История возникновения и развития системы национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Система национальных счетов - национальный учет, адекватный рыночной экономике, завершаемый на макро уровне системой взаимосвязанных статистических показателей. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики.
Основные этапы в развитии и становлении системы макроэкономических показателей.
1 этап - 30-е - нач. 50-х гг. В СССР была создана и закреплена система статистического учета в форме БНХ
2. этап - 50-60 гг. В международной статистике фактически и официально функционируют две системы макроэкономических показателей. СНС - в капиталистических странах, БНХ - в социалистических странах.
3 этап - 70-е - н.в. Происходит постепенный переход всех стран мира на систему статистического учета в форме СНС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность и основные характеристики СНС
2. История развития системы макроэкономических показателей
2.1. История возникновения и развития национального счетоводства
2.2. Баланс народного хозяйства (БНХ)
2.3. Сравнительный анализ БНХ и СНС
3. Современные проблемы формирования российской СНС и основные направления анализа СНС.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История возникновения и развития системы национальных счетов.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определения границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, которые есть, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

Статистическим (актуализация единственного государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщение и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованиям построения системы национальных балансов).

Все эти  проблемы взаимосвязаны между собой, поскольку, например, изменение концепции  развития национальной экономики допускает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

     А теперь можно перейти к более  подробному рассмотрению этих проблем. Концептуальные проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики возводятся к:

     Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели ведения  хозяйства;

     Разработка  основных концептуальных положений  последующего развития национальной экономики  и определению соответственно этому составу системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;

     Разработке  основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институционных секторов экономики в целом по экономики; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

Разработке  основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;

     Теоретической основой российской СНС должна стать  система взглядов, характерная для  будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических  концепций формирования Российской СНС, механизма ее функционирования и определения границ действия.

     Национальные  счета есть почти во всех капиталистических  государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой  природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий.

     Поэтому СНС капиталистических стран (в  частности Франции) ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта.

     Исходя  из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера  в экономике России в целом  в настоящее время сводятся к  определению и разработке целостной  и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров разных направлений государственной социально-экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах.

     Целостность заключается в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа и предвидения изменений, которые происходят, во всех сферах и институционных секторах экономики. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институционным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается на каждом уровне балансирования, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сведенного баланса потоков ресурсов.

     Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, есть перестройка ранее существующей системы отчетности и создания на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Это связано с экономическими реформами, которые происходят в стране, и необходимостью обеспечения соответствия между функционирующей раньше системы статистической информации и обхватом статистическим учетом новых институтов, которые появились, и форм ведения хозяйства для формирования качественной информационной базы статистики, в полной мере отвечающей новым требованиям современной экономики.

     Существующая  раньше информационная база государственной  статистики основывалась на системе  обязательной статистической отчетности, организованной как часть административной системы управления экономикой, и была сосредоточенный на производстве и распределении материальных ресурсов. Финансовый блок и блок показателей счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса практически выпадали из поля зрения органов государственной статистики и прогнозирования в связи с ограниченной ролью финансовых институтов.

     Однако  некоторая информация о финансовых операциях была в таких разделах БНХ, как сведенный финансовый баланс (баланс производства, потребления, перераспределения и конечного использования валового общественного продукта и национального дохода), баланс денежных доходов и расходов населения, и в финансовой статистике.

Сегодня в целом разработанный весь комплекс организационно-методологических и  программно-технологических средств с применением пересмотренных классификаторов технико-экономической и социальной информации, необходимых для ведения ЕГРПО по полной программе. Внедрение их в промышленную эксплуатацию позволит обеспечить учет всех хозяйничающих субъектов изменений, которые происходят в экономике.

     Регулярные  выборочные обследования служат основой  для введения в учет новых предприятий  и дают возможность получения  информации о малых неформальных предприятиях, которые не оказываются  при использовании административных процедур.

     Использование соотношений для получения статистических данных по всей совокупности предприятий, занятых определенной деятельностью, исходя из выборочных данных облегчается  сопоставлением с результатами прежней  переписи, что принимается за базу.

     Проблема  заключается в трудоемкости проведения переписей на достаточно широком  уровне для получения качественных начальных данных СНС ввиду большого объема работы по сбору и редактированию информации от отдельных хозяйственных  единиц и в разрезе областей при соблюдении необходимых требований к проверке качества данных.

