Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 23:40, курсовая работа
Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в Российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Вопросы, не урегулированные указанной инструкцией, могут раскрываться в локальных нормативных актах по организации внутреннего контроля. Многие организации проводят инвентаризацию ежемесячно или ежеквартально, но все предприятия должны проводить инвентаризацию ежегодно. Согласно 25-й главе Налогового кодекса РФ невыполнение последнего требования приравнивается к отсутствию бухгалтерского учёта. Серьёзные последствия может повлечь за собой также и неправильное оформление результатов инвентаризации.
1. Понятие, цель, сроки, порядок проведения и документального оформления инвентаризации товаров……………………………………………………… 3 стр.
1.1. Порядок проведения инвентаризации ………………………………. 5 стр.
1.2. Особенности проведения инвентаризации в магазине……………. 8 стр.
1.3. Документальное оформление инвентаризации ………………… 10 стр.
2. Выявление и отражение в учете результатов инвентаризации……… 14 стр.
2.1 Учет и документальное оформление потерь и уценки товаров…… 16 стр.
3. Порядок взыскания материального ущерба…………………………... 23 стр.
Задача (практическая часть) ……………………………………………… 27 стр.
Список использованной литературы …………………………………… 41 стр.
Приложение 1. Бухгалтерский баланс ……………………………
К товарным потерям относится также завес тары (разница между фактическим весом тары из-под товара и ее массой по трафарету). Все товары, по которым может быть завес тары, регистрируются в "Книге регистрации товаров, материалов, требующих завеса тары" (код по ОКУД 0903006).
Записи в книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары регистрируется в этой книге на основании "Акта о завесе тары" (код по ОКУД 0903005).
Акт на завес тары составляется в двух экземплярах и передается с товарным отчетом в бухгалтерию. Первый прилагается к товарному отчету, второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения потерь товаров.
Акт на завес тары составляется в срок, предусмотренный договором с поставщиком, но не позднее 10 дней после ее освобождения, а по таре из-под влажных товаров (повидло, варенье и т.д.) немедленно после ее освобождения. На таре делается отметка несмываемой краской об актировании завеса с указанием даты и номера акта.
Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли.
Акты на завес рыбы и рыбопродуктов (кроме икры) не составляются. Завес тары по этим товарам списывается за счет дополнительной скидки, предоставленной поставщиком.
Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. При списании за счет поставщика ему направляют претензионное письмо вместе с экземпляром акта о завесе тары.
Если предъявить претензию поставщику невозможно, потери товаров от завеса тары относят на виновных лиц. Лишь в исключительных случаях (если выявить виновных невозможно) потери от завеса тары могут быть списаны за счет торговой организации.
По некоторым товарам поставщики могут предоставлять магазинам специальную скидку на завес тары. При поступлении товаров эту скидку записывают на кредит счета 42 "Торговая наценка" (на аналитический счет "Скидка на завес тары"). По таким товарам акты на завес тары не составляют и претензии поставщикам не предъявляют, фактический завес тары списывают за счет предоставленной скидки.
Завес тары за счет скидки списывают только в том случае, если при инвентаризации будет выявлена недостача товаров сверх норм естественной убыли. Первоначально списывают сумму полученной скидки на завес тары (за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем в соответствующей сумме естественную убыль.
После решения руководителя организации о порядке списания завеса тары на стоимость товаров по покупным ценам кредитуется счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и дебетуются счета: 63 "Расчеты по претензиям" - при списании за счет поставщика; 42 "Торговая наценка" (аналитический счет "Скидка на завес тары") - при списании за счет специальной скидки; 81 "Использование прибыли" - при списании за счет торговой организации (отнесение потерь от завеса тары на издержки обращения действующими нормативными документами не предусмотрено).
Если товары учитывают по продажным ценам, то одновременно на сумму торговой надбавки, относящейся к завесу тары, делается запись:
Д сч. 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью"
К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
При списании потерь от завеса тары за счет виновного лица на стоимость товаров по учетным ценам делается запись:
Д сч. 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Порчу, бой и лом товаров оформляют актом, в котором указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь, возможности дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, откормочным организациям) или уничтожении. Сдачу товаров в утиль, переработку или откормочным организациям оформляют товарно - транспортной накладной. Уничтожают испорченные товары в присутствии комиссии, составившей акт, во избежание повторного представления товаров для актирования и списания.
Акт о порче, бое, ломе (код по ОКУД 0903008) товаров передают в бухгалтерию, где проверяют правильность его составления, после чего передают на утверждение руководителю организации, который решает, за чей счет списать потери товаров.
Поскольку порча, бой, лом товаров являются следствием бесхозяйственности, потери следует взыскать с виновных лиц. Лишь в исключительных случаях (когда конкретных виновников установить невозможно) потери списываются за счет организации.
Потери от порчи, боя, лома товаров отражают в учете в общеустановленном порядке.
Величину потерь вследствие естественной убыли (Е) определяют по формуле:
Е = Т x Н : 100,
где Т - стоимость (масса) проданного товара;
Н - норма естественной убыли, %.
При партионном способе хранения товаров срок хранения исчисляют по партионной карте исходя из даты поступления товаров и даты отпуска.
При сортовом способе хранения определяют средний срок хранения товаров (С) по формуле:
С = О : Р,
где О - средний суточный остаток товара за период между
инвентаризациями;
Р - однодневный оборот товара за межинвентаризационный период.
