Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Периодическая инвентаризация товаров и тары необходима потому, что между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета возможны расхождения по различным причинам: в результата естественной убыли товаров; недостачи или излишков товаров; неисправности измерительных и весовых приборов; допущении арифметических ошибок в подсчетах при оформлении первичных документов; умышленные злоупотребления (растраты, хищения, прямое присвоение и т.д.) и др. Периодические инвентаризации товаров и тары на оптовых базах и складах промышленных товаров, а также в магазинах и других розничных торговых предприятиях – не менее двух раз в год (мяса на холодильниках и хладокомбинатах и в книжных магазинах – не менее одного раза в год). Периодичность проведения инвентаризации товарно-материальных запасов указывается в учетной политике торговой организации.
Товары, проданные и оплаченные покупателями, списанные в расход по товарному отчету, но не вывезенные покупателями (не отправленные) до начала инвентаризации, также подлежат инвентаризации, и записываются в отдельную опись под названием «Товары, проданные до инвентаризации, но не вывезенные покупателями». В этой описи, помимо необходимых данных о товарах, указываются также наименование покупателем, даты и номера товарных документом и выписанного счета.
Товары, подготовленные к отправке, согласно выписанным нарядам, но не оплаченные и не вывезенные покупателями до инвентаризации, включаются в основную инвентаризационную опись как собственные (непроданные) товары. При этом упакованные товары (за исключением товаров в фабричной упаковке) должны быть распакованы и занесены в опись в натуре, а не по сопроводительным документам. Одновременно за подписью председателя инвентаризационной комиссии на всех экземплярах нарядов и других документов на отправку товаров делается отметка о том, что эти товары включены в инвентаризационную опись.
Товары, принадлежащие другим организациям (предприятиям) и находящиеся на ответственном хранении, инвентаризируются, вместе с собственными и записываются в отдельную опись, в которой делается ссылка на соответствующие документы, подтверждающие принятие товаров на ответственное хранение. Материально ответственные лица обязаны до инвентаризации заполнить на них отдельный товарный отчет и предъявить инвентаризационной комиссии.
Товары, поступившие в предприятия в период проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии инвентаризационной комиссии и записываются в сдельную опись соответствующей формы под названием: «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается: когда, от кого поступили ценности, дата и номер сопроводительного документа, наименование ценностей, количество, цена, сумма. Одновременно на приходном документе (счете-фактуре, товарно-транспортной накладной и т.п.) подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка: «После инвентаризации», со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти документы.
Приходные документы на поступившие товары в период проведения инвентаризации приходуются и включаются в первый товарный отчет, составленный после инвентаризации.
При длительном проведении инвентаризации
на крупных торговых предприятиях,
в исключительных случаях и только
с письменного разрешения руководителя
и главного бухгалтера предприятия
могут отпускаться товары материально
ответственными лицами в процессе инвентаризации
в присутствии
Инвентаризация товарно-
При длительной задержке оплаты покупателями или заказчиками отгруженных им товаров, выполненных работ или оказанных услуг выясняют причины этой задержки, которые фиксируются и протоколе инвентаризационной комиссии.
При установлении фактов неоприходования поступивших товаров должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их. В случае злоупотребления материалы передают судебно-следственным органам.
В описях на товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводят наименование покупателя, наименование товаров, дату отгрузки, дату выписки, номер и сумма счета-фактуры.
Товарно-материальные запасы, находящиеся на складах других организаций и одногородних поставщиков, заносят в инвентаризационные описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти товары указывают их наименование, количество, сорт, фактическую стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и дату документов. При получении от предприятий, на ответственном хранении которых находятся эти товары, копии инвентаризационных описей комиссия сопоставляет фактическое наличие товаров (по данным копий инвентаризационных описей) с количеством, установленным по документам.
В описях на товарно-материальные запасы, находящиеся в переработке на других предприятиях, указывают наименование данного предприятия и ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи ценностей в переработку, номер и .чату документов.
Таким образом,
В процессе проведения инвентаризации товарно-материальных запасов проверяются также состояние складского хозяйства и торговых помещений, обеспечивающих сохранность ценностей по количеству и качеству, приспособленность помещений для совершения хозяйственных операций по приемке, хранению и реализации товаров, организация охраны складов и торговых помещений (исправность сигнализации, запоров, решеток и т.п.). обеспеченность средствами пожаротушения и т.п., о чем в необходимых случаях составляется особый акт за подписями всех членов инвентаризационной комиссии.
