Этапы и становление РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Содержание

Введение 3
История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. 4
Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. 4
Ценные бумаги России в условиях СССР 14
Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации 20
Регулирование рынка ценных бумаг 27
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 28
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 34
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Этапы и становление РЦБ в РФ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

В этот же период было подтверждено действие вексельного законодательства СССР, приняты новые документы  о чеках, развивалось государственное  регулирование производства бланков  ценных бумаг.

В этот период существовала разрозненность в регулировании, которая  повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.

3. 1993 - 1994 годы - законодательство Российской  Федерации, регулирующее отдельные  вопросы рынка ценных бумаг  ( в основном с целью защиты интересов инвесторов, и акционеров в частности).

Основными нормативными актами, направленными на защиту интересов  инвесторов, были указы Президента. Это не были акты системного характера, и они зачастую противоречили  действующему законодательству, поэтому такое регулирование больше напоминало латание дыр с соответствующими последствиями.

Наиболее конструктивным актом этого периода стал Указ Президента РФ  “О мерах по регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 года, которым  было утверждено Положение о Федеральной  комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку при Правительстве РФ. Комиссии предоставлялись полномочия на фактически монопольное регулирование рынка ценных бумаг.

4. 1995 – 1997годы - законодательство  России, направленное  на цивилизованное  регулирование рынка ценных бумаг.  В основном это систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и 2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные  ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг и раскрывается их содержание. В этот же период принят систематизированный Закон “Об акционерных обществах”, во многом устранивший конструктивные недостатки предыдущего законодательства, законы о рекламе, о финансово-промышленных группах, новые редакции антимонопольного и банковского законодательства.

Важнейшим событием следует  признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федерального закона “ О рынке ценных бумаг”, принятого 20 марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных накоплений населения и юридических лиц. Данный Закон регулирует отношения, связанные именно с рынком ценных бумаг : правовые основы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр. Законом определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становится органом государственного регулирования на рынке. Создаются условия для проведения согласованной государственной политики в этой области. Вводится процедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБ России и саморегулируемым организациям профессиональных участников.

Не менее важным шагом  для обеспечения прав инвесторов стал принятый Закон о Стандартах эмиссии ценных бумаг акционерными обществами, который позволил сделать деятельность акционерных обществ более прозрачной  как в момент проведения эмиссии, так и в течение всего времени деятельности компании.

Тогда же был принят еще  один нормативно-правовой акт, обобщивший российский опыт в регулировании рынка ценных бумаг, а именно - «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот документ на только проводит анализ прошедшей деятельности на рынке ценных бумаг в прошлом, но и определяет основные задачи, стратегию государства на рынке, а также основные направления развития нормативно-правовой базы в будущем.

В документе отмечено, что развитие рынка ценных бумаг  в 1991-1995 годах происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах.

Масштабная приватизация государственных предприятий привела  к появлению на рынке ценных бумаг  огромного количества новых финансовых инструментов - акций приватизированных предприятий. Но первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка, а на фоне с высокой  степенью готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков.  Большое количество разорительных  для обычного населения финансовых пирамид повлекло за собой негативное отношение в данному виду финансовых вложений.

В этот период наиболее развитым был                                                                         ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Обвалы таких финансовых пирамид как «МММ», «Сапер-Инвест» и многих других привели к потере доверия населения к данной области иповлекли за собой трансформацию сбережений в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства и являющиеся, с точки зрения населения более стабильными и надежными: в наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства.

В результате чего наиболее высокими темпами развивался рынок  государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования  государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим  направлениям:

1) выпуск государственных  ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего  валютного долга - выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3) связывание части  свободных денежных средств на  основе денежной приватизации (инвестиционные  торги и конкурсы, залоговая приватизация).

Но данные инструменты  не давали приток денежных средств  в производство. На фоне постоянного уменьшения ВВП, остановки основных заводов страны рынок ценных бумаг увеличивал свои объемы и к середине 1998 года стал наиболее привлекательным среди развивающихся рынков мира.

Но необходимо ответить, что в основном рынок характеризовался тогда и сейчас больше короткими ценными бумагами (3-6 месяцев) и основными инвесторами на нем являлись портфельные инвесторы, которые, в отличие от стратегических, не вкладывали капиталы в развитие производства, а являлись спекулятивными игроками на рынке.

За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой:

  • коммерческие банки;
  • брокерские фирмы;
  • инвестиционные фонды различных типов;
  • инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).

Таким образом, к 1996 году сформировались правовые, экономические  и организационные основы для  развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе:

    • создана структура нормативно-правовой базы для регулирования рынка ценных бумаг Росси (приняты основные федеральные законы, издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, формирующие нормативную правовую основу рынка, разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков);
    • создан единый орган государственного регулирования рынка - Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
    • появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;
    • создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка.

Вместе с тем остался  нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являлись:

      • низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;
      • высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;
      • слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.

В соответствии с этими  проблемами были обозначены и задачи, которые необходимо решить:

  • укрупнение и повышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка
  • повышение стандартов профессиональной деятельности;
  • повышение уровня компетентности специалистов на рынке ценных бумаг;
  • развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования;
  • развитие системы сбора и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг
  • повышение конкурентоспособности российских профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными финансовыми институтами.

Кроме того, необходимо заметить, что в условиях  современного  кризисного  состояния  экономики в России не может быть полноценного рынка ценных  бумаг.  Уровень развития этого  рынка во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги.  Поэтому экономический рост,  сопровождаемый увеличением доходов  населения,  - главный фактор возрождения рынка ценных бумаг в России.

Современный этап рынка  ценных бумаг можно назвать кризисным  этапом. После августа 1998года рынок  ценных бумаг России должен пройти все заново. Обвала громаднейшей пирамиды ГКО, практически государственый дефолт, а вследствие этого окончательная потеря доверия вкладчиков к государству – все это является серьезным препятствием к возрождению рынка ценных бумаг. Государство на данном этапе должно прежде всего создать благоприятные условия для инвестиционных вливаний в сферу производства и это возможно после создания стабильных условий для производства, восстановления доверия населения к самому себе (представителям государственной власти) в целом и  рынку ценных бумаг в частности. Для этого необходимо выполнение ряда условий, таких как установление четких рамок законности сделок на рынке ценных бумаг и жестких мер наказания за преступления в этой области, принятие определенного курса государственной политики и соответственно стабилизации экономической ситуации в стране. Это очень долгий этап, но, на мой взгляд, не возможно создать за 5 лет такого же относительно стабильного, управляемого и полноценного во всех отношениях рынка ценных бумаг как, например, в США или других развитых странах с более чем столетней историей.

Регулирование рынка ценных бумаг

 

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка  ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

  • государственные органы регулирования;
  • саморегулирующиеся организации;
  • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка  ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
  • Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
  • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.|д.).

Конкретные цели регулирования  рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Информация о работе Этапы и становление РЦБ