Исследование учёта расчетов с подотчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании изучения литературных источников и практических материалов исследовать методику учета расчетов с подотчетными лицами.
Для достижения поставленных целей в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность расчетов с подотчетными лицами, цели и задачи их учета;
ознакомиться с нормативными и законодательными документами, которыми регулируется порядок документального оформления учета расчетов с подотчетными лицам;
исследовать международный опыт учета расчетов с подотчетными лицами;
изучить порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами в ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Слонимский производственно-торговый филиал;

Содержание

Введение…………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА …………………………………….……...

9

1.1 Сущность расчетов с подотчетными лицами, цели и задачи их учета ………….…………………………………….

9

1.2 Нормативная правовая база, регулирующая учет расчетов с подотчетными лицами…………...……………….
1.3 Международный опыт учета расчетов с подотчетными лицами………………………………………………………….

13

19
ГЛАВА 2
Исследование учёта расчетов с подотчетными лицами……………………………

27

2.1 Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами…………………………………………………………

27

2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами………………………………………...

37
ГЛАВА 3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ…………………………….


41
Заключение………………………………………………….………….
46
Список использованных источников………...………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Растеты с подотчетными лицами.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод  о том, что организация бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами соответствует действующему законодательству Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Международный опыт учета расчетов с подотчетными лицами

 

 

Учетные системы разных стран отличаются многообразием, что  связано с характером развития рынка капиталов, количеством инвесторов и кредиторов, участием в международных рынках капитала, уровнем инфляции, размерами и организационной структурой предприятий, законодательными системами и многим другим.

Установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами, привлечение иностранных инвестиций и выход на международные рынки капитала требуют формирование финансовой отчетности по международным стандартам.

В качестве причин, вызвавших  разработку международных стандартов финансовой отчетности, В. Д. Новодворский выделил глобализацию экономики и потребности аналитиков [2, с.206]. В последнее время национальные экономики стали интегрироваться в единый экономический союз, решающую роль в котором играют транснациональные корпорации, владеющие третью всех производственных фондов планеты. В этих условиях встает проблема обеспечения сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах.

Также один из основных аргументов, который приводится в пользу международных  стандартов финансовой отчетности является стремление облегчить работу финансовых аналитиков по следующим направлениям:

анализ бухгалтерской  отчетности для прогнозирования  показателей работы компании;

возможность доступа  к бухгалтерской отчетности;

валютные проблемы;

используемые формы отчетности;

оценка риска инвестиций и другие.

Стандарты носят рекомендательный характер и применяются в разных странах по-разному. Конкретная страна обычно применяет традиционную национальную систему бухгалтерского учета, адаптированную к нескольким или большинству международных стандартов.

Стратегия применения Международных  стандартов финансовой отчетности (далее  – МСФО) в Республике Беларусь заключается  также в использовании их наряду с национальными стандартами. В  настоящее время существует 38 международных стандартов финансовой отчетности, 15 из которых действует и в нашей стране.

Некоторые основополагающие моменты и качественные характеристики финансовой отчетности, зафиксированные  в международных стандартах, закреплены на законодательном уровне. Согласно Закону РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» с изменениями и дополнениями, при формировании учетной политики организации необходимо исходить из обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика предприятия должна соответствовать требованиям осмотрительности, полноты, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Включение Республики Беларусь в мировое хозяйство требует  взаимопонимания в финансовой отчетности, что делает актуальным реформирование бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране в соответствии с международными стандартами. Многое для перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и отчетности уже сделано. Изменение некоторых форм бухгалтерской отчетности, наличие отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, обеспечение открытости отчетности и другие меры привели к тому, что по составу бухгалтерская отчетность в Беларуси не так резко отличается от отчетности, предписываемой международными стандартами финансовой отчетности. И все же данные, составленные по белорусским правилам, по-прежнему существенно отличаются от информации, подготовленной в соответствии с международными стандартами. В основе таких отличий лежит разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета и в первую очередь адресности отчетности и принципов ее построения.

