Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:15, курсовая работа
В условиях рынка хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать информацию всеми участниками сделок.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности фирмы.
Введение
Глава 1. Искажения и ошибки бухгалтерской отчетности предприятия
1.1. Виды искажений бухгалтерской отчетности
1.2. Влияние ошибок на содержание отчетных форм. Классификация бухгалтерских ошибок.
1.3. Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности
1.4. Порядок исправления бухгалтерских ошибок
1.5. Налоговые последствия и ответственность за исправление ошибок
Глава 2. Практика (объект исследования
ООО «Защита- Сервис »)
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Аудиторская проверка на предприятии ООО «Защита-Сервис»
Заключение
Список использованной литературы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ,
ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СТАТИСТИКИ
Дисциплина Бухгалтерская финансовая отчетность
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ
«Искажение бухгалтерской отчетности, способы выявления и исправления ошибок»
Выполнила студентка группы
курса
факультета
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Гатчина
2012 г.
35
Содержание
Введение
Глава 1. Искажения и ошибки бухгалтерской отчетности предприятия
1.1. Виды искажений бухгалтерской отчетности
1.2. Влияние ошибок на содержание отчетных форм. Классификация бухгалтерских ошибок.
1.3. Способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности
1.4. Порядок исправления бухгалтерских ошибок
1.5. Налоговые последствия и ответственность за исправление ошибок
Глава 2. Практика (объект исследования
ООО «Защита- Сервис »)
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Аудиторская проверка на предприятии ООО «Защита-Сервис»
Заключение
Список использованной литературы
35
В условиях рынка хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать информацию всеми участниками сделок.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности фирмы.
Ни один собственник не может быть застрахован от недобросовестных действий персонала или, что еще хуже, сговора руководителей с целью получения личной выгоды, что в конечном итоге может привести к вынужденному банкротству фирмы.
Актуальность темы заключается в том, что в ходе аудиторских проверок могут быть выявлены ошибки и злоупотребления. Для обнаружения возможных случаев умышленного искажения бухгалтерской отчетности аудитор должен с тщательностью использовать свои навыки и знания, соблюдая установленные стандарты и процедуры аудита, применять эффективные методы выявления признаков мошенничества.
35
В силу различных причин бухгалтерская отчетность может неточно отражать имущественное состояние или финансовый результат деятельности организации. Нередко составители отчетности умышленно или неумышленно допускают отступление от требования полноты и достоверности отчетной информации. Отчетность, подготовленная и представленная с нарушением указанного требования, называется искаженной.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
В случае, когда применение действующих правил составления отчетности может помешать заинтересованным лицам верно оценить положение дел в организации, допускается отступление от этих правил. Если о таком отступлении организация сообщает в пояснительной записке, то составленная таким образом отчетность также считается достоверной и полной.
Вуалирование (скрывать, затуманивать) отчетности – отчетность подготовлена в соответствии с установленными правилами, но необъективно отражает финансовое положение организации. Это искажение данных при соблюдении требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. [1]
Возможность использования организацией вуалирования возникает из-за:
- несоответствия экономической природы факта хозяйственной жизни, способу его отражения в бухгалтерском учете согласно действующим правилам.
- наличие у организаций «нежесткой» учетной политики. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации, который одновременно несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в целом.
- наличие противоречий между нормативными актами, незавершенность системы регулирования бухгалтерского учета
- отсутствие детализированных требований к публичной бухгалтерской отчетности. Правила публикации годовых отчетов допускают представление ее в виде, позволяющем маскировать финансовое состояние организации
Вуалирование достаточно часто встречается в российской учетной практике и редко бывает неумышленным. Таким образом, возможность использовать вуалирование является следствием недостатков системы регулирования бухгалтерского учета.
Фальсификация (подделывать) – отчетность подготовлена с отступлением от установленных правил и необъективно отражающая финансовое положение организации.[2]
В случае фальсификации отчетности, то есть применения законодательно не оговоренных учетных приемов, не отвечающих действующим требованиям отражения фактов хозяйственной жизни организации.
Фальсифицированная отчетность тем самым является следствием бухгалтерских ошибок, допущенных на всех стадиях учетного процесса.
Ошибкой в бухгалтерской отчетности является неверная денежная оценка статей отчетности (объекта учета), неправильное формирование итоговых показателей или неправильная их группировка в отчетных формах.
Искаженная бухгалтерская отчетность в той или иной степени может нанести вред пользователям, так как риск неверных решений, принятых на основе такой отчетности существенно возрастает.
Ошибки снижают качественные характеристики отчетной информации, делая ее несоответствующей предъявляемым требованиям. В случае обнаружения пользователями факта фальсификации организация может лишиться необходимых ей инвестиций, что ведет к утрате платежеспособности и сокращению масштабов деятельности.
Согласно статьи 120 НК РФ систематическое (2 раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, а также имущества организации, влечет взыскание штрафа. При этом привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Деление ошибок на существенные и несущественные основано на определении существенного показателя отчетности в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утвержденных Приказом Минфина России от 11 мая 2010 г. № 41н) сказано, что показатель «считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.[3] Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%». Объявить о том, какая величина показателя будет приниматься как существенная, следует в учетной политике.
