Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа
Цель работы – на основании данных бухгалтерского управленческого учета проследить процесс принятия управленческих решений.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть управленческий учет его сущность, цели, задачи и понятия;
– привести классификацию управленческих решений;
– описать методики, используемые при принятии управленческих решений;
- принятие краткосрочных решений;
- использование данных финансовой отчетности при принятии краткосрочных решений и ее анализ.
Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Сущность и понятие управленческих решений 5
1.1 Понятие управленческого учета и его роль в принятии решений на предприятиях. 5
1.2 Сущность, цели, задачи и виды управленческих решений. 7
1.3 Классификация управленческих решений. 11
Глава 2. Методы, используемые при принятии управленческих решений. 17
2.1 Принятие краткосрочных решений. 19
Глава 3. Использование данных управленческого учета и отчетности при принятии краткосрочных управленческих решений. 25
3.1 Возможности моделирования бухгалтерского баланса в финансовом анализе для принятия управленческих решений. 29
3.2 Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. 32
Заключение. 35
Список литературы. 37
определение точки безубыточности производства основано на зависимости показателей объема производства, цен продажи, затрат и прибыли. Знание этой зависимости помогает принять решения по регулированию объемов производства, величины затрат, установлению цен на продукцию;
определение ассортимента производства и продажи продукции. На практике редко можно с точностью рассчитать зависимость объема продажи, переменных и постоянных затрат и прибыли. Такую зависимость можно провести только при производстве монопродукта или при примерно одинаковой рентабельности различных видов продукции. Однако эти два условия встречаются нечасто. Обычно организации вынуждены производить и продавать несколько видов продукции с различной рентабельностью. В этом случае для руководителей особенно важным является установление оптимальной структуры продаваемой продукции;
исчисление производственного левериджа. Производственный леверидж – это показатель соотношения объема производства, постоянных и переменных затрат и прибыли. Данный показатель обычно называют показателем управления прибылью. Чем меньше его значение, тем лучшим считается соотношение объема продаж, постоянных и переменных затрат и прибыли.
Производственный
леверидж рассчитывается по формуле:
где x – показатель производственного левериджа;
g
– количество проданной
p – цена за единицу проданной продукции;
z
– переменные затраты за
П – прибыль.
Цели управленческого учета:
-
генерирование и
-
определение тенденций к
-
формирование эффективной
-
полное и сбалансированное
-
подготовка рекомендаций по
Одной из важных задач бухгалтерского управленческого учета является сбор и обобщение информации, полезной для предприятия менеджерами и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.
В настоящее время принимаемые руководством решения по развитию и организации производства и сбыта продукции в большей степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. В лучшем случае отсутствие таких расчетов компенсируется богатым производственным и организаторским опытом руководителей предприятия.
Процесс принятия решения начинается с определения цели и задач, стоящих перед предприятием. От этого в конечном счете зависит отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения. Бухгалтерский управленческий учет обладает целым арсеналом приемов и методов, позволяющих обрабатывать и обобщать исходную информацию.
Приемы и методы бухгалтерского управленческого учета позволяют дать правильные рекомендации при решении подобного рода проблем. Управленческие решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (табл. 1). При рассмотрении данной классификации следует иметь в виду, что, как и любая классификация, приведенная классификация управленческих решений использует частично пересекающиеся, порой не однозначно определенные классификационные признаки.
Таблица
1. Классификация управленческих решений.
Классификационный признак | Тип управленческого решения |
1. Содержание | Социальные, экономические, технические, политические, военные и др. |
2. Содержательно-функциональный | Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др. |
3. Лица, принимающие решения | Индивидуальное Групповое |
4. Управленческая ситуация | Принятие решения как процесс, Принятие решения как выбор |
5. Степень неопределенности (полноты информации) | Решения в условиях определенности, Решения в условиях риска (вероятностной определенности), Решения в условиях неопределенности (частичной или полной) |
6. Направленность | На решение внешних проблем, На решение внутренних проблем |
7. Число целей | Одноцелевые, Многоцелевые |
8. Степень
охвата и влияния (срок |
Стратегические (долгосрочные), Тактические (среднесрочные), Оперативные (текущие) |
9. По возможности программирования | Программируемые, Непрограммируемые |
10. Возможность формализации | Полностью
формализуемые, Частично формализуемые, Неформализуемые |
11. Обязательность выполнения | Директивные, Рекомендательные |
12. Важность | Важные, Маловажные |
13. Уровень управления | Государственные, Региональные, Решения на уровне отдельных организаций, Решения внутри организаций |
14. Уровень творчества | Рутинные, Творческие |
15. Степень повторяемости | Периодически повторяющиеся, Не периодические, Уникальные |
16. Функции управления | Плановые, Организационные, Мотивационные, Kонтрольные |
17. Форма | Письменные, Устные, На электронных носителях |
18. Срочность | Срочные, Несрочные |
19. Подход к принятию решения | Интуитивные, Основанные на суждении, Рациональные |
20. Срок на который принимается решение | Краткосрочные, Долгосрочные |
Прокомментируем отдельные менее понятные позиции в приведенной классификации, прежде всего с точки зрения управленческих решений.
