Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании изучения литературных источников и практических материалов исследовать методику учета расчетов с подотчетными лицами.
Для достижения поставленных целей в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность расчетов с подотчетными лицами, цели и задачи их учета;
ознакомиться с нормативными и законодательными документами, которыми регулируется порядок документального оформления учета расчетов с подотчетными лицам;
исследовать международный опыт учета расчетов с подотчетными лицами;
изучить порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами в ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Слонимский производственно-торговый филиал;
Введение…………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА …………………………………….……...
9
1.1 Сущность расчетов с подотчетными лицами, цели и задачи их учета ………….…………………………………….
9
1.2 Нормативная правовая база, регулирующая учет расчетов с подотчетными лицами…………...……………….
1.3 Международный опыт учета расчетов с подотчетными лицами………………………………………………………….
13
19
ГЛАВА 2
Исследование учёта расчетов с подотчетными лицами……………………………
27
2.1 Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами…………………………………………………………
27
2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами………………………………………...
37
ГЛАВА 3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ…………………………….
41
Заключение………………………………………………….………….
46
Список использованных источников………...………….
Работники, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками обязаны не позднее трех рабочих дней, а при использовании корпоративной пластиковой карточки – не позднее 15 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги [22, с. 168].
Сущность расчетов с подотчетными лицами может быть представлена на рисунке 1.1:
Состав расходов из подотчетных сумм | ||||||||||
Служебная командировка |
Оплата из подотчетных сумм представительских расходов |
Покупка подотчетными лицами за наличный расчет товаров |
Оплата из подотчетных сумм выполненных работ, других операционно-хозяйственных расходов | |||||||
Рисунок - 1.1 – Сущность расчетов с подотчетными лицами
Примечание – Источник: собственная разработка
От состояния учета и контроля расчетов с подотчетными лицами зависит соблюдение расчетной дисциплины, эффективность использования денежных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженности.
Работая в новых условиях, организации, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Принимая управленческое решение, руководство вынуждено постоянно анализировать целесообразность покупки средств производства, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, соизмерять затраты с постоянными доходами, знать упущенные возможности для получения прибыли.
Поскольку основным источником информации для этих целей является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние организации, служит основой для планирования ее деятельности. Взяв за основу учетную информацию, можно предусматривать показатели развития организации и выявлять резервы повышения эффективности производства [20, с. 216].
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность организации; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:
своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;
документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;
контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на хозяйственно-операционные цели, достоверностью оправдательных документов.
Научно обоснованный
учет расчетов с подотчетными лицами
формирует полную, своевременную
и достоверную информацию об использовании
денежных средств, выданных под отчет
на хозяйственные и
1.2 Нормативная правовая база, регулирующая учет и ревизию расчетов с подотчетными лицами
За последние годы
в бухгалтерском учете и
Основные положения и принципы организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь регламентированы в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». На основании и во исполнение этого закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.
Правовое регулирование
бухгалтерского учета можно представить
в следующем иерархическом
Первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.
Второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и другие.
Четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
Нормативное правовое регулирование исследования, состояния и эффективности использования учета расчетов с подотчетными лицами можно представить в следующем иерархическом порядке.
Первый уровень:
Закон Республики Беларусь
«О бухгалтерском учете и отчетнос
Банковский кодекс РБ от 25 октября 2000г. № 441-3, принятый палатой представителей 3 октября 2000 года и одобренный Советом Республики 12.10.2000 года с изменениями и дополнениями от 14.07.2010 года № 132-3 данный нормативный акт регулирует систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств, устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними.
Второй уровень:
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89, с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 50, устанавливают единые подходы к его применению и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная Министерством финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 с изменениями и дополнениями от 26.05.2008г. № 85 устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации.
Инструкция «О порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь», утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 №4 в редакции от 27.03.2012г. № 136.
Порядок ведения кассовых операций в иностранной валюте регулируется также Национальным банком Республики Беларусь, а именно Инструкцией о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2004 № 98 (в ред. от 18.10.2010 № 436). Данная Инструкция разработана в соответствии со статьями 26 и 30 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций в наличной иностранной валюте, а также организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.2000 № 561 «О предоставлении Министерству финансов права устанавливать нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.05.2001 № 675) Министерству финансов Республики Беларусь предоставлено право устанавливать нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 № 903 «О финансировании расходов на служебные командировки за границу и иных вопросах, связанных с этими командировками» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2007 № 1846) определило источники финансирования заграничных командировок государственных служащих соответствующего уровня и порядок отчетности по таким служебным командировкам.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2001 № 7 «Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.08.2011 № 78) установлены нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу.
Третий уровень:
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 в редакции от 22.04.2010г. № 50. Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010г. №115 в редакции от 14.09.2011г. № 87. Данная Инструкция определяет порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам при служебных командировках за границу, в том числе на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации).
Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35 (в редакции от 29.02.2008 № 29). Данная Инструкция определяет условия, порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь.
Нормативное правовое регулирование учета расчетов с подотчетными лицами на уровне организации регламентируется также документами, разрабатываемыми самой организацией на основании государственных республиканских нормативных правовых актов. К ним относятся рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций, объектов и разделов учета непосредственно в организации. В организации разрабатывается учетная политика (Приложение А) с учетом принципов:
обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
непрерывности деятельности организации;
последовательности применения учетной политики;
временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
К нормативным правовым актам ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Слонимский производственно-торговый филиал относятся устав предприятия, приказы и распоряжения, издаваемые на предприятии, должностные инструкции работников бухгалтерии, учетная политика (Приложение А), рабочий план счетов (Приложение Б.
Информация о работе Исследование учёта расчетов с подотчетными лицами