По характеру возникновения различают непреднамеренные и преднамеренные ошибки. Вероятность возникновения непреднамеренных ошибок повышается в условиях изменения инструктивно-методических материалов, касающихся бухгалтерского учета и налогообложения. Непреднамеренные ошибки могут быть связаны с применением неправильной ставки при расчете суммы налога; с ошибками при отражении на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций; неверным переносом данных бухгалтерского учета в налоговые декларации и формы бухгалтерской отчетности и т.д. На выявление подобных искажений должна быть нацелена система внутрихозяйственного контроля.
Преднамеренные ошибки при составлении отчетности могут выражаться в вуалировании баланса — лишении его конкретности и определенности, вследствие чего создается возможность получения выводов, противоречащих действительности. Это позволяет скрыть отрицательные моменты работы или затрудняет их обнаружение. К приемам вуалирования относится отражение отдельных показателей не в тех строках баланса, где они должны располагаться, объединение статей, свертывание сальдо по активно-пассивным счетам и т.д.[4]
Если преднамеренные ошибки при формировании отчетности противоречат законодательству, то это приводит к фальсификации баланса.
Фальсификация баланса представляет собой совокупность приемов, направляющих экономическую информацию по ложному пути (подмена одних показателей другими, создание превратного представления о состоянии организации, качественных результатах ее деятельности и т.д.). Для этого сознательно искажаются сведения об имеющихся объектах налогообложения и их стоимости; в учетные регистры вносится ложная информация; занижается выручка от реализации продукции, выполняемых работ, оказанных услуг; оформляются фиктивные документы об оплате услуг консультативного и информационного характера, связанных с обеспечением производственного процесса; не приходуется полученная выручка и т.д.
Деление ошибок на локальные и транзитные связано со степенью влияния на бухгалтерскую информацию. Локальная ошибка допущена в одном документе и вовремя выявлена. При этом искаженная информация еще не отражена в учетных регистрах. Транзитная ошибка характеризуется широтой распространения, отражена в учетных регистрах, и ее исправление требует определенных приемов.
По отношению к процедуре бухгалтерского учета ошибки делятся на технические и процедурные. Если ошибка касается только техники оформления информации (арифметические ошибки, описки и пропуски), то она является технической. Процедурная ошибка связана с содержанием отраженной информации и может выражаться как в искажении первичных документов, так и в неверной корреспонденции и оценке.
Наиболее подробной и обширной является классификация бухгалтерских ошибок по способу отражения в бухгалтерском учете. В основе этой классификации лежит содержание допущенных ошибок. Знание возможных искажений позволит бухгалтеру предотвратить их на стадии формирования учетной информации или выявить и исправить на стадии подготовки к составлению бухгалтерской отчетности.
Неполнота учета фактов хозяйственной жизни часто встречается из-за слабого знания правил учета и приводит к занижению отчетных данных. Например, поступившие от поставщиков товары, приобретенные по договору поставки или купли-продажи, организация не отразила, так как по договору товары должны оплачиваться после их реализации, хотя право собственности на товары возникает в момент их приемки. Или предприятие не учло штрафы от дебитора, присужденные судом, не отразило полученные векселя, выданные на его имя.[5]
Необоснованность учетных записей означает, что факт хозяйственной жизни отражен в учете без достаточных на то оснований. Типичной ошибкой данного типа является включение в баланс имущества, на которое предприятие не имеет права собственности (например, основных средств, взятых в аренду, или товаров, полученных на комиссию, а также векселей и других ценных бумаг, принятых в залог). Ошибки в обоснованности приводят к завышению показателей отчетности.
Ошибки в периодизации связаны с неверным распределением операций по учетным периодам, когда их отражают в Главной книге и отчетности «не своего» отчетного периода. Существует два рода таких ошибок — раннее и позднее закрытие счетов. В первом случае счет закрывают до отчетной даты и отражают операцию отчетного года на счетах следующего года; во втором — наоборот, счет закрывают после отчетной даты, а операции, которые следовало отразить в следующем периоде, включают в счета отчетного года. Раннее закрытие счетов приводит к занижению отчетных данных, а позднее — к их завышению.
Ошибки в корреспонденции возникают в случае неверно составленной бухгалтерской проводки. Подобные ошибки могут быть связаны с низкой компетентностью учетных работников, неверной трактовкой отдельных фактов хозяйственной жизни, а также со слабой системой внутрихозяйственного контроля.
Ошибки в оценке предполагают, что в отчетности неправильно оценены активы, капитал, обязательства, доходы или расходы. Например, неверно проведена переоценка основных средств; не списана безнадежная задолженность; неправильно оценены основные средства, нематериальные активы; неверно рассчитана амортизация; не списаны недостачи материалов; не определена стоимость незавершенного производства и др. Ошибки в оценке могут вести как к завышению, так и к занижению итога баланса. Поэтому на наличие таких ошибок следует проверять и актив, и пассив баланса организации.
Ошибки в представлении информации в бухгалтерской отчетности возникают из-за неправильного переноса сальдо счетов в отчетные формы (например, взаимное сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности), а также из-за отражения средств филиалов, обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, не по соответствующим статьям (основные средства, материалы, денежные средства), а по статьям дебиторов; отражения задолженности поставщикам по статье «Прочие дебиторы»; неверной группировки прочих доходов и расходов в Отчете о прибылях и убытках. К данному типу ошибок относится и недостаточность информации в отчетности, т.е. отсутствие пояснений и расшифровок, требуемых как по российским, так и международным стандартам.[6]
Информация о работе Искажение бухгалтерской отчетности, способы выявления и исправления ошибок