определяют как разность показаний счетчиков КСА

и (или) СКС на конец и начало рабочего дня (смены)

Графа 7 «Возвращено денежных сумм покупателям (потребителям) по неиспользованным кассовым чекам» Заполняют в  случае возврата покупателю (потребителю) наличных денежных средств, принятых с  использованием КСА и СКС. В данной ситуации составляют акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю) по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 103
Графа 8 «Сдано в кассу (банк)» Отражают сумму  наличных денежных средств, сданную  кассиром-операционистом по окончании  рабочего дня (смены) в кассу организации. Расчет посредством банковских пластиковых карточек не является расчетом наличными денежными средствами. Следовательно, данные суммы не отражают в гр.8 книги
Графа 9 «Остаток на конец дня (смены)» Выводят остаток  наличных денежных средств на конец дня (смены), который рассчитывают следующим образом: из общего оборота денежных средств за день (смену) (гр.6) вычитают сумму наличных денежных средств, сданную в кассу организации (гр.8), сумму денежных средств, возвращенную покупателям (гр.7), а также сумму денежных средств, снятую за рабочий день (смену) с пластиковых банковских карточек. Исчисленному остатку должен соответствовать фактический остаток наличных денежных средств, находящийся в кассе данного КСА на конец рабочего дня (смены)
Графа 10 «Подпись кассира операциониста» Записи, указанные  в гр.4-9, заверяют подписью кассира (иного  уполномоченного лица)
Сумму денежных средств, снятую с банковских пластиковых карточек за рабочий  день (смену) и проведенную через  КСА и (или) СКС, отражают строкой ниже, т.е. справочно, поскольку указанная сумма включена в общий нарастающий оборот денежных средств в фискальном отчете и участвует в вышеперечисленных расчетах. Как правило, расчеты посредством банковских пластиковых карточек проводят по отдельной секции КСА

и (или) СКС (специально для этого запрограммированной). В этом случае подстрочно заполняют  гр.2, 4 и 6 книги, отражающие показания  накапливающих денежных счетчиков  данной секции на начало и конец  рабочего дня, а также оборот за смену (по аналогии с предыдущей строкой).

Расход денежных средств, снятых с банковских пластиковых  карточек, в книге кассира-операциониста  не отражают, поскольку банковская карточка в данном случае является платежным средством при осуществлении  расчетов в безналичной форме и денежные средства с карт-счета покупателя поступают не в кассу, а на расчетный счет торговой организации посредством банковского перевода. Следовательно, гр.7, 8 и 9 книги кассира-операциониста подстрочно не заполняют

Информация о работе Кассовые операции