Этапы и становление РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Содержание

Введение 3
История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России. 4
Рынок ценных бумаг в дореволюционной России. 4
Ценные бумаги России в условиях СССР 14
Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации 20
Регулирование рынка ценных бумаг 27
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 28
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 34
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Этапы и становление РЦБ в РФ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Акционерные общества в  дореволюционной России занимали ведущее  положение в Фабрично-заводской  промышленности. На них производилось 60% промышленной продукции.

По мере развития рынка  ценных бумаг развивалась и система государственного управления в данной области. Она представляла собой различные нормативно-правовые акты, систему государственных органов, выполнявших в различное время ту или иную роль в государственном регулировании.

С середины 90-х гг. XIX в. Кредитная канцелярия совместно с Государственным банком стала осуществлять целый ряд важных финансовых операций, связанных с регулированием денежного обращения, валютной и дисконтной политикой. В 1904 г. при одном из отделений Кредитной канцелярии было образовано особое делопроизводство для надзора за кредитными учреждениями.

К предметам ведения  Особенной канцелярии по кредитной  части относились также:

  • дела по внешнему кредиту, куда относились дела по внешним займам, распоряжения о выплате по ним процентов и капитала, все внешние денежные операции, производство заграничных расходов по разным министерствам и управлениям;
  • дела о долгах Государственному казначейству разных лиц и обществ.

Кроме того, Министерство финансов и Государственный банк решали такие вопросы, как увеличение акционерных капиталов банков, санкционировали заключение соглашений и условия сделок, прежде всего курс, по которому новые акции передавались, с иностранными банками.

Министр финансов осуществлял  контроль за деятельностью кредитных организаций. Таким образом, он имел право потребовать от учреждения представления необходимых сведений и объяснений по подозрительным операциям, проводить проверку по ним и даже запретить деятельность в этой области.

На протяжении XIX - начала XX века Министерство финансов являлось главным государственным органом, осуществлявшим надзор за российским фондовым рынком. Еще 29 января 1810 г. императорским указом было определено: "производство дел, относящихся до займов, вне государства учиненных, и до других внешних денежных операций, равно и всякое по сим предметам сношение с иностранными банкирами, принять в собственное ведение министров финансов, с тем, чтобы таковое производство и сношение происходило впредь чрез него непосредственно". Поэтому в 1811 г. вместо Экспедиции для производства дел "по системе кредитной" в канцелярии министра финансов было образовано особое III Отделение. В это Отделение, открывшее свои действия 1 января 1812 г, были переданы из Экспедиции государственных доходов и расходов все дела по кредитной части, производившиеся с 1769 по 1803 гг. По предложению министра финансов 17 января 1814 г. Экспедиция о государственных доходах передала в III Отделение для дальнейшего делопроизводства все неоконченные дела по долгам Государственного казначейства и часть дел по долгам разных мест и лиц Государственному казначейству.

Роль министерства финансов в области  государственного регулирования  постоянно менялась. В разгар финансово-промышленного  кризиса в феврале 1900 г., занимаясь спасением фондового рынка, Витте заявил, что страна «нуждается в ... объединенном и твердом руководстве в области торгово-промышленной политики», и предложил Николаю II сосредоточить в руках министра финансов всё управление экономикой страны, поставив его в правительственной иерархии в равное положение с министрами иностранных и внутренних дел. Но добиться доставленной цели в полном объеме Витте не удалось. Создание в октябре 1905 г. Министерства торговли и промышленности сократило полномочия Министерства финансов, так как последнему пришлось уступить новому государственному органу часть своих функций, в том числе контроль за деятельностью бирж (кроме фондового отдела Петербургской биржи) и регистрацию акционерных компаний. Однако значение Министерства финансов тем не менее возросло. После 1905 г. усилилась роль этого министерства в руководстве кредитными учреждениями (особенно Государственного банка) по операциям, связанным с заключением внешних займов и выдачей ссуд Крестьянским банком на покупку земли в период столыпинской аграрной реформы.

