Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа
При осуществлении расчетов наличными денежными средствами произошли ряд изменений в:
- порядке оформления кассовой дисциплины на предприятии;
- порядке оформления операций в части осуществления хозяйственных расходов
- порядке оформления поступления наличных денежных средств через кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы и (или) платежные терминалы.
Под термином «кассовый суммирующий аппарат» следует понимать электронное устройство, предназначенное для выполнения кассовых операций регистрации расчетов за реализованные товары, для сбора, сохранения и выдачи финансовой информации, а также печати платежных документов (СТБ 1364.1).
Термин «специальная компьютерная система» означает систему, построенную на базе средств вычислительной техники, КСА и каналов связи, предназначенную для выполнения кассовых операций, автоматизации обработки данных при реализации товаров, регистрации, учета, накопления, сохранения этих данных, выдачи финансовой информации, а также для печати (оформления) платежных документов (СТБ 1364.1).
Термин «платежный терминал» приведен в подп.2.31 п.2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 74 (далее - Инструкция № 74), и означает электронное программно-техническое (электронный терминал) или механическое (импринтер) устройство, предназначенное для регистрации операций, совершаемых с использованием банковских пластиковых карточек, с последующим формированием карт-чека.
Кассовое оборудование - кассовый суммирующий аппарат, в т.ч. совмещенный с таксометром, специальная компьютерная система, билетопечатающая машина, используемые для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров (п.2 Положения № 924/16).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели до 1 июля 2012 г. вправе принимать наличные денежные средства при реализации товаров с использованием торговых автоматов без применения кассового оборудования (подп.2.1 п.2 постановления № 924/16).
При продаже товаров с 1 июля 2012 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов (подп.2.2 п.2 постановления № 924/16).
Постановление № 924/16 вводит новое понятие - средство контроля налоговых органов. Под ним следует понимать специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных. Установку данного средства контроля намечено осуществлять с 1 июля 2012 г. в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы. До 1 июля 2012 г. Министерство по налогам и сборам РБ обязано определить порядок установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов.
Республиканское
унитарное предприятие (РУП) «Информационно-
До 1 июля 2013 г. приостановлено действие требования о замене КСА (за исключением КСА, используемых в своей деятельности банками), в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе (подп.2.4 п.2 постановления № 924/16). Данная мера принята в целях сокращения расходов субъектов хозяйствования на замену кассового оборудования.
Основным документом, регламентирующим порядок регистрации (снятия с регистрации) КСА и (или) СКС в налоговых органах, является Инструкция о некоторых вопросах о регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденная постановлением МНС РБ от 03.09.2004 № 100 (далее - Инструкция № 100).
Кассовые суммирующие аппараты и СКС необходимо регистрировать в инспекциях по месту постановки на учет субъекта предпринимательской деятельности до их применения указанным субъектом и при наличии договора на их техническое обслуживание и ремонт, а также при условии установки на них в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля.
Для регистрации КСА и (или) СКС субъекту хозяйствования необходимо представить в инспекции Министерства по налогам и сборам следующие документы:
- заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 100;
- список
КСА и (или) СКС,
- акт
о снятии показаний
Кассовое оборудование подлежит регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам в течение 5 рабочих дней со дня представления вышеуказанных документов.
Регистрацию КСА и (или) СКС, выданных из резерва центра технического обслуживания (далее - ЦТО) на время ремонта вышедших из строя аппаратов и систем, производят в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет ЦТО.
При необходимости проведения замены аппарата и (или) системы, сданных в ремонт, на аналогичное оборудование из резервного фонда ЦТО заполняют акт о снятии показаний контрольных и денежных счетчиков перед сдачей (отправкой) в ремонт и при приемке (возврате) из ремонта и при переводе их на нули по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 100, который прикладывают к отчету кассира.
Меры ответственности.
За
нарушение порядка
По сути, постановление № 924/16 объединило в себе вопросы, регулируемые постановлением № 18/1 и Инструкцией № 103. Поэтому до 14 октября 2011 г. по вопросам отчетности по использованию КСА и СКС необходимо руководствоваться Инструкцией № 103, а с 14 октября 2011 г. - постановлением № 924/16.
