История возникновения и развития банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:56, реферат

Описание работы

Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
История их уходит в глубину веков, а сфера деятельности не знает ни географических, ни национальных границ. Без банков немыслимо современное денежное хозяйство. Им нет альтернативы в будущем, поскольку они являются основным и связующим звеном всей экономической жизни.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 85.64 Кб (Скачать)

Целями  деятельности Банка  России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России.

   Банк  России выполняет  следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

   Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

   В соответствии с законодательством  Центральный банк РФ ежегодно представляет в Государственную Думу свой годовой  отчет, который включает в годовую  финансовую отчетность.

Центральный банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

     В систему Банка  России входят:

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры;
  • вычислительные центры;
  • полевые учреждения;
  • учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

   Функциональная  структура предполагает существование  в банке обособленных подразделений (Департаменты, управления), реализующих  функции Банка России в соответствии с делением его деятельности на отдельные  направления.

   Центральный банк по существу является посредником  между государством и экономикой. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах  того или иного региона, той или  иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства  в целом.

   В соответствии со ст. 56 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» Банк России является органом  банковского регулирования и  банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими  группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

   Главными  целями банковского  регулирования и  банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

   Банк  России осуществляет регулирование  и надзор за деятельностью кредитных  организаций с использованием нескольких методов.

1. Регулирование допуска  на рынок банковских  услуг.

     Банк  России, принимая решение о допуске  на рынок банковских услуг, о государственной  регистрации новых кредитных  организаций и выдаче им лицензий на осуществление банковских операций, осуществляет контроль за соблюдением требований, установленных банковским законодательством и нормативными актами Банка России:

  • по обеспечению минимального размера уставного капитала вновь создаваемой кредитной организации;
  • по формированию уставного капитала кредитной организации собственными денежными средствами инвесторов;
  • по соблюдению установленного предельного размера оплаты уставного капитала в неденежной форме в случае внесения определенных видов имущества (здания, помещения);
  • по обеспечению прозрачности структуры собственности кредитных организаций;
  • по финансовому положению учредителей (участников) кредитной организации;
  • по соответствию кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей установленным Банком России квалификационным требованиям и требованиям к их деловой репутации, позволяющим занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.

     2. Дистанционный надзор.

     Действия  Банка России в области дистанционного надзора направлены на реализацию проактивной функции банковского надзора и включают совершенствование компоненты системы раннего предупреждения, базирующейся на данных документарного анализа, формирование подходов к надзору на консолидированной основе, развитие подходов к оценке рисков и финансовой устойчивости кредитных организаций и оптимального режима банковского надзора.

     В сфере методологии и организации  текущего надзора Банк России продолжает приведение действующей системы  регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в  международной практике подходами, ориентируясь, прежде всего, на Основополагающие принципы эффективного банковского  надзора. Причем, в надзорной работе происходит смещение акцентов с оценки номинального соблюдения кредитными организациями  установленных требований на оценку устойчивости кредитных организаций (содержательный надзор).

     Базовая модель системы раннего предупреждения представляет собой модель прогнозирования  значения показателя достаточности  собственных средств (капитала). Для реализации модели разработаны программные продукты, позволяющие осуществлять прогнозирование показателя достаточности собственных средств (капитала) на период до 6 месяцев, производить предварительную оценку достоверности отчетности кредитных организаций на основе соответствующей методики, направленной на выявление случаев номинального выполнения кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, с использованием техники манипулирования данными учета (так называемые «регулировочные» схемы).

     Совершенствуется  Методика анализа деятельности кредитных  организаций, на ее основе развивается  программный комплекс «Анализ финансового  состояния банка», в том числе по таким направлениям, как особенности анализа банков, имеющих филиалы (включая анализ отчетности филиалов), а также анализа консолидированной отчетности.

     Продолжая работу, начатую в рамках Программы  оценки финансового сектора Российской Федерации, Банком России проводится стресс-тест российского банковского сектора.

     Продолжается  и работа по внедрению в надзорную  практику института кураторов кредитных  организаций, что в целом отвечает задачам развития содержательной компоненты надзора. Институт кураторов - это реальный инструмент упреждающего надзора, который  позволяет не доводить ситуацию до состояния, когда возникает угроза финансовой устойчивости банка.

     В рамках проводимой политики повышения  транспарентности деятельности Банка России, банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России проводит работу по раскрытию информации, включая размещение в сети Интернет ежемесячных данных о состоянии банковского сектора.

     3. Инспектирование  кредитных организаций.

     Инспекционная деятельность Банка России направлена на оценку финансового состояния  и перспектив деятельности кредитных  организаций на основе риск-ориентированного подхода к выявлению существующих и потенциальных проблем в деятельности кредитных организаций. Особое внимание при этом уделяется оценке величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций, качества активов кредитных организаций, систем управления рисками и эффективности организации внутреннего контроля.

     Планирование  проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется, исходя из целей  банковского надзора, с учетом периодичности  проведения проверок не реже одного раза в год, а также на основании  рекомендации о проведении Банком России комплексных проверок кредитных  организаций не реже чем один раз  в два года.

     4. Финансовое оздоровление  и реструктуризация  кредитных организаций.

     Банк  России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. В  случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные законодательством, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

     В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить  в кредитную организацию, у которой  отозвана лицензия на осуществление  банковских операций, уполномоченного  представителя Банка России. В  период деятельности уполномоченного  представителя Банка России кредитная  организация вправе осуществлять разрешенные  ей законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка  России.

     5. Ликвидация кредитных  организаций.

     Банк  России может отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществление  банковских операций в случаях:

1)установления  недостоверности сведений, на основании  которых выдана указанная лицензия;

2)задержки начала  осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией,  более чем на один год со  дня ее выдачи;

3)установления  фактов существенной недостоверности  отчетных данных;

4)задержки более  чем на 15 дней представления ежемесячной  отчетности (отчетной документации);

5)осуществления,  в том числе однократного, банковских  операций, не предусмотренных указанной  лицензией; 

6)неисполнения  федеральных законов, регулирующих  банковскую деятельность, а также  нормативных актов Банка России, если в течение одного года  к кредитной организации неоднократно  применялись меры, предусмотренные  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», а также неоднократного  нарушения в течение одного  года требований, предусмотренных  Федерального законом «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем»;

7)неоднократного  в течение одного года виновного  неисполнения содержащихся в  исполнительных документах судов,  арбитражных судов требований  о взыскании денежных средств  со счетов (с вкладов) клиентов  кредитной организации при наличии  денежных средств на счетах (во  вкладах) указанных лиц; 

Информация о работе История возникновения и развития банковской системы