Этапы и становление РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Содержание

Введение 3
История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. 4
Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. 4
Ценные бумаги России в условиях СССР 14
Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации 20
Регулирование рынка ценных бумаг 27
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 28
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 34
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Этапы и становление РЦБ в РФ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка;
  • отбор профессиональных участников рынка;
  • контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
  • систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

  • разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;
  • выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка;
  • обеспечение гласности нормотворчества;
  • соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой  совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает  систему регулирования рынка  и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения  как одного из ключевых элементов  системообразующей функции государства  будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает  крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние  на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет  ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство  максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный  процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка  ценных бумаг в Российской Федерации  выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной  правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и  максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания  централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип преемственности  государственной политики на рынке  ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка  ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

  • функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
  • использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
  • распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
  • приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  • приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
  • максимальное снижение и разделение рисков;
  • поддержка конкуренции на рынке;
  • предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется  регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

 На сегодняшний  момент имеется около 1000 законодательных  и нормативных документов, регулирующих  различные стороны деятельности  его участников. Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 –1996годы);

Закон «О банках и банковской деятельности» (1990г.)

Закон «О центральном  банке Российской Федерации» (1995г.)

Закон «О приватизации государственных  и муниципальных мероприятий в РСФСР» (1991г.)

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992год)

Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» (1992год)

Закон «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации» (1992год)

Закон «Об акционерных  обществах» (1996год)

Закон «О рынке ценных бумаг» (1996год)

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т. д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а  противоречат и даже взаимоисключают  друг друга. Именно поэтому одним  из одновных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года стало «обеспечение единства и непротиворечивости государственного регулирования рынка ценных бумаг через механизм обязательного согласования …»1 нормативных правовых актов исполнительной власти с ФКЦБ России.

На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
  • финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане  указанные цели комплиментарные  и должны реализоваться через  единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство  осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим  является косвенное регулирование  РЦБ, а именно:

  • контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
  • изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
  • гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
  • внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

Структура органов государственного регулирования российского рынка  ценных бумаг в настоящее время  еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

Высшие органы государственной  власти:

Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

Президент (издает указы);

Правительство (выпускает  постановления, обычно в развитие указов президента).

Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:               

Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т. д.);

Государственный комитет  по антимонопольной  политике (устанавливает  антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке  ценных бумаг страховых компаний);

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России

ФКЦБ России является федеральным  органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области  рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана  в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. ФКЦБ России подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Комиссия является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Информация о работе Этапы и становление РЦБ