Министерством финансов впервые был создан синдикат банков под главенством и на средства Государственного банка для организации  противодействия падению курсов акций промышленных предприятий  в период кризиса начала XX в. 

21 августа 1818 г. были утверждены штаты и Положение об Экспедиции заготовления государственных бумаг и с июля 1819 г. начались работы по изготовлению ценных бумаг и ассигнаций нового образца. Главная задача вновь созданной Экспедиции состояла «в заготовлении государственных бумаг, как кредитных, так и всех прочих, с государственным гербом установленных», кроме того, на нее возлагалось «производство делания государственных и гербовых бумаг всякого рода по предписаниям правительства».

В 1820-х гг. в связи  с тем, что Министерство финансов почти не производило новых выпусков бумажных денег, предпочитая справляться с хроническим дефицитом государственного бюджета с помощью займов, Экспедиция стала усиленно выпускать гербовую и вексельную бумаги, различные свидетельства и акции, процентные банковские билеты.

К началу ХХ века уже сложился биржевой механизм и проводились  довольно крупные операции с ценными  бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отдел  Санкт-Петербургской биржи. Отдел  был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Минфина.

Экономическое развитие страны привело к пробуждению корпоративных интересов отдельных групп предпринимателей. Начали организовываться представительские структуры отраслевого характера. Первыми в России стали возникать общественные организации представителей кредитных учреждений. В 1872 г. состоялся съезд представителей земельных банков, положив начало первому подобному обществу, получившему название Съезд представителей русского земельного кредита или Съезд представителей русских земельных банков. Уже на первом же съезде обсуждался актуальный вопрос о закладных листах, которые в больших количествах выбрасывались на рынок первыми ипотечными банками, в результате чего их курс стал быстро падать, опускаясь до 80 и даже 76% от номинала. Было решено ограничить выпуск закладных листов определенной суммой, распределив ее между всеми акционерными земельными банками. Постановление съезда и его исполнение быстро выправили ситуацию, курс закладных листов в течение нескольких месяцев поднялся до 90%.

В 1873 г. собрался первый Съезд представителей акционерных коммерческих банков, учредивший еще одну организацию — Съезды представителей русских акционерных банков (Съезды представителей акционерных банков коммерческого кредита). Постоянно действовавшими органами обеих организаций были комитеты, избиравшиеся на съездах. На заседаниях комитетов, так же, как и на съездах, обсуждались вопросы экономической политики правительства и банковского дела в России, вырабатывались единые условия и формы деятельности банков.

Особой активностью  в отстаивании торгово-промышленных интересов в России выделялись биржевые комитеты, которые играли роль, не известную иностранным биржевым обществам, - роль представительных учреждений. Начало этому было положено в 1870 г., когда утверждался устав Московской биржи, узаконивший существование «биржевого общества», возглавляемого избираемым им биржевым комитетом. За последним закреплялись не только руководство собственно биржевым собранием, но и защита интересов биржевого общества перед правительственными, государственными и общественными организациями. Биржевой комитет, таким образом, взял на себя функции выразителя интересов коммерсантов и промышленников московского региона.

Уже в первые годы развития акционерного законодательства правительством были предприняты меры по защите владельцев ценных бумаг от недобросовестных и мошеннических действий руководителей акционерных компаний. В 1845 г. были приняты достаточно жесткие нормы об ответственности руководителей и членов акционерных обществ за нарушения действовавшего законодательства. К примеру за подделку акции торгового общества, товарищества или компании виновные приговаривались «к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и к отдаче в исправительные арестантские отделения» на срок от 5 до 6 лет.

В июне 1902 г. были приняты «Правила об ответственности лиц, вводящих в обращение на Санкт-Петербургской бирже ценные бумаги», где предусматривалось наказание «за убытки, обусловленные неверностью представленных при выпуске бумаги данных, необходимых для надлежащей оценки бумаги и финансового положения» предприятия, производившего эмиссию. Ответственность определялась в размере разницы между ценою, уплаченной приобретателем бумаги, и курсом, по которому бумага была продана.