Также национальная система  бухгалтерского учета имеет отличия  от международных стандартов по причине недостаточного использования методов оценки активов по справедливой и дисконтированной стоимости, отсутствия учета их обесценения, различий в признании доходов и курсовых разниц и другим причинам. Кроме того, при формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями белорусского законодательства многими организациями основные допущения и качественные характеристики отчетности не соблюдаются или не принимаются во внимание. Примером этого может служить нарушение метода начислений при определении выручки по мере оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

В связи с существующими  различиями национальной системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности организациям Республики Беларусь необходимо проведение дополнительных учетно-аналитических процедур для формирования отчетности в формате МСФО.

Одним из методов получения  отчетности соответствующей требованиям  МСФО, является трансформация, которая  заключается в адаптации и  конверсии бухгалтерской отчетности, составленной исходя из норм законодательства Республики Беларусь, путем реклассификации счетов и операций, а также корректировок данных национального бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

В свою очередь реклассификация  означает изменение первоначальной классификации элементов отчетности: активов, обязательств, капитала, доходов, расходов. В результате этого статьи бухгалтерского баланса могут быть детализированы или, наоборот, укрупнены. Реклассификация активов имеет место при отражении краткосрочной части долгосрочной дебиторской задолженности.

Ключевым моментом трансформации  являются корректировки, которые связаны  с признанием или уточнением стоимостной  оценки элементов отчетности: активов, обязательств, капитала, доходов, расходов. Примерами корректировок являются изменение величины дохода при переходе от кассового метода признания выручки к методу начисления; отражение условных обязательств. Таким образом, корректировки и реклассификация могут привести к значительным изменениям в бухгалтерской отчетности Республики Беларусь.

Наиболее полно учет расчетных операций отражается в  стандартах 7 «Отчет о движении денежных средств» и 18 «Выручка».

В зарубежном бухгалтерском  учете, как и в белорусском, денежные средства представляют собой наиболее ликвидные активы, которые предприятия могут отражать в балансе по строке «Денежные средства» только в том случае, когда на их использование не наложено никаких ограничений. При наличии ограничений они должны отражаться отдельно – как другие текущие или не текущие активы. К денежным средствам относятся: счета в банках; наличность в кассе компаний; банковские переводные векселя; денежные переводы; чеки и валюта.

Денежные средства предприятия  могут разделяться на денежные средства на счетах в банках и денежные средства в кассе. Вместе с денежными средствами в балансе могут отражаться эквиваленты денежных средств ценные бумаги.

Обычно счет денежных средств имеет дебетовое сальдо. Однако в случае перерасхода денежных средств выписывается чек, а денежных средств на счете в банке недостаточно этот счет может иметь и кредитовое сальдо. Такая ситуация называется банковский овердрафт. Как правило, в конце месяца проводится сверка сальдо счета денежных средств с выпиской банка. Такая сверка необходимо, поскольку остаток денежных средств по данным бухгалтерского учета предприятия отличается от остатка по банковской выписке. Это связано с тем, что некоторые операции, отраженные в бухгалтерском учете еще не нашли отражение в выписке банка и наоборот [30, с. 47].

В системе международного бухгалтерского учета присутствует система ведения мелкой кассы. У  предприятия обычно существуют регулярные мелкие расходы, которые удобно оплачивать наличными деньгами: хозяйственные расходы, незначительные командировочные расходы. Для этих целей на предприятии держится небольшая сумма денежных средств, за которые отвечает определенный сотрудник. Устанавливается фиксированная величина мелкой кассы, которая периодически возмещается на ту сумму, которая была потрачена. Обычно счет «Касса» открывается выпиской чека на какую-либо сумму. Чек оплачивается, кассир получает деньги и хранит их в сейфе, что соответствует белорусским методам учета кассы.

Выдача денег из мелкой кассы оформляется ваучерами и в любой момент общая сумма оставшихся наличных денег, указанных в ваучерах, должна соответствовать фиксированной величине мелкой кассы. Ваучер – это аналог нашего расходного кассового ордера, который подписывается получателем денег. Для определения того, какие счета необходимо дебетовать, ваучеры сортируются в зависимости от цели платежа. После отражения всех операций в бухгалтерском учете ваучеры проштамповываются. В конце бухгалтерского периода счет «Касса» должен быть полностью восстановлен. Размер мелкой кассы может постоянно корректироваться в процессе деятельности компании. Ведение мелкой кассы широко применяется в США и Великобритании.

