Инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является получение общего представления об инвентаризации. Основными задачами являются определение значения, целей и задач инвентаризации, рассмотрение её видов, общая характеристика процедуры проведения инвентаризации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика инвентаризации 4
1.1. Цели и задачи инвентаризации 5
1.2. Виды инвентаризации 8
2. Проведение инвентаризации 11
2.1. Инвентаризационная комиссия 12
2.2. Инвентаризационные описи 14
2.3. Сличительные ведомости 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КУРС.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

     Контрольно-перепроверочная  проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

     По  частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые  инвентаризации.

     Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

     Не  реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

     Наиболее  обширной и трудоемкой инвентаризацией  является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

     По  содержанию различают инвентаризацию ресурсов и инвентаризацию процессов.

     Инвентаризация  ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.

     Инвентаризация  процессов означает проверку в натуре отдельных моментов процессов кругооборота средств организации. Например, в процессе производства в натуре могут быть проведены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т.д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчетно-финансовые операции, а в процессе снабжения - расчетно-заготовительные операции.

     Следует также выделить и рассмотреть  текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

     Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит  в том, что постоянно действующая  инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время  когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей.8

     2. Проведение инвентаризации

     О том, как проводить инвентаризацию и как оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.9  Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.

     Процедура проведения инвентаризации слагается  из нескольких этапов.

     Этап  первый – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

     – подготовку приказа о проведении инвентаризации;

     – формирование инвентаризационной комиссии;

     – определение сроков проведения и  видов инвентаризуемого имущества;

     – получение расписок от материально  ответственных лиц и т.д.

     Второй  этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

     Третий  этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

     Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

    1. Инвентаризационная комиссия

     Для проведения инвентаризации в организации  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

     При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

     При малом объеме работ и наличии  в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

     Персональный  состав постоянно действующих и  рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документом о составе комиссии может быть приказ, постановление, распоряжение. Его регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.  

     В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

     В состав инвентаризационной комиссии можно  включать представителей службы внутреннего  аудита организации, независимых аудиторских  организаций.

     Отсутствие  хотя бы одного члена комиссии при  проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

     До  начала проверки фактического наличия  имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные  документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

     Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные  документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на дату, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

     Материально ответственные лица дают расписки о  том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные  документы на имущество сданы  в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

     Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и  точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

     Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера.

     Инвентаризационная  комиссия проводит осмотр всех объектов основных средств на предмет их технического состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.10

     Руководитель  организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества  в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

     По  материалам и товарам, хранящимся в  неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

     При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

     Проверка  фактического наличия имущества  производится при обязательном участии  материально ответственных лиц.

    1. Инвентаризационные описи

     Опись инвентаризационная – это ведомость, предназначенная для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации.11

     Инвентаризационные  описи могут быть заполнены как  с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

     Описи заполняются чернилами или шариковой  ручкой четко и ясно, без помарок  и подчисток.

     Наименования  инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество указывают  в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

     На  каждой странице описи указывают  прописью число порядковых номеров  материальных ценностей и общий  итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне  зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

     Исправление ошибок производится во всех экземплярах  описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми  членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

     В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки прочеркиваются.

     На  последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

     Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

     При проверке фактического наличия имущества  в случае смены материально ответственных  лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

     На  имущество, находящееся на ответственном  хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные  описи.

     Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

     В тех случаях, когда материально  ответственные лица обнаружат после  инвентаризации ошибки в описях, они  должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

     Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6 - 18 к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

     По  окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

     Результаты  контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются  актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

     В межинвентаризационный период в  организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Информация о работе Инвентаризация