Экономические затраты и экономическая прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Затраты в управленческом учете играют особую роль. Менеджерам предприятия разных уровней требуется информация о затратах для исчисления различных показателей прибыли, в том числе маржинальной, себестоимости запасов, выборе политики технического перевооружения, мотивации и др. Для принятия решений по оперативному, тактическому и стратегическому управлению данных финансового бухгалтерского учета о величине затрат в целом по предприятию недостаточно.

«Разные затраты – для разных целей» - исходный принцип положенный в основу организации управленческого учета.

Экономическая прибыль – это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Экономические затраты и экономическая прибыль……………..................5
Классификация затрат……………………………………………...5

1.2. Маржинальный доход (экономическая прибыль)……………….12

1.3. Точка нулевой прибыли…………………………………………..15

1.4. Анализ «затраты – объем – прибыль»……………………………19
Практическая часть. Анализ экономических затрат и экономической прибыли на предприятии ООО «Винтаж».………………………………...…25

Заключение…………………………………………………………….……………34

Список литературы…………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БУУ.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    Именно  производственную себестоимость используют для определения стоимости единицы  продукции. Эту стоимость рассчитывают делением общей суммы производственных затрат на количество произведенной продукции.

    Расходы, необходимые для реализации продукции и обеспечения работы предприятия как хозяйственной единицы в отчетном периоде, называются периодическими. Эти расходы не входят в производственную себестоимость и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. В качестве примеров можно привести коммерческие расходы (расходы на продажу), связанные с реализацией готовой продукции, и общехозяйственные (административные или управленческие) расходы5.

    Коммерческие  и общехозяйственные расходы  полностью списывают на уменьшение финансовой прибыли за отчетный период, их не относят на остатки готовой продукции на складе и остатки незавершенного производства.

    По  отношению к объему продукции  затраты принято делить на переменные и постоянные.

    В основе деления затрат на переменные и постоянные лежит поведение затрат, т.е. характер изменения затрат в зависимости от уровня деловой активности. Для проведения анализа необходимо все затраты, понесенные предприятием, разделить на переменные и постоянные:

  • Переменные затраты6 – это затраты, которые в сумме изменяются прямо пропорционально объему производства (уровню деловой активности), а рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину (например, затраты сырья и основного материала, заработная плата основных производственных рабочих). Так, чем больше швейное предприятие произведет костюмов, тем больше стоимость затраченных материалов и заработная плата швей-мотористок, а расход материалов на один костюм, тарифные ставки и нормы затрат времени будут оставаться постоянными на данный момент времени.

    В качестве примеров переменных затрат можно назвать относящиеся к общепроизводственным расходам затраты на сырье и основные материалы, сдельную заработную плату производственных рабочих, затраты на электроэнергию, топливо, вспомогательные материалы. Затраты на упаковку, складирование продукции, относящиеся к коммерческим расходам, также изменятся при изменении объема выпущенной продукции.

  • Постоянные затратыэто затраты, сумма которых не изменяется при изменении уровня деловой активности, они являются относительно постоянными, но, рассчитанные на единицу, изменяются при изменении уровня производства. Если швейное предприятие для реализации своей продукции арендует небольшой магазин, то ежемесячная арендная плата за него – величина постоянная, а сумма арендной платы, приходящаяся на один проданный костюм, - величина переменная, которая будет тем меньше, чем больше продано костюмов.

    К постоянным затратам относят расходы  на аренду, сумму начисленной амортизации, расходы на страхование оборудования, включаемые в общепроизводственные расходы. Среди коммерческих расходов тоже есть постоянные, например расходы на рекламу. Общехозяйственные расходы в основном представлены постоянными затратами, но в принципе и в их составе могут быть переменные затраты.

    Все прямые затраты, как правило, являются переменными, хотя если рабочие получают не сдельную заработную плату, а фиксированный оклад, то прямые трудовые затраты будут не переменными, а постоянными. В составе общепроизводственных, коммерческих, общехозяйственных расходов есть как переменные, так и постоянные статьи. Например, такие статьи общепроизводственных расходов, как амортизация оборудования, заработная плата начальника цеха, относятся к постоянным затратам, а стоимость электроэнергии и вспомогательных материалов – к переменным (таблица 1.2). 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.2

    Иллюстрация различия в классификации  переменных/постоянных и прямых/косвенных  затрат

Затраты Переменные Постоянные
Прямые Сырье и материалы Аренда оборудования, используемого для производства одного вида продукции
Косвенные Стоимость электроэнергии при производстве нескольких видов  продукции Здания, оборудование, если производится несколько видов  продукции
 

    Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Полупеременные затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная оплата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров.

    Для целей управленческого учета  полупеременные затраты, в составе  которых есть и переменные, и постоянные компоненты, нет необходимости анализировать отдельно, анализируют составляющие их компоненты в группе постоянных и переменных затрат. 

    1.2. Маржинальный доход (экономическая прибыль). 