По признаку количества целей различают одноцелевые и многоцелевые (комплексные) решения. Если цели описаны формализовано, в виде целевых функций, то одноцелевые решения называют однокритериальными, а многоцелевые – многокритериальными. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми. Комплексные решения одновременно направлены на достижение социальных, экономических, производственных и других целей.
Стратегические решения, прежде всего, связаны с разработкой стратегических документов (концепций, планов, целевых программ). Такие решения ориентированы на достаточно длительную перспективу (не менее 3 – 5 лет).
Тактические решения направлены на детализацию стратегических решений на относительно коротком (среднесрочном и более кратком) интервале времени с точки зрения выбора способов, методов реализации стратегических решений. Иногда их называют стратегическими решениями для этого интервала времени. Если стратегические решения принимаются руководством высшего звена управления, то тактические – преимущественно руководителями среднего звена.
Оперативные решения непосредственно воздействуют на процесс реализации стратегических и тактических решений. Оперативные решения определяют содержание текущей деятельности организации, лежат в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации.
Тактические и оперативные решения можно смело отнести к краткосрочным управленческим решениям, которые выделяются как подвиды к ходе рассмотрения дисциплины бухгалтерский управленческий учет.
Программируемые решения направлены на решение сильно структурированных, как правило, стандартных проблем. Они являются результатом реализации определенных шагов или действий.
Непрограммируемые решения принимаются в ситуациях, которые в определенной мере являются новыми, слабо структуризированными, предполагают учет неизвестных факторов. Для таких решений практически невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов по принятию решения.
Принятие решения может выполняться как формализованным, так и неформализованным путем. В первом случае речь идет о решениях в высокой мере структурированных задач на основе достаточно четких алгоритмов, когда при обосновании рассматриваемых решений используются формальные средства – математические методы и вычислительная техника. Во втором случае решения выбираются преимущественно на основе мышления руководителя и специалистов, то есть неформальным образом. Частично формализуемые решения в большей мере отражают реальную практику принятия управленческих решений.
Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям (имеется в виду объективный подход к принятию данных решений).
Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.
Периодические повторяющиеся решения характеризуются определенной повторяемостью.
К непериодическим решениям можно отнести многие решения, принимаемые по отдельным проблемам нерегулярно, по мере возникновения этих проблем. Появление таких проблем может повторяться.
Уникальные решения предполагают решение судьбоносных, уникальных проблем, появляющихся очень редко, когда заранее не известны варианты решения и надо приложить много усилий по их определению и оценке. К таким решениям можно отнести выбор новых направлений развития предприятия.
Срочные решения (указания руководства, требующие немедленных действий, решения в чрезвычайных ситуациях) принимаются в условиях сильного дефицита времени, когда нет возможности использовать широкий арсенал методов принятия решений. Однако и для таких решений можно выработать определенные рекомендации по их принятию, о чем речь пойдет в одной из статей данного цикла. Несрочные решения предполагают использование всего арсенала методов принятия решений.
Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Руководитель при принятии решения не использует определенные методы, не проводит сознательную оценку вариантов решений. Интуитивное решение основывается на так называемом шестом чувстве или озарении.
Рациональные решения принимаются исходя из строгой логики процесса поиска решения, основываются на использовании научных методов.
Долгосрочные решения – рассматриваются с точки зрения дисциплины бухгалтерский управленческий учет и они характеризуются тем, что определяют деятельность организации на долгосрочный период, определяют общую стратегию деятельности предприятия на будущее. К таким решениям относятся решения о капиталовложениях, о реструктуризации бизнеса, о целесообразности освоения новых видов продукции.
Краткосрочные решения – носят оперативный характер и решают вопросы связанные с определением точки безубыточности в организации, планирование ассортимента продукции, отказ или привлечение дополнительных заказов, определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора, принятие решений о ценообразовании [10].
Классификация
видов решений по перечисленным
признакам приводит к различным
комбинациям видов решений. Например,
некоторое конкретное решение может
быть классифицировано как решение
в условиях неопределенности, стратегическое,
плановое, групповое и многоцелевое. Возможны
и другие комбинации. Таким образом, вид
решения определяет выбор рациональной
технологии его принятия.
В процессе принятия управленческих решений решается задача поиска, распознавания, классификации, упорядочения и выбора. Для решения этих задач используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Анализ – расчленение (мыслимое или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение элементов в единое целое.
На разных этапах развития управленческого мировоззрения удельный вес этих методов и их значение были различными. На одном из начальных этапов этого развития (век машин) любая организация рассматривалась как машина и считалось, что человек является частью этой машины. Полагалось, что организацию (объект управления) можно расчленить на независимые части, связи с внешней средой не рассматривались. Для понимания объекта его надо: 1) расчленить на части; 2) понять поведение каждой части; 3) объединить понимание частей в понимание целого. Как видно, в данном случае анализ преобладал над синтезом.
В
недрах машинной эпохи (граница XIX – XX
веков) возник век систем. Организация
стала рассматриваться как