Издержки обращения в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении резервов и пути экономии издержек обращения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность, значение и снижения издержек обращения.
- оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения.
- выявить основные резервы и пути снижения торговых расходов при повышении качества обслуживания покупателей.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  дипломной работы – издержки обращения в торговле - выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организации торговли.

     При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия торговли несут определенные затраты. Затраты – это наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких – либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины – это потери.

     Расходы представляют собой вложение средств  в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком». Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными затратами – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по действующим нормативным документам расходами можно призвать «любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

     Однако  не все затраты торговых предприятий  признаются расходами, необходимыми к  вычету при определении величины прибыли.

     Издержки  – это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

     Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности. Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

     Понятие затрат – это многофункциональная  категория. На предприятиях торговли различают  затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров).

     По  любым затратам перед предприятием стоит главная задача – обеспечить их эффективное использование.

     Изучение  издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа  издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения, что способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов. Цель курсовой работы состоит в выявлении резервов и пути экономии издержек обращения торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     - раскрыть сущность, значение и снижения издержек обращения.

     - оценить значение и задачи  факторного анализа издержек  обращения.

     - выявить основные резервы и  пути снижения торговых расходов при повышении качества обслуживания покупателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИЗДЕРЖКИ  ОБРАЩЕНИЯ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ТОРГОВЛЕ
 
    1. Сущность, значение и резервы  снижения издержек обращения
 

     Издержками  обращения называются выраженные в  денежной форме затраты живого и  овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

     Для предприятий торговли, осуществляющих снабженческую, сбытовую и посредническую деятельности, номенклатура издержек обращения включает:

     -транспортные расходы

     -расходы на оплату труда

     -отчисления на социальные нужды

     -расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, -оборудования и инвентаря

     -амортизацию основных средств

     -расходы на ремонт основных средств

     -износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов

     -расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

     -расходы на рекламу

     -затраты по оплате процентов за использование займом

     -потери товаров и технологические отходы

     -расходы на тару

     -прочие расходы.

     Издержки  обращения возмещаются за счет доходов  от торговой деятельности. Другие виды расходов возмещаются или за счет финансовых результатов (прибыли до уплаты налогов) или за счет прибыли, остающейся в распоряжении торгового  предприятия.

     Также издержки обращение можно разделить на чистые и дополнительные.

     Торговое  предприятие, работающее по принципам  рыночной экономики, должно иметь четкое представление об эффективности  каждого вида затрат и их влиянии  на величину расходов в целом. По видам затрат издержки обращения подразделяют на элементы и статьи. Все статьи можно разделить на явные и неявные. Явные (бухгалтерские) издержки – это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:

     - материальные затраты.

     - расходы на оплату труда

     - отчисления на социальные нужды

     - амортизация основных фондов

     - прочие расходы.

     Материальные  затраты в торговле отражают стоимость топлива и энергии всех видов, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затраты по использованию природного сырья (плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

     Расходы на оплату труда – в состав включают основную и дополнительную заработную плату, оплату работ по трудовому соглашению и договорам подряда.

     Отчисления  на социальные нужды – это отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд занятости.

     Амортизация основных фондов – включает в себя величину износа по собственным и арендованным основным фондам (исчисляются по нормам амортизационных отчисленный на полное их восстановление от балансовой стоимости основных фондов).

     Прочие  расходы – этот элемент носит комплексный характер и включает: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), оплату процентов по полученным кредитам, оплату работ по сертификации товаров, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов и др.

     Неявные издержки – это издержки, связанные  с использованием ресурсов, принадлежащих  самому предприятию. К неявным издержкам  можно отнести платежи, которые  предприятие могла бы получить при  более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

     По  степени зависимости от объема товарооборота  торгового предприятия издержки обращения делятся на:

     - постоянные издержки обращения представляют собой статьи затрат, которые не зависят от величины и структуры товарооборота. К ним относятся: расходы на аренду торговых единиц, амортизация основных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, оплата труда работников по окладам или тарифным ставкам и т.д. Эти затраты не зависят от объема товарооборота. Постоянные  (Fc) издержки не зависят от объема  производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы  должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся : оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также зарплата управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны, некоторые виды налогов  и т.п

     - переменные издержки обращения – это такие издержки обращения, величина которых находится в непосредственной зависимости от объема и структуры товарооборота. К таким издержкам обращения относятся: транспортные расходы, затраты по упаковке и подработке товаров, расходы на рекламу, затраты по оплате процентов за пользование займами, расходы на оплату труда работникам по сдельным расценкам и др. Сущность этих издержек можно выразить так: к переменным относятся издержки, связанные с использованием производственных факторов, величина которых определяется изменениями реализации товаров (услуг).

     Характер  зависимости переменных издержек обращения  от объема оборота имеет различную  степень зависимости:

     1)Когда переменные издержки изменяются в одинаковых пропорциях с объемом товарооборота. Такие издержки называются пропорциональными.

     2)Когда большая часть переменных издержек изменяется в одинаковом направлении с изменением объема товарооборота, но в относительно меньшей пропорции. Такие издержки называются депрессивными.

     3)Когда расходы изменяются в относительно большей степени по сравнению с объемом товарооборота. Такие издержки называются прогрессивными.

     Оптимальные издержки обращения – это издержки, которые позволяют увеличивать объемы деятельности торгового предприятия, получать максимальную прибыль, при этом не снижать качества обслуживания. Это важно в любой деятельности, т.к. оптимизация издержек обращения повышает конкурентоспособность предприятия, а, соответственно, и его дальнейшею судьбу.

     Текущие расходы авансируются ежегодно как  по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметов  труда, а также фонда потребления  работников торговли.

     В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

     Однако  не все затраты торговли можно  относить на издержки обращения. Так, затраты  и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия  дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

     К дополнительным издержкам обращения  относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке  товаров, хранению товарных запасов  и другие производственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимости товаров.

     Чистые  издержки обращения — это расходы, связанные со сменой формы стоимости  в процессе купли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.). Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения.

Информация о работе Издержки обращения в торговле