    Совершенствование методов разделения затрат на постоянные и переменные, группировки косвенных расходов по местам их формирования и центрам ответственности, более дифференцированный учет особенностей хозяйствования и принятия решений по управлению в современных рыночных условиях позволили предложить новый подход к исчислению финансовых результатов деятельности предприятий и их подразделений. Он основан на сопоставлении выручки от продаж с величиной переменных расходов. Результат этого сопоставления получил название маржинальный доход (прибыль7). В действующей практике он исчисляется в виде разности между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и переменными (как частный случай – прямыми) расходами. Маржинальная прибыль (доход) должна покрыть постоянные (главным образом накладные) расходы предприятия и обеспечить ему прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия.

    Маржинальная  прибыль (доход) на единицу продукции  определяется путем вычитания из цены продажи переменных (как частный случай – прямых) затрат на ее изготовление или добычу. В качестве синонима названия этого показателя используют понятие ставки покрытия.

    Исчисление  сумм покрытий предоставляет менеджеру  важнейшую для принятия управленческих решений информацию об эффективности производства и реализации продукции по ее видам и группам, а также об эффективности работы отдельных производственных участков. С помощью исчисления сумм покрытий могут, к примеру, быть выявлены влияния хозяйственных решений и рекомендаций на объем продаж для целей планирования и контроля. Это имеет особо важное значение, при решении вопросов о производстве новых товаров, исключении тех или иных продуктов из ассортимента, а также вопросов о сокращении либо расширении отдельных производственных участков.

    Исходя  из основной задачи исчисления сумм покрытий – возможно более точного расчета распределения по функциональным группам и учета всех возникших на предприятии издержек – было предложено несколько различных вариаций системы исчисления совокупного маржинального дохода. Прежде всего нужно различать исчисление сумм покрытий на основе предельных заданных издержек и на базе относительных единичных затрат. В первом случае исчисление сумм покрытий по отдельным видам продукции происходит путем нахождения разницы между выручкой от реализации и суммой переменных расходов, возникших в ходе процессов производства и сбыта данного вида продукции. Калькуляционный финансовый результат (D) для предприятия, производящего только один вид продукции, будет равен8: 

    D = (p - rv) x X - Rfix, 

    Где р – цена за ед., руб.;

           rv сумма переменных издержек на единицу продукции, руб.;

           Xобъем реализованной продукции, ед.;

           Rfix – совокупные постоянные расходы предприятия, руб.

    Калькуляционный финансовый результат (D) для предприятия, производящего j видов продукции (j = 1,..., n), будет равен:

                                                                                     n

    D  =  ∑ (pj – rvj) x Xj - Rfix

                                                                                  j = 1

    Найденные значения сумм покрытий для каждого  конкретного вида продукции весьма важны для управляющего. Если сумма  покрытия отрицательна, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток предприятия. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то управляющему следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой предприятием продукции.

    На  практике производят более глубокую детализацию переменных расходов предприятия. Их подразделяют на группы переменных производственных, общехозяйственных, общепроизводственных и прочих специфических расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления сумм покрытий нескольких видов, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата. Целесообразным является также анализ укрупненных значений сумм покрытия по производственным и коммерческим подразделениям предприятия.

    Для того чтобы определить прибыль по каждому конкретному виду продукции  при маржинальной системе калькулирования, необходимо9:

  • отнести прямые затраты каждого места их формирования на изделия, работы и услуги, производимые в этом подразделении предприятия;
  • отделить переменную часть накладных расходов от их постоянной величины методами, рассмотренными ранее;
  • для конечных мест затрат из выручки от продаж каждого вида продукции и услуг вычесть совокупные прямые расходы, тем самым определить ставку покрытия или прибыль на единицу продукции.

    Чтобы определить финансовый результат производственной деятельности в целом по предприятию, необходимо суммировать ставки покрытия всех видов продукции и услуг и вычесть из полученного результата общую часть косвенных издержек. 

    1.3. Точка нулевой прибыли. 

    Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

    Делается  это путем расчета координат  точки нулевой прибыли (ТНП) исходя из зависимости10: 

    N = pi x Xi- (Rfix + Rfix + rv x Xi) = 0 

    где N величина прибыли;

            p – цена продажи единицы продукции;

            Xi – объем производства i-той продукции;

            Rfixпостоянные издержки;

             rv – переменные издержки на единицу продукции.  

    Отсюда:

                                                                             Rfix   

    НТП = Х0 = pi - rv 

    Расчет  ТНП изменяется, если речь идет о  выпуске (продаже) нескольких видов товара с разными предельными (переменными, пропорциональными) затратами. В этом случае необходимо принимать во внимание структуру производства (сбыта) этих товаров.

    Величину  объема продаж, необходимую для обеспечения  нулевой прибыли Вр, можно определить следующим образом: 

    BP = Rfix ∑ rv x X

    Поскольку величина ∑ rv x X зависит от структуры производства и сбыта продукции, которую по затратам можно выразить как rv, ТНП по объему

продаж  находится из зависимости:

                                                              Rfix                                                .

                      BP =    1 – ( rv1  x  k1  +  rv2  x  k2  + … rvn  x  kn)

Информация о работе Экономические затраты и экономическая прибыль