Рассмотрим в таблице 1 основные требования и отличия по документальному оформлению при применении КСА и (или) СКС.
Таблица 1
в соответствии с требованиями Инструкции № 103 до 14.10.2011г | в соответствии с требованиями Положения № 924/16 после 14.10.2011 года |
Книга
кассира-операциониста оформляется
по форме приложение 1 к Инструкции:
Необходимо оформлять на каждый КСА и (или) СКС с целью ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) КСА и (или) СКС. |
Книга кассира
оформляется по форме приложение 2 к Положению:
Необходимо оформлять на каждую единицу кассового оборудования с целью ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием |
Чек
КСА и (или) СКС:
Данный документ подтверждает оплату реализованных товаров. Чек выдают покупателю в подтверждение сумм принятых наличных денежных средств с использованием КСА и (или) СКС и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через КСА и (или) СКС |
Платежный документ,
подтверждающий факт приобретения товара:
Документ формируется кассовым оборудованием, в т.ч. входящим в состав другого оборудования и (или) платежным терминалом, подтверждающим прием наличных денежных средств и (или) осуществление расчетов с использованием банковских пластиковых карточек |
Контрольная
лента:
Использованные контрольные ленты необходимо хранить в опечатанном виде в течение 3 лет, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке. Хранение контрольных лент при использовании систем Нацбанком РБ, банками осуществляют в электронном виде при обеспечении хранения информации в установленные сроки (п.16 Инструкции) |
Контрольная лента:
По окончании рабочего дня (смены) кассир обязан вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование контрольную ленту - для кассового оборудования с электронным журналом, когда контрольная лента формируется в едином рабочем цикле с чековой лентой при регистрации кассовой операции, но оформляется раздельно. Данные требования не распространяются на кассовое оборудование, встраиваемое в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы (п.18 Положения). Контрольные ленты необходимо хранить в течение 12 месяцев со дня их формирования (п.21 Положения) |
Отчет
закрытия смены (Z-отчет) (форма установлена
государственными стандартами Республики Беларусь):
Отчет формируют в соответствии с эксплуатационной документацией на КСА и (или) СКС по окончании рабочего дня (смены). Хранить отчет следует в опечатанном виде у юридического лица в течение 5 лет или в течение 3 лет после завершения налоговой проверки, у индивидуального предпринимателя - в течение 5 лет или до момента завершения налоговой проверки, после чего он может быть уничтожен в установленном порядке |
Суточный
(сменный) отчет (Z-отчет):
Кассир формирует отчет по окончании работы. При невозможности снятия данного отчета следует произвести запись в книге кассира о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с применением этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности (п.22 Положения). Срок хранения суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) - 12 месяцев со дня их формирования (п.21 Положения ) |
Акт
о возврате наличных денежных средств
покупателю (потребителю) (приложение 2
к Инструкции):
Составляют в случае возврата покупателю (потребителю) наличных денежных средств, принятых с использованием КСА и (или) СКС |
Составление акта о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю) в случае возврата ранее приобретенного им товара в розничной сети Положением не предусмотрено. Однако п.19 Положения установлено, что возврат покупателю (потребителю) денежных средств, принятых при продаже товаров, производят в порядке, определенном актами законодательства РБ |
Реестр
ошибочно сформированных чеков кассового
суммирующего аппарата, специальной компьютерной
системы, билетопечатающей машины, таксометра
(приложение 3 к Инструкции):
В случае ошибок, допущенных кассиром, иным уполномоченным лицом при вводе суммы, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого чека КСА или СКС запрещено. Данный документ должен быть составлен в конце рабочего дня (смены) |
Реестр ошибочно
сформированных платежных документов
кассового оборудования (приложение 3 к
Положению)
Назначение и порядок составления данного документа аналогичны приведенным в Инструкции |
Акт
наличия денежных средств в денежном ящике
(произвольной формы)
Акт необходимо составлять в случае обнаружения неисправности КСА и (или) СКС и невозможности снятия отчета закрытия смены (Z-отчета). При этом производится запись в книге кассира-операциониста, вызывается представитель ЦТО, с которыми заключен договор на техническое обслуживание и ремонт, для выполнения работ в порядке, установленном законодательством РБ (п.17 Инструкции) |
Обязанность составления
данного документа Положением
не предусмотрена.
В случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения средства контроля, установленного на нем, субъекты хозяйствования обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек с его использованием. Кассир обязан произвести окончание работы. При невозможности
снятия суточного (сменного) отчета (Z-отчета)
производится запись в книге кассира
о неисправности кассового |
Первичные
учетные документы, информация об изготовлении
и реализации которых подлежит внесению
в электронный банк данных
В случае временного отсутствия электроэнергии, а также в период ремонта КСА и (или) СКС при невозможности замены неисправных КСА и (или) СКС на исправные аппараты и системы, отвечающие требованиям законодательства РБ, субъекты хозяйствования осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров с использованием данных документов. По окончании ремонта КСА и (или) СКС или устранения неисправности в электросети в инспекцию Министерства по налогам и сборам представляют документы, подтверждающие выполнение ремонта КСА и (или) СКС, или справки произвольной формы о периоде временного отсутствия электроэнергии. О количестве использованных первичных учетных документов субъекты хозяйствования сообщают в инспекцию Министерства по налогам и сборам не позднее 3 дней со дня, следующего за днем введения в эксплуатацию КСА и (или) СКС (п.17 Инструкции) |
Документы с определенной
степенью защиты, информация об изготовлении
и реализации бланка которых включена
в электронный банк данных бланков
На период ремонта кассового оборудования при невозможности его замены на исправное или при временном отсутствии электроэнергии субъекты хозяйствования осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров с оформлением каждому покупателю (потребителю) документа с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п.23 Положения).
К сведению! При продаже (выдаче) покупателю (потребителю) документов, оформленных на бланках строгой отчетности, прием наличных денежных средств может быть произведен без оформления приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены) (п.23 Положения) |
Отчет
о суммах наличных денежных средств, принятых
с использованием КСА, СКС, билетопечатающих
машин, таксометров, и (или) денежных средств,
снятых с банковских пластиковых карточек
через эти аппараты, системы, машины, таксометры,
при продаже товаров, выполнении работ
и оказании услуг (приложение 4 к Инструкции)
Предоставляет субъект хозяйствования, использующий аппараты и (или) системы (за исключением Нацбанка РБ и банков), в налоговые органы по месту постановки на учет по окончании календарного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным |
Обязанность составления данного документа Положением не предусмотрена |
Расчеты, проводимые с использованием банковских пластиковых карточек, получили широкое распространение в настоящее время. Для большинства торговых организаций их использование продиктовано законодательством, иные субъекты хозяйствования применяют карточки в расчетах по своему усмотрению. Порядок осуществления расчетов по операциям, совершаемым при использовании банковских пластиковых карточек, определен Инструкцией № 74.
С целью использования банковских пластиковых карточек как средства платежа в расчетах с покупателями торговым организациям необходимо заключить договор эквайринга с банком-эквайером, согласно которому банк будет собирать и обрабатывать поступающую от организаций торговли информацию для проведения безналичных расчетов. На основании данного договора производится расчетное обслуживание торговых организаций, а также могут быть предусмотрены установка в торговом объекте необходимого оборудования (терминала) и ряд услуг (например, обучение сотрудников оформлению операций с использованием карт, их консультирование и т.д.).
Зачисление
денежных средств на расчетный счет
торговой организации по произведенным
операциям с банковскими
Внимание!
Наиболее распространенной ошибкой при проведении расчетов с использованием пластиковых карточек является то, что субъекты хозяйствования проводят расчеты через терминал, не дублируя суммы покупки через КСА и (или) СКС. В связи с этим следует учитывать, что кассир (иное уполномоченное лицо) обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, через КСА и (или) СКС и в подтверждение сумм принятых наличных денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, выдавать покупателю (потребителю) чек КСА и (или) СКС (п.12 Инструкции № 103).
Аналогичная норма сохранена и в Положении № 924/16. Кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) денежных средств при продаже товаров с использованием банковских пластиковых карточек через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п.17 Положения № 924/16).