Средний суточный остаток товара рассчитывают делением суммы остатков товаров за каждый день хранения на число дней в межинвентаризационном периоде.
Однодневный оборот исчисляется по формуле:
Р = Т : n,
где Т - оборот по товару за межинвентаризационный период;
n - число дней в межинвентаризационном периоде.
В розничной торговле оборот по реализации отдельных видов товаров непосредственно выявить, как правило, невозможно, поскольку аналитический учет товаров по видам обычно не ведут. Поэтому оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период определяют расчетным путем на основе показателей товарного баланса:
3Н + П = Р + В + 3К.
Откуда:
Р = 3Н + П - В - 3К,
где 3Н - остаток товара на начало межинвентаризационного периода (по данным предыдущей инвентаризации);
П - поступило данного товара за межинвентаризационный период (по данным приходных документов);
В - выбыло данного товара за межинвентаризационный период (по данным расходных документов);
3К - остаток товара на конец межинвентаризационного периода (по данным последней инвентаризации).
Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, получается сумма естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, определяется общая сумма естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период.
Естественная убыль может быть рассчитана также следующим образом:
1) естественная убыль на остаток товаров на начало межинвентаризационного периода;
2) естественная убыль на поступившие товары за межинвентаризационный период;
3) естественная убыль на выбывшие товары за межинвентаризационный период;
4) естественная убыль на остаток товаров на конец межинвентаризационного периода;
5) естественная убыль на товары, реализованные за межинвентаризационный период (п. 1 + п. 2 - п. 3 - п. 4).
Для магазинов с устойчивой структурой товарооборота можно устанавливать среднюю норму естественной убыли в целом для всех товаров. В этом случае сумму естественной убыли определяют путем нахождения средней нормы убыли от общего товарооборота магазина за период между инвентаризациями.
Потери товаров при перевозках вследствие естественной убыли списывают от покупной стоимости записью:
Д сч. 44 "Издержки обращения"
К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Потери товаров при хранении и реализации вследствие естественной убыли списывают в том месяце, в котором проводилась инвентаризация. Потери товаров вследствие естественной убыли образуются за весь период между инвентаризациями (за несколько месяцев) и должны быть распределены между всеми месяцами данного периода. Для более равномерного распределения потерь от естественной убыли между всеми месяцами межинвентаризационного периода ежемесячно на издержки обращения списывают плановую сумму этих потерь, т.е. начисляют резерв на естественную убыль.
Начисление резерва на списание потерь (ежемесячно):
Д сч. 44 "Издержки обращения"
К сч. 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей".
Списание потерь товаров за счет резерва (на покупную стоимость):
Д сч. 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"
К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
При учете товаров по продажным ценам делается дополнительная запись на разность между стоимостью товаров по учетным и покупным ценам:
Д сч. 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью"
К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
На корректировку резерва составляют запись по его начислению (на разность между суммой недостачи товаров вследствие естественной убыли и начисленным резервом): обычными числами, если сумма резерва меньше суммы недостачи товаров; отрицательными числами - если сумма резерва больше суммы недостачи.
9.25. Порядок списания потерь при подготовке товаров к продаже определен п. 2.13 Методических рекомендаций, где говорится, что на издержках обращения отражаются "нормируемые отходы, образующиеся при подготовке в розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом); потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара - рафинада".
Отражение в учете потерь при подготовке товаров к продаже покажем на примере списания зачисток масла при учете товаров по продажным ценам.
Д сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на продажную стоимость зачисток
К сч. 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью" - на сумму торговой надбавки на зачистки;
Д сч. 44 "Издержки обращения" - на разность между покупной и продажной стоимостью зачисток;
К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - на стоимость зачисток по учетным ценам.
При учете товаров по покупным ценам не будет записи на счете 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью".
Потери при продаже товаров методом самообслуживания и с открытой выкладкой списываются как и потери вследствие естественной убыли, за счет начисляемого резерва. Сумма ежемесячных отчислений в резерв (Р) определяется по формуле:
Р - Тф x Уп : 100,
где Тф - фактический товарооборот по самообслуживанию и с
открытой выкладкой;
Уп - плановый уровень товарных потерь, % к товарообороту.
Начисляемые резервы для потери при продаже товаров методом самообслуживания и с открытой выкладкой могут включаться в состав издержек обращения, но не должны включаться в состав себестоимости товаров, предусмотренных Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок отражения в учете операций по начислению резерва и списанию потерь аналогичен порядку списания естественной убыли товаров.
Переоценка товаров и других товарно - материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации.
Переоценка товаров оформляется актом (код по ОКУД 0903007).
Если в организации товары учитываются по покупным ценам, то результаты переоценки в бухгалтерском учете не отражаются, за исключением случая, предусмотренного п. 53 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
На основании инвентаризационных описей - актов разность между стоимостью товаров по старым и новым ценам отражают на счете 14 "Переоценка материальных ценностей" (сумму уценки - на дебете, а сумму дооценки - на кредите) в корреспонденции со счетом 41 "Товары". После проверки и утверждения инвентаризационных описей - актов, счет 14 "Переоценка материальных ценностей" списываются на соответствующие счета: счет 42 "Торговая наценка", а уценку товаров, предусмотренную п. 53 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, когда потери от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над стоимостью по ценам возможной реализации) списывают на результаты хозяйственной деятельности, т.е. в дебет счета 80 "Прибыли и убытки".
3. Порядок взыскания материального ущерба
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.