С того момента, когда  Россия выпустила первый внутренний государственный займ в 1810 году, началась история формирования фондового  рынка. Это  проявилось  прежде  всего  в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги.

В дореволюционной России первая товарная и вексельная биржа  была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра 1. Большинство бирж было организовано во 2-й половине XIX века. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд.  руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки. В начале 1-й мировой войны официальные биржи были закрыты.

К 1820 году облигации госзаймов  стали обращаться вместе с товарами на официальных товарных биржах (Петербург, Москва, Одесса, Варшава, Киев, Рига, Харьков и др.), но все же большая часть этих ценных бумаг до конца 60-х годов XIXвека обращалась в основном на иностранных биржах. Что касается акций и облигаций корпораций торговля ими на биржах (с 1827 г.) была весьма незначительна. Фондовые операции в России не имели больших масштабов и строгой организации.

Фондовый рынок получил  быстрое развитие  после  отмены крепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. До начала войны  центр тяжести ценных бумаг  постепенно  переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям  корпораций. На всех биржах две трети и более объемов купли-продажи составляли облигации госзаймов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали как рынок  госкредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление  деятельностью  бирж происходило с участием  представительных органов.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться Биржевые комитеты. Первый Биржевой комитет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский Биржевой комитет водник в 1832 г.  В 1831 г. было утверждено Положение о Биржевых комитетах и биржевых маклерах.

Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать Биржевые комитеты на несколько лет. Их компетенция ограничивалась в  основном обсуждением экономических  вопросов. В 1905 г. Биржевым комитетам  было разрешено посылать представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.

В течение 1900-1914 гг., то есть в период наивысшего подъема биржевого  дела в стране, наблюдалось значительное усиление государственного регулирования  фондового рынка. Во время этого  периода были приняты ряд мер по регулированию деятельности на фондовом рынке, в частности сначала на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи. 

В 1901 г. правительство  приняло "Правила для фондового  отдела при Санкт-Петербургской  бирже".

Был создан Совет фондового  отдела Санкт-Петербургской биржи как орган управления, который избирался на три года из числа действительных членов фондового отдела и осуществлял надзор за деятельностью фондового отдела, охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обращению на бирже, рассматривал другие вопросы.

6 сентября 1902 г. Министерством  Финансов были утверждены "Правила  о допущении бумаг к котировке  на фондовом отделе Санкт-Петербургской  биржи". Российские законы предусматривали ответственность лиц, которые выпускали в обращение ценные бумаги на бирже.

Данные о  курсах ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже  публиковались в биржевом бюллетене, который назывался "Официальная  вексельная и Фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже" и выходил на русском и французском языках.

19 ноября 1907 г.  министр   финансов утвердил "Правила для  сделок   по  покупке  и   продаже  иностранной  валюты,  фондов  и  акций  на  Санкт-Петербургской  бирже".

Ценные бумаги России в условиях СССР

После октябрьских  событий  декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу, а с другой стороны, привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг,  разрушило фундамент  международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами.  В условиях национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории советской России.

После окончания  гражданской  войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства,  проводя "новую  экономическую политику".

В целях  максимального  привлечения  свободных  средств  для восстановления экономики  правительство  попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях.  В течение 1928-1927 гг.  были выпущены самые разнообразные займы с различными  сроками,  доходностью,  формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска),  выпущенные в 1922-1923 гг., носили натуральную  форму - исчислялись в хлебной  и сахарной единицах. Это было связано  с отсутствием нормальной денежной  системы, обесценением валюты и острой  нехваткой жизненных  средств.  Эти займы были  выпущены  беспроцентными и на короткий срок.  По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (2-5 лет) и долгосрочные (6, 8, 10 лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Размещение некоторых займов в рассрочку через сберкассы, то есть в принудительном порядке было вызвано неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

Информация о работе Этапы и становление РЦБ