ЗАПОЛНЕНИЕ КНИГ КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА (КАССИРА)
Книга кассира-операциониста должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью. Записи в ней производят ежедневно в хронологическом порядке, без помарок. В случае внесения исправления в книгу таковые заверяют подписями кассира-операциониста и руководителя субъекта хозяйствования. Книгу необходимо хранить в месте установки кассового оборудования, здесь же должны быть документы, подтверждающие выдачу перед началом рабочего дня, смены наличных денежных средств авансом для расходных операций (пп.9, 11-15 Инструкции № 103).
К сведению!
С 1 июля 2011 г. размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо должен быть закреплен приказом руководителя организации.
В
таблице 2 представлен порядок заполнения
книги кассира-операциониста.
Таблица 2
№ графы книги, ее название | Порядок заполнения граф |
Графа 1 «Дата» | Заполняют в обязательном порядке в начале рабочего дня (смены) |
Графа 2 «Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на начало рабочего дня (смены)» | Записывают показания денежных суммирующих счетчиков КСА и (или) СКС на начало рабочего дня (смены) |
Графа 3 «Подпись кассира иного уполномоченного лица» | Записи, указанные в гр.1 и 2, заверяют подписью кассира (иного уполномоченного лица) |
Графа 4 «Показания суммирующих денежных счетчиков (накопительных) на конец рабочего дня (смены)» | Заполняют по окончании рабочего дня (смены). Здесь записывают показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены) |
Графа 5 «Номер отчеты закрытия смены» | Заносят номер отчета закрытия смены (фискального отчета) |
Графа 6 «Сумма выручки за день (смену) (гр.4 - гр.2)» | Отражают общий
оборот по КСА и (или) СКС за день
(смену), указанный в фискальном отчете,
включающий как суммы принятых наличных
денежных средств,
так и суммы средств, снятые с пластиковых банковских карточек. Поскольку показания суммирующих счетчиков КСА и (или) СКС отображают сумму выручки нарастающим итогом, выручку за рабочий день (смену) определяют как разность показаний счетчиков КСА и (или) СКС на конец и начало рабочего дня (смены) |
Графа 7 «Возвращено денежных сумм покупателям (потребителям) по неиспользованным кассовым чекам» | Заполняют в случае возврата покупателю (потребителю) наличных денежных средств, принятых с использованием КСА и СКС. В данной ситуации составляют акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю) по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 103 |
Графа 8 «Сдано в кассу (банк)» | Отражают сумму наличных денежных средств, сданную кассиром-операционистом по окончании рабочего дня (смены) в кассу организации. Расчет посредством банковских пластиковых карточек не является расчетом наличными денежными средствами. Следовательно, данные суммы не отражают в гр.8 книги |
Графа 9 «Остаток на конец дня (смены)» | Выводят остаток наличных денежных средств на конец дня (смены), который рассчитывают следующим образом: из общего оборота денежных средств за день (смену) (гр.6) вычитают сумму наличных денежных средств, сданную в кассу организации (гр.8), сумму денежных средств, возвращенную покупателям (гр.7), а также сумму денежных средств, снятую за рабочий день (смену) с пластиковых банковских карточек. Исчисленному остатку должен соответствовать фактический остаток наличных денежных средств, находящийся в кассе данного КСА на конец рабочего дня (смены) |
Графа 10 «Подпись кассира операциониста» | Записи, указанные в гр.4-9, заверяют подписью кассира (иного уполномоченного лица) |
Сумму
денежных средств, снятую с банковских
пластиковых карточек за рабочий
день (смену) и проведенную через
КСА и (или) СКС, отражают строкой ниже,
т.е. справочно, поскольку указанная сумма
включена в общий нарастающий оборот денежных
средств в фискальном отчете и участвует
в вышеперечисленных расчетах. Как правило,
расчеты посредством банковских пластиковых
карточек проводят по отдельной секции
КСА
и (или) СКС (специально
для этого запрограммированной) Расход денежных
средств, снятых с банковских пластиковых
карточек, в книге кассира-операциониста
не отражают, поскольку банковская
карточка в данном случае является
платежным средством при |