Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:55, курсовая работа
Предметом исследования является система управления организацией.
Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО "Мебель, стройматериалы" и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры предприятия.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
В процессе работы проведено исследование и анализ структуры системы управления на примере конкретного предприятия и разработаны пути совершенствования организационной структуры предприятия.
Областью возможного практического применения являются организации розничной и оптовой торговли.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Концерн (англ. concern) - наиболее развитая форма кооперации предприятий, осуществляется посредством системы участий, финансовых связей, договоров по интересам, личных уний. Концерн может быть вертикальный, горизонтальный, координационный, международный, транснациональный, федеральный и др.
Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместное исполнение. Консорциум может быть банковский, гарантийный, финансовый, подписной и т.д.
Синдикат (от греч. syndikos - действующий сообща) - объединение однородных промышленных предприятий. Создается в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества (акционерного общества), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своих изделий.
Пул (от англ. pool - буквально общий котел) - форма объединения, имеющего обычно временный характер. Бывают торговые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции. Данная организационная форма управления получила широкое распространение в мире.
Холдинг (от англ. holding - владение) - корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью акций, которыми она владеет. Холдинг в большинстве случаев имеет решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или для ускорения процесса диверсификации. Холдинг часто не занимается конкретной производственной деятельностью - чистый холдинг. [4, с. 83]
Отечественные предприятия довольно часто меняют организационную форму своего бытия. Это определяется целым рядом причин.
Во-первых, участившийся переход собственности из рук в руки, исчезновение одних и возникновение других партнеров вместе с постоянно происходящими изменениями «правил игры» на рынке диктуют частую смену целей, стратегий, принципов организации.
Во-вторых, категория «акционирование» применительно к отечественным предприятиям рассматривается довольно односторонне: как самостоятельное функционирование собранного капитала, но забывается ответственность перед вкладчиками и производственным персоналом за свои действия.
В-третьих, нужны гибкие, легко адаптирующие организационные структуры, быстро реагирующие на достижения в научно-техническом прогрессе, на процессы диверсификации производства при конверсии предприятий оборонного промышленного комплекса.
В-четвертых,
имидж предприятия, патриотизм и
признание акционированного предприятия
«своим домом». Создание для этой работы
соответствующей
Таким
образом, рыночная экономика в Республике
Беларусь диктует особые требования к
качеству управления предприятиями. Для
эффективной работы в новых условиях от
руководителя предприятия требуется гибкий
подход к ведению бизнеса, который заключается
в умении быстро перестраиваться и адекватно
реагировать на требования рынка. Эффективное
функционирование предприятия и его подразделений
невозможно без постоянной их координации,
которая входит в задачу систем управления.
Системы управления на практике реализуются
в различных формах, которые определяют
субъекты управленческой деятельности,
связи между ними, цели, функции, методы,
технические приемы управления.
2
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ
ЗАО «МЕБЕЛЬ, СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»,
МАГАЗИН №7 «МЕБЕЛЬ»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика ЗАО
«Мебель, стройматериалы»
ЗАО «Мебель, стройматериалы» - закрытое акционерное общество, действующее на основании устава, создано в процессе преобразования арендного предприятия «Мебель, стройматериалы». Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. Место нахождения Общества: Республика Беларусь, г. Минск, ул. В. Хоружей, 6. Уставный фонд Общества составляет 25 353 000 (двадцать пять миллионов триста пятьдесят три тысячи) рублей и разделен на 84541 простую (обыкновенную) именную акцию номинальной стоимостью 300 (триста) рублей каждая.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Общество может осуществлять следующие виды деятельности:
-
Оптовая торговля
-
Оптовая торговля
-
Розничная торговля в
-
Розничная торговля
- Прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
-
Розничная торговля по
-
Деятельность автомобильного
- Хранение и складирование;
-
Услуги по хранению
- Сдача в наем собственного недвижимого имущества.
Общество может осуществлять другие виды деятельности, подлежащие лицензированию. Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Общество имеет следующие структурные подразделения:
-
«Магазин №1 «Дом мебели»,
- «Магазин №2 «Мебель», расположен по адресу: г. Минск, пр-т Партизанский, д. 72.
- «Магазин №3 «Мебель, стройматериалы», расположен по адресу: г. Минск, ул. Казинца, д. 6а.
- «Магазин №4 «Мебель», расположен по адресу: г. Минск, ул. Волгоградская, д. 35.
- «Магазин №5 «Мебель», расположен по адресу: г. Минск, ул. К.Либкнехта, д. 92.
- «Магазин №6 «Стройматериалы», расположен по адресу: г. Минск,
ул. Солтыса, д. 187а.
- «Магазин №7 «Мебель», расположен по адресу: г. Минск, ул. Голодеда, д. 31/14.
- «База «Мебель», расположена по адресу: г. Минск, ул. Промышленная, д. 25.
Объектом данного анализа является торговое предприятие – магазин № 7 «Мебель». Лицензия № 50000/0584669 действительна до 04.03.2014г. [Приложение 2].