     Поэтому более умным представляется дополнительное использование выборок достоверности  предприятий, обеспечивающих надлежащий уровень качественных данных относительно ошибок выборки и регистрации.

 

ВЫВОДЫ

     Система национальных счетов - национальный учет, адекватный рыночной экономике, завершаемый  на макро уровне системой взаимосвязанных  статистических показателей.

     СНС - унифицированная система взаимосвязанных  таблиц, в которых размещены и сгруппированы по определенным критериям макроэкономические показатели государства.

     СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики. Это означает что  ее концепции и определения предусматривают, что экономика описанная с  её помощью функционирует на основе действий рыночных механизмов.

     Одной из главнейших особенностей СНС является её всеобъемлющий характер. СНС содержит определенным образом сгруппированную  информацию про:

· все  хозяйствующие субъекты, которые  принимают участие в экономическом процессе. Внимание необходимо лишь обратить на специфический подход в определении терминов.

· все  экономические операции, связанные  с производством, распределением и  перераспределением доходов, сбережениями и другими аспектами экономического процесса. Здесь опять таки внимание необходимо обогатить на то, что БНХ не учитывал такую экономическую категорию как сбережения. Таким образом часть средств была постоянно вне системы показателей.

· все  экономические активы и пассивы.

     Характеризуя  баланс народного хозяйства необходимо главным образом обратить внимание на следующее. БНХ делил общественное производство на две неравнозначные категории:

· материальное производство;

· непроизводственная сфера.

     В соответствии с этой концепцией совокупный общественный продукт и национальный доход создавались лишь производственной сферой. А именно СОП и НД были основными макроэкономическими показателями БНХ. В тоже время основными макроэкономическими показателями СНС были ВВП, ВНП и валовой национальный используемый доход. В свою очередь согласно БНХ продукт произведенный нематериальными отраслями экономики в расчет не брался. Также отличительной особенностью БНХ от СНС было выключение услуг из сферы экономического производство. Это в свою очередь показывало низкий уровень экономического развития, недоразвитую сферу услуг. Исходя из этого получалось, что приоритетной отраслью с точки зрения вложения инвестиций являлась сфера материального производства.

     Обобщая весь материал можно выделить основные этапы в развитии и становлении  системы макроэкономических показателей.

1 этап - 30-е - нач. 50-х гг. В СССР была  создана и закреплена система  статистического учета в форме  БНХ

2. этап - 50-60 гг. В международной статистике  фактически и официально функционируют  две системы макроэкономических показателей. СНС - в капиталистических странах, БНХ - в социалистических странах.

3 этап - 70-е - н.в. Происходит постепенный  переход всех стран мира на  систему статистического учета  в форме СНС.

Переход к СНС, можно сказать прямо, был  процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики старая система основных макроэкономических показателей БНХ не могла быть действенным средством статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов и их результатов. Как следствие этого утрачивалась бы способность государства к разработке и внедрению эффективных экономических программ с целью поддержания той или иной отрасли.

     В отличие от системы макроэкономических показателей зарубежных стран в  отечественной СНС есть возможность  разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в СНС являются скоординированные между собой показатели формирования, перераспределения, распределения и использования национального дохода как совокупности доходов от создания и движения конечного продукта и от экономической деятельности и как главной характеристики социально-экономического развития страны.

     СНС в отличии от баланса народного  хозяйства базируется на идеологии  равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства и сферы нематериальных услуг, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности. При этом признаются механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного прилива капиталов при том, что государство имеет достаточно значительные механизмы влияния. Это особенно актуально в связи с необходимостью разработки механизма эффективной социальной защиты населения и проведения стратегических структурных преобразований в экономике как всего государства так и региона.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Статистика финансов: учебник / под ред. В.Н. Салина - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002

2. Система  национальных счетов (СНС ООН  1993 года). Издание ООН на русском  языке - 1998

3. Национальное  счетоводство: Учебник / под ред.  Б.И. Башкатова - 2 изд., перераб.  и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002

4. Салин  В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: учебное пособие - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2001

5. Рябушкин  Б.Г. Национальные счета и экономические  балансы: практикум: учебное пособие  - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы  и статистика, 2002

Информация о работе История возникновения и развития системы национальных счетов