Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:37, курсовая работа
Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Введение 3
История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. 4
Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. 4
Ценные бумаги России в условиях СССР 14
Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации 20
Регулирование рынка ценных бумаг 27
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 28
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 34
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
В этот же период было подтверждено действие вексельного законодательства СССР, приняты новые документы о чеках, развивалось государственное регулирование производства бланков ценных бумаг.
В этот период существовала разрозненность в регулировании, которая повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.
3. 1993 - 1994 годы - законодательство Российской
Федерации, регулирующее
Основными нормативными актами, направленными на защиту интересов инвесторов, были указы Президента. Это не были акты системного характера, и они зачастую противоречили действующему законодательству, поэтому такое регулирование больше напоминало латание дыр с соответствующими последствиями.
Наиболее конструктивным актом этого периода стал Указ Президента РФ “О мерах по регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 года, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Комиссии предоставлялись полномочия на фактически монопольное регулирование рынка ценных бумаг.
4. 1995 – 1997годы - законодательство
России, направленное на цивилизованное
регулирование рынка ценных
Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федерального закона “ О рынке ценных бумаг”, принятого 20 марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных накоплений населения и юридических лиц. Данный Закон регулирует отношения, связанные именно с рынком ценных бумаг : правовые основы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр. Законом определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становится органом государственного регулирования на рынке. Создаются условия для проведения согласованной государственной политики в этой области. Вводится процедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБ России и саморегулируемым организациям профессиональных участников.
Не менее важным шагом для обеспечения прав инвесторов стал принятый Закон о Стандартах эмиссии ценных бумаг акционерными обществами, который позволил сделать деятельность акционерных обществ более прозрачной как в момент проведения эмиссии, так и в течение всего времени деятельности компании.
Тогда же был принят еще один нормативно-правовой акт, обобщивший российский опыт в регулировании рынка ценных бумаг, а именно - «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот документ на только проводит анализ прошедшей деятельности на рынке ценных бумаг в прошлом, но и определяет основные задачи, стратегию государства на рынке, а также основные направления развития нормативно-правовой базы в будущем.
В документе отмечено, что развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах.
Масштабная приватизация
государственных предприятий
В этот период наиболее развитым
был
В результате чего наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков.
К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1) выпуск государственных
ценных бумаг в целях финансиро
2) реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).
Но данные инструменты не давали приток денежных средств в производство. На фоне постоянного уменьшения ВВП, остановки основных заводов страны рынок ценных бумаг увеличивал свои объемы и к середине 1998 года стал наиболее привлекательным среди развивающихся рынков мира.
Но необходимо ответить, что в основном рынок характеризовался тогда и сейчас больше короткими ценными бумагами (3-6 месяцев) и основными инвесторами на нем являлись портфельные инвесторы, которые, в отличие от стратегических, не вкладывали капиталы в развитие производства, а являлись спекулятивными игроками на рынке.
За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой:
Таким образом, к 1996 году сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе:
Вместе с тем остался нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являлись:
Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.
В соответствии с этими проблемами были обозначены и задачи, которые необходимо решить:
Кроме того, необходимо заметить, что в условиях современного кризисного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень развития этого рынка во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения, - главный фактор возрождения рынка ценных бумаг в России.
Современный этап рынка ценных бумаг можно назвать кризисным этапом. После августа 1998года рынок ценных бумаг России должен пройти все заново. Обвала громаднейшей пирамиды ГКО, практически государственый дефолт, а вследствие этого окончательная потеря доверия вкладчиков к государству – все это является серьезным препятствием к возрождению рынка ценных бумаг. Государство на данном этапе должно прежде всего создать благоприятные условия для инвестиционных вливаний в сферу производства и это возможно после создания стабильных условий для производства, восстановления доверия населения к самому себе (представителям государственной власти) в целом и рынку ценных бумаг в частности. Для этого необходимо выполнение ряда условий, таких как установление четких рамок законности сделок на рынке ценных бумаг и жестких мер наказания за преступления в этой области, принятие определенного курса государственной политики и соответственно стабилизации экономической ситуации в стране. Это очень долгий этап, но, на мой взгляд, не возможно создать за 5 лет такого же относительно стабильного, управляемого и полноценного во всех отношениях рынка ценных бумаг как, например, в США или других развитых странах с более чем столетней историей.
Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.
Различают:
Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.