История возникновения и развития системы национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Система национальных счетов - национальный учет, адекватный рыночной экономике, завершаемый на макро уровне системой взаимосвязанных статистических показателей. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики.
Основные этапы в развитии и становлении системы макроэкономических показателей.
1 этап - 30-е - нач. 50-х гг. В СССР была создана и закреплена система статистического учета в форме БНХ
2. этап - 50-60 гг. В международной статистике фактически и официально функционируют две системы макроэкономических показателей. СНС - в капиталистических странах, БНХ - в социалистических странах.
3 этап - 70-е - н.в. Происходит постепенный переход всех стран мира на систему статистического учета в форме СНС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность и основные характеристики СНС
2. История развития системы макроэкономических показателей
2.1. История возникновения и развития национального счетоводства
2.2. Баланс народного хозяйства (БНХ)
2.3. Сравнительный анализ БНХ и СНС
3. Современные проблемы формирования российской СНС и основные направления анализа СНС.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

История возникновения и развития системы национальных счетов.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

· "Государственные  учреждения";

· "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";

· "Домашние хозяйства";

· "Остальной  мир".

     Сектор "Нефинансовые предприятия " охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль.

     В сектор "Финансовые учреждения "входят институциональные единицы, занятые  финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе независимо от форм собственности.

     Под финансовыми операциями на коммерческой основе понимается деятельность коммерческих кредитных учреждений, осуществляющих преимущественно финансовое посредничество и вспомогательную финансовую деятельность. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет принятых обязательств и полученных процентов.

     К страховым учреждениям относят  государственные и частные страховые  компании, занимающиеся всеми видами страхования. Их ресурсы складываются в основном за счет страховых премий.

     Сектор "Государственные учреждения" включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления. Кроме того, важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны, поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т. п.).

     Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие  домашние хозяйства " включает институциональные  единицы, которые:

· предоставляют  индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений;

· обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные  общества, спортивные организации, клубы  и т. д.). Ресурсы этих организаций  складываются в основном из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

     В секторе "Домашние хозяйства" институциональной  единицей является домашнее хозяйство -- физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, живущих вместе и имеющих  общий бюджет.

     Сектор "Остальной мир " состоит из резидентов других стран, которые заняты операциями с резидентами данной страны. Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с "остальным миром".

 

2. История развития  системы макроэкономических показателей 

2.1. История возникновения  и развития национального счетоводства 

Национальные  счета - важнейший вид балансовых построений в статистике, представляющих собой систему взаимоувязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода.

     По  методу построения национальные счета  аналогичны бухгалтерским счетам, то есть каждая операция записывается дважды: по дебету (кредиту) одного счета и  по кредиту (дебету) корреспондирующего счета - это важная методологическая особенность системы национальных счетов (СНС). Прежде чем работа в этой области приняла международный характер, велись исследования в отдельных странах. Они возникли в результате развития государственно-монополистического капитализма. Разработка балансовых построений за рубежом началась под влиянием кейнсианских идей о необходимости перехода от микро- к макроэкономическим исследованиям и государственному регулированию экономики с целью смягчения губительных последствий экономических кризисов.

     Экономический кризис 1929-1933 гг. оказал влияние на дальнейшие изменения взглядов западных экономистов  на экономическую роль государства. Концепция государства как «ночного сторожа» была подорвана, зато все большую популярность приобретала противоположная концепция -- активной экономической роли государства. Для конъюнктурной оценки предстоящего развития экономики и разработки конкретных мероприятий экономического и политического характера требовалась оценка итогов экономической деятельности в виде синтетических показателей конечного продукта и национальных расходов, капиталовложений и других взаимосвязанных между собой показателей. Так, исходя из чисто практических нужд, появляются национальные счета - ныне универсальный метод не только анализа, но и регулирования экономического развития.

     История разработки международной СНС развивалась с небольшим отставанием от становления и развития национального счетоводства в США, Англии, Франции, Германии и в других капиталистических странах. По-видимому, первыми осуществили балансовые построения немецкие статистики, но первый в мире баланс народного хозяйства (БНХ) был составлен еще в 20-х гг. 20 в. советскими статистиками. Основным стимулом к разработке систем, достаточно полно отображающих картину национальной экономики, явились экономические и социальные последствия второй мировой войны. В связи с крушением колониальной системы и образованием молодых независимых государств со слаборазвитой экономикой возникла проблема индустриализации огромного числа стран

Отдельными (фрагментарными) балансовыми расчетами  буржуазные экономисты занимались давно. Известно, что еще в начале 20 в. германские, американские и английские статистики делали попытки исчислить  национальный доход путем применения балансового метода. К таким попыткам можно отнести, в частности, работы С. Кузнеца «Национальный доход и капитальные вложения США за 1919-1935 гг.», А. Боули и Дж. Стэмпа «Национальный доход Англии в 1924 г.», А. Флакса «Национальный доход» (1929 г.), К. Кларка «Национальный доход и расходы» (1937 г.), ранние германские и японские публикации по национальному доходу, публикации скандинавских стран. Из отечественных исследований известны публикации С.Н. Прокоповича. Так, в 1918 г. была опубликована его работа по исчислению национального дохода Европейской части России. В общем виде попытки проведения таких расчетов предпринимались и раньше

     Официальные расчеты национального дохода впервые  были произведены в США в 1932 г. (по поручению 72-го конгресса США). К этому времени относятся и первые официальные оценки национального дохода Германии, которые, однако, были вскоре прекращены. Еще раньше, в 1925 г., а затем в 1930 и 1934 гг., аналогичные расчеты осуществлялись статистическим управлением Японии. Позднее первые официальные оценки национального дохода были проделаны в Англии, затем во Франции и в других капиталистических странах. Систематические публикации по национальному доходу начались в капиталистических странах фактически только в годы второй мировой войны. Эти работы положили начало развитию национального счетоводства.