Учетный номер налогоплательщика 100230641.
Магазин расположен в жилом районе Чижовка. Общая площадь магазина составляет - 780 м2, в том числе торговая - 385 м2. Количество персонала на 01.01.2011 года составляет 18 человек, в том числе управленческий персонал 3 человека. Режим работы магазина с 10.00 до 21.00 без выходных, в субботу с 10.00 до 20.00, воскресенье с 10.00 до 18.00.
Метод продажи по образцам и с открытой выкладкой, ассортимент товаров утвержден ассортиментным перечнем.
Основными поставщиками продукции в основном являются такие производители и предприятия: ЗАО ХК «Пинскдрев», ОАО ГМФ «Прогресс», СП «БелДрев» ООО, ООО «Артеммебель», ЧПУП «Мебельсервис», ОАО «Мостовдрев», ИЧПТУП «Барро», ЗАО «Атлант» и многие другие.
Организационную структуру управления магазином «Магазин №7 «Мебель» можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Возглавляет заведующий магазином, который подчиняется руководителю по управлению персоналом ЗАО «Мебель, стройматериалы». Заведующему подчиняются заведующий секцией и заместитель заведующего секцией, товаровед, оператор, кассир, продавцы, грузчики и уборщики.
Общий объем розничного товарооборота за 2010 год составил 1478260,8 тыс. рублей, темп роста 103,3 % при прогнозе в 110%. Валовые доходы - 224585,8 тыс. рублей, издержки обращения - 210515,9 тыс. рублей. Чистая прибыль 2233,8 тыс. рублей, рентабельность 0,15 %.
Основные итоги финансово-хозяйственной деятельности приведены в таблице 1, Приложение 3.
Анализируя таблицу 1 Приложения 3 следует обратить внимание на увеличение дохода от реализации по сравнению с 2009 годом на 0,32%, что в сумме составило 55 672,1млн. руб. Также увеличилась чистая прибыль на 10 557 млн.р., однако возросли и издержки обращения на 90 608,8млн. руб., по сравнению с прошлогодним периодом на 109,25% в связи с увеличением затрат организации на личные нужды (ремонт и др.).
Розничный товарооборот увеличился на 164 679 млн.р. и составил в 2010 году 6 515 597 млн.р., в сопоставимых ценах темп роста увеличился на
262 589,86
млн. руб. в связи с
Произошло уменьшение на одну единицу торгово-оперативного персонала, что дало заметную разницу в пересчете показателей на одного работника, однако нельзя сказать, что имело целесообразность, поскольку выросла нагрузка на торгово-оперативный персонал. Большая часть сотрудников «Магазин №7 «Мебель» имеет значительный опыт работы в сфере розничной торговли.
Значительно увеличилась доля реализации через терминалы с помощью банковских пластиковых карт.
Таким образом, за анализируемый период наблюдается рост основных показателей деятельности организации, поэтому можно сказать, что магазин «Магазин №7 «Мебель» является динамично развивающейся организацией розничной торговли.
Руководство магазина и предприятия в целом определило следующие задачи на 2011 год:
- Провести совершенствование форм торговли и технологии продаж;
- Для увеличения объемов реализации предлагаемой предприятием продукции разработать поквартальный план с рядом поставщиков по проведению различных акций, направленных на продвижение продукции;
- Продолжить укрепление материально-технической базы;
- Расширить ассортиментный перечень;
-
Провести активную рекламную кампанию
по завлечению покупателя в данный торговый
объект.
2.2
Анализ структуры
системы управления
ЗАО «Мебель, стройматериалы»
Анализ системы менеджмента - процесс исследования организационной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособности, обеспечения конкурентоспособности фирмы в целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности их воздействия на результативность деятельности фирмы. [2, с. 127]
Практически управление любой фирмой имеет два режима работы: стратегическое управление и оперативное управление. Их сопоставление позволяет сделать выводы, о преобладающем режиме управления в ЗАО «Мебель, стройматериалы» (таблица 1).
Таблица 1- Основные характеристики режимов управления в ЗАО «Мебель, стройматериалы»
Характеристика | Оперативное управление | Уровень проявления | Стратегическое управление | Уровень проявления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Культура фирменного поведения | Ориентирована на производство | Значительный | Ориентирована на стратегию (гибкость), | Слабый |
Успех определяется агрессивностью в конкуренции и эффективностью в производстве | Средний | Успех определяется изобретательностью, созданием новых возможностей, предвидением | Слабый | |
Характеристики управляющего лица | Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, контролировать подчиненных | Средний | Предпринимательство, новаторство, благожелательное лидирование в коллективе | Слабый |
Основные методы управления | Долгосрочное планирование, контроль | Средний | Стратегическое планирование, управление и контроль | Слабый |
Типовые структуры управления | Линейно-функциональные, дивизиональные | Значительный | Матричные, множественные | Отсутствует |
Динамичность структуры управления | Стабильная | Значительный | Динамичная | Слабый |
Характер власти | Децентрализована, сосредоточена в производстве и маркетинге | Значительный | Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР | Слабый |