Также при размене  денег или непосредственно при  расчетах, в том числе и с  подотчетными лицами, могут происходить ошибки и недостачи. Во всех случаях сумма расхождения должна быть отражена, то есть, дебетована или кредитована, на счет «Недостача и излишек наличности». Этот счет является активно-пассивным, что наблюдается в иностранном учете весьма редко.

В зарубежном учете, также  как и в белорусском, существуют специальные процедуры, журналы  и бланки для обеспечения контроля за выплатами наличности. К специальным  журналам относятся журнал учета  ваучеров и журнал учета чеков.

Когда компания использует систему ваучеров, то она отражает каждую выплату наличности в ваучере и регистрирует ваучер в журнале учета ваучеров. Счет-фактура или другой соответствующий документ является основанием для составления ваучера. Система ваучеров базируется на том, что каждый чек выписывается только на основании ваучера. Это удобно для учета и является дополнительным контролем. При этом применяются учетные журналы.

В конце месяца общий  итог колонки «Задолженность по ваучерам»  переносится в контрольный счет Главной книги счетов «Задолженность по ваучерам» [30, с. 112].

Также как и денежные средства, участвующие в расчетных  операциях, так и дебиторская  задолженность имеет непосредственное отношение к расчетам. Поскольку  момент признания выручки не совпадает  с моментом поступления денежных средств, международные стандарты уделяют значительное внимание учету дебиторской задолженности.

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства различных  контрагентов перед предприятием. Дебиторскую  задолженность предприятия обычно разделяют на торговую и неторговую. Авансы, выданные подотчетным лицам предприятия на командировочные расходы, хозяйственно-операционные и представительские расходы, относятся непосредственно к неторговой дебиторской задолженности.

Один из основных принципов МСФО – принцип осмотрительности требует чтобы:

показатели статей, отражаемых в балансе и отчете о прибылях и убытках, были связаны с вероятностью получения организацией экономических  выгод в будущем;

оценка статей должна иметь стоимостное выражение, которое может быть достоверно подтверждено.

Другими словами, при  оценке вероятности получения экономической  выгоды в будущем компания должна оценить степень неопределенности в отношении получения этой выгоды. Дебиторская задолженность, которая  не оплачена в срок и по которой предприятие предположительно не получит заемные средства, называется сомнительной или безнадежной.

В соответствии с МСФО при допущении, что дебиторскую  задолженность не возможно будет  взыскать, создается резерв на ее покрытие. В связи с этим в международной практике существуют два основных метода списания сомнительной дебиторской задолженности:

метод прямого списания предполагает, что сомнительная задолженность  списывается только в тот момент, когда становится известно, что задолженность не будет погашена, т.е. когда она становится безнадежной. В данном случае не осуществляется предварительная оценка сомнительной дебиторской задолженности. Несмотря на простоту этого метода, его использование нарушает принцип соответствия доходов и расходов и чаще всего его применяют в налоговом учете;

метод создания поправки по сомнительным долгам предполагает, что в конце каждого отчетного  периода производится оценка ожидаемой  величины сомнительной задолженности. Полученные суммы отражаются в финансовом учете по дебету счета «Расходы по сомнительным долгам» и кредиту счета «Поправка по сомнительным долгам», который является контрсчетом к счету  «Счета к получению», уточняющим величину дебиторской задолженности в отчете о финансовом положении.

Выручка, связанная с использованием другими лицами активов компании, может быть представлена в форме процентов: плата за пользование денежными средствами компании, дивидендов, лизинговых платежей. Для признания выручки необходимо соблюдение двух критериев:

существует вероятность  поступления экономических выгод в компании;

сумма выручки может  быть надежно оценена.

В финансовой отчетности компании должна быть раскрыта следующая  информация:

методы оценки и признания  выручки;

методы определения  степени завершенности;

существенные суммы выручки от процентов, дивидендов лизинговых платежей [30, с. 50].  

Информация о работе Исследование учёта расчетов с подотчетными лицами