     Теоретическим «отцом» национального счетоводства признается Дж. Кейнс. В разработку концепции макроэкономического  анализа крупный вклад внесли его предшественники -- такие известные ученые 18-19 вв., как В. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ, К. Маркс. Значительное теоретическое влияние оказали исследования первой половины 20 столетия (А. Маршалла, Р. Фриша, Я. Тинбергена, В. Леонтьева, П. Студенского). В разработку методологии построения СНС как системы взаимоувязанных макропоказателей большой вклад внесли Р. Стоун, М. Джильберг (правильная транскрипция -- Гильберг), Э. Денисов, Г. Ясен, Дж. Кендрик, О. Аукруст, К. Грюзон, Ф. Перру, Дж. Хикс, Р. Рагла, Н. Рагла, Н. Айдинов, З. Кенеши, В. Крелле, Э. Маленво, Ж. Маршаль, П. Хилл, А. Мэдисон и др.

     Большую роль в развитии и совершенствовании  национального счетоводства сыграли  международные организации, имеющие  специальные статистические подразделения.

     Наиболее  значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам международной сопоставимости проводят статистические органы ООН. Эта деятельность стимулируется необходимостью исчислить размер взносов государств -- членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального дохода разных стран. К 1994 г подготовлена третья версия СНС ООН.

     СНС ООН - это концентрированное выражение и обобщение теории и практики национального счетоводства в развитых странах. В процессе реализации гипотетическая модель СНС претерпела существенные изменения. Первая версия СНС ООН разработана в 1952 г. (официальный документ опубликован в 1953 г.). Это взаимоувязанная система из шести счетов (три сводных и три секторальных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике.

     Дальнейшее  развитие национального счетоводства было связано с попытками интеграции разных балансовых построений - межотраслевого баланса (МОБ) и системы показателей, характеризующих движение национального дохода, счетов производства, потребления и капиталовложений («реальных счетов») и счетов доходов, расходов и финансирования капиталовложений («финансовых счетов»). В «реальных счетах» основное внимание должно уделяться отраслям и продуктам; в «финансовых счетах» важна группировка экономических единиц по секторам, а также необходима классификация трансфертов и финансовых отношений, возникающих между секторами.

     В 1968 г. была принята новая версия международного стандарта по СНС, просуществовавшая  до 1993 г., принципиальная структура  которой такова: сводные счета; счета производства, потребления и капиталоиспользования; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат.

     Система была построена на строгом разграничении  текущих счетов и счетов капитала, каждый из которых разбивался на два класса. Текущие счета включали счета, относящиеся к производству товаров (первый класс), и счета, отражавшие использование доходов на приобретение потребительских продуктов и услуг, на трансферты и запасы (накопление) продуктов (второй класс). В первом случае объектами классификации являются товары и отрасли, в которых они производятся, а во втором - виды расходов и субъекты, осуществляющие их. Аналогичное разграничение и внутри счетов капитала.

     В целом и по отдельным секторам в системе дается характеристика воспроизводимых и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-вещественных ресурсов, а также финансовых активов и пассивов, увязанных с движением потоков. Это позволяет проследить финансовые потоки, определить сбережения как источник финансирования и тем самым показать, в какой мере активы каждого 135 сектора формируются за счет собственных средств и в какой мере - за счет заемных, привлеченных со стороны.

     С 1993 г. действует третья модификация  стандартной международной системы национальных счетов (СНС-93), вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах.

     Отметим некоторые из них:

     В наиболее развитых странах для СНС  характерна высокая степень интегрированности и универсальности. Это проявляется, в частности, в методологической согласованности счетов потоков, показателей запасов (балансов национальной экономики - счетов активов и пассивов) и др. Для сопряжения МОБ и СНС необходима разработка матрицы перехода от отраслевого к продуктовому разрезу в счетах производства. Интеграция выходит за рамки собственно СНС и «захватывает» платежный баланс, правительственную финансовую статистику, статистику денежного обращения и банковскую статистику. Для гармонизации центральной системы макроэкономической статистики и так называемых родственных ей разделов предусматривается система сателлитных счетов, увязывающих с СНС блоки социальных показателей, показателей окружающей среды и др.

     Разработка  сателлитных счетов - это серьезный поворот СНС наряду с финансовоэкономическим и технико-экономическим подходами к изучению социальных процессов.

     К изменениям концептуального характера  относятся: введение категории «смешанный доход», проведение различия между  расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреблением, расширение понятия «валовое накопление основного капитала» (например, за счет некоторых видов расходов, не материализуемых в объектах, или за счет некоторых товаров, приобретаемых населением и включавшихся раньше в потребительские расходы), уточнена институционная классификация.

     К этой же группе теоретико-методологических новаций относится более четкое разграничение экономических операций на денежные и другие. При этом среди  последних различают три вида: фактическая деятельность имела место, но ее оценка условная (производство сельскохозяйственной продукции для собственного потребления); бартерная сделка; фактически экономическая операция не имела места, но регистрируется как имевшая место (регистрация хозяйственной операции типа «отчисления на социальное страхование» внутри сектора «домашние хозяйства»)

Информация о работе История возникновения и развития системы национальных счетов