Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа
Бухгалтерский учет является важнейшим звеном современной системы управления деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). Он осуществляет информационное обеспечение субъекта управления о финансово-хозяйственной деятельности. По его данным определяют результаты деятельности, как самой организации, так и ее подразделений, осуществляя повседневный контроль за рациональным использованием имеющихся ресурсов, составом, структурой и способами формирования финансовых результатов. Для характеристики и изучения итогов финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период данные бухгалтерского учета обобщаются и систематизируются в отчетности
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОТЧЕТНОСТИ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ 7
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 14
3. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕХОДА РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
При самостоятельной разработке организацией форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, которые перечислены выше.
Отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность — отчетный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности.
Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия, являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а к элементам, непосредственно относящимся к измерению прибыли, — доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности [34].
В соответствии со ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (форма N 1); отчета о прибылях и убытках (форма N 2); отчета об изменениях капитала (форма N 3); отчета о движении денежных средств (форма N 4); приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5); отчета о целевом использовании денежных средств (форма N 6); пояснительной записки; а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности [9, c. 182].
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Конкретный объем бухгалтерской отчетности зависит от вида организации. Так, субъекты малого предпринимательства, которые не подлежат обязательному аудиту, могут включать в состав бухгалтерской отчетности только баланс и отчет о прибылях и убытках. Если малое предприятие подлежит обязательному аудиту, оно заполняет баланс, форму N 2, а также те формы приложений, по которым имеются соответствующие данные. Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности, могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N N 3, 4 и 5, но в то же время им рекомендуется составить форму N 6 [12, c. 237].
Если
хозяйствующий субъект
Составы промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности различны. Рассмотрим их.
Состав годовой бухгалтерской отчетности. В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций (кроме страховых и кредитных) включает: Бухгалтерский баланс (форма N 1); Отчет о прибылях и убытках (форма N 2); Отчет об изменениях капитала (форма N 3); Отчет о движении денежных средств (форма N 4); Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5); пояснительную записку; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту(КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА) или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка являются пояснениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках и представляются в составе годовой бухгалтерской отчетности (п. п. 24, 28 ПБУ 4/99, пп. "в", "г" п. 30, п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности (п. 5 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности) [18].
Состав промежуточной бухгалтерской отчетности. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает (п. 49 ПБУ 4/99): бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности, в тех случаях, когда это необходимо для понимания показателей бухгалтерской отчетности заинтересованными пользователями [18].
Пояснительная записка включается в состав бухгалтерской отчетности всех организаций, за исключением бюджетных и общественных (объединений) и их структурных подразделений, не ведущих предпринимательской деятельности и не имеющих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества. На это указано в ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности также установлено, что пояснительную записку вправе не составлять субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности [15, c. 439].
Следует отметить, что содержание и форма бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому. То есть компания обязана придерживаться принятых изначально параметров, изменение которых допускается лишь в исключительных случаях - например, если организация сменила вид деятельности. Причем компания должна подтвердить обоснованность своих действий. Информацию о произведенных существенных корректировках и о причинах, их повлекших, следует раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 9 ПБУ 4/99).
При
формировании бухгалтерской отчетности
должна быть раскрыта следующая информация:
об изменениях учетной политики, оказавших
или способных оказать
В заключение данной главы можно сделать следующие выводы:
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.
2. Цель бухгалтерской отчетности состоит в полном и достоверном представлении широкому кругу пользователей информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
3. Значение отчетности определяется тем, в каких целях используется содержащаяся в ней информация. Она представляет собой важный источник информации о результатах деятельности организации и является средством и орудием контроля и руководства деятельностью организации. Значение отчетности состоит и в том, что она является основным источником информации для анализа хозяйственной деятельности организации, базой его. С помощью отчетности анализируется деятельность организации за истекший период, определяется степень выполнения плановых показателей, выявляются причины отклонений, положительные и отрицательные стороны в работе за отчетный период, устанавливается динамика изменения показателей и дается ее оценка, а также разрабатываются мероприятия по улучшению деятельности организации. Тем самым отчетность способствует выявлению с помощью анализа и использованию внутренних резервов, имеющихся в организациях. Велико значение отчетности и в планировании деятельности организаций. Отчетность подводит итоги выполнения плана за истекший период и одновременно служит базой для технико-экономических расчетов при составлении плана на следующий период.
4. Состав и структура российской бухгалтерской отчетности регламентируются: Законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности.
5. Бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (форма N 1); отчета о прибылях и убытках (форма N 2); отчета об изменениях капитала (форма N 3); отчета о движении денежных средств (форма N 4); приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5); отчета о целевом использовании денежных средств (форма N 6); пояснительной записки; а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Конкретный состав представляемой отчетности изменяется в зависимости о вида и организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.
Финансовая отчётность как информационный инструмент эволюционировала в течение нескольких веков.
Современные исследователи классифицируют отчётность по следующим признакам:
— периодичности: годовая и промежуточная (следует отметить, что понятие промежуточной отчётности закреплено в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» [2]);
— охвату: индивидуальная, сводная, консолидированная (понятие индивидуальной и консолидированной отчётности закреплено в Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности РФ на среднесрочную перспективу [6]);
— назначению: внутренняя (управленческая) и внешняя (бухгалтерская, статистическая, налоговая). Данная классификация представляется достаточно спорной, поскольку можно выделить виды отчётности, удовлетворяющие как информационные потребности самого субъекта, так и внешних пользователей (бухгалтерская и статистическая отчётность). В Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу отражены цели и задачи составления бухгалтерской, управленческой и налоговой отчётности [6];
— варианту представления: сокращённому, стандартному, продвинутому;
— нормативной базе: составленная на основе МСФО, ГААП, российских нормативных документов.
Разнообразие подходов к классификации отчётности вытекает из исторического опыта её формирования, связанного с развитием всей учётной системы.
В
современном представлении