При смене материально
ответственных лиц первый экземпляр
описи, заполненный членом комиссии
и оба экземпляра описей, заполненных
материально ответственными лицами
(сдающим и принимающим
Материально ответственным
лицам экземпляр описи
Если материально
Первые экземпляры инвентаризационных описей товаров и тары (вместе с экземплярами материально ответственных лиц) с их перечнем, контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты обмеров, акты на бой, лом, брак и порчу товаров и другие инвентаризационные материалы передают в бухгалтерию торговой организации вдень окончания инвентаризации или в начале следующего рабочего дня, если инвентаризация закапчивается в нерабочее время, согласно перечню инвентаризационных описей под расписку главного бухгалтера.
На все инвентаризационные описи заполняют специальный перечень в двух экземплярах: первый экземпляр с распиской главного бухгалтера остается у председателя инвентаризационной комиссии, второй - при инвентаризационных описях в бухгалтерии - торговой организации.
Протокол рабочей
3. ПОРЯДОК ВЫВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ.
Для своевременного и правильного
выведения результатов
Поступившие в бухгалтерию торговой организации описи от инвентаризационной комиссии, подвергаются обработке, сущность которой заключается в тщательной проверке правильности оформления инвентаризационных описей, правильности указанных цен, таксировки, подсчетов частных и общих итогов по каждой странице и по описи в целом, порядка приемки товарных отчетов, наличие подписей всех членов инвентаризационной комиссии и т.д. Выявленные ошибки должны быть исправлены и оговорены за подписью работника бухгалтерии, проверявшего описи, председателя инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица (бригадира).
На оптовых предприятиях (базах, складах, холодильниках и др.), где ведется натурально-стоимостной учет товарно-материальных запасов, результаты инвентаризации товаров и тары выводятся путем сопоставления учетных данных с данными инвентаризационной описи по количеству и сумме отдельно по каждому наименованию, артикулу, прейскурантному номеру, сорту, цене товаров и тары. Если не обнаружено расхождений, то бухгалтер, ведущий учет товарно-материальных запасов, указывает об этом в конце инвентаризационной описи и подписывается.
На товары и тару, по которым
выявлены расхождения между учетными
и фактическими данными по описи,
бухгалтерия, совместно с постоянно
действующей центральной
По каждому факту расхождений
между показателями бухгалтерского
учета и инвентаризационной описи
материально ответственные лица
обязаны представить
Материалы (результаты) инвентаризации вместе с письменными объяснениями материально ответственных лиц пересылают на рассмотрение постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии. Последняя устанавливает характер выявленных недостач и излишков, разрабатывает предложения, направленные на предотвращение как излишков, так и недостач и определяет порядок регулирования разницы между инвентаризационными и учетными данными путем зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли. Эти предложения рассматриваются и подтверждаются руководителем торговой организации.
В процессе инвентаризации может быть выявлена
Она образуется в случае, когда вместо одного товара оприходован или списан другой товар одноименной группы. Взаимный зачет недостач излишками товаров допускается в порядке исключения только с разрешения руководителя торговой организации по рекомендации постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии после того, как будет установлено, что пересортица произошла в результате ошибки (просчета). Руководитель разрешает взаимный зачет недостач излишками, только если они образовались:
На допустивших пересортицу товаров лиц налагается дисциплинарное взыскание, а при установлении умышленной пересортицы они привлекаются к ответственности по закону.
Если в результате проведенного взаимозачета недостающего товара более дорогого сорта излишками товара по цене 6удет низкого сорта, стоимость недостающих товаров будет выше оказавшихся излишков (если недостача не покрыта излишками), то непокрытыe стоимостные (суммовые) разницы в ценах недостающих товаров (разница в стоимости) взыскиваются с виновных лиц. При обратном соотношении величин суммовые излишки подлежат возвращению покупателю, а если установить покупателя, чьи интересы были ущемлены, невозможно, то они перечисляются в доход торговой организации.
Если после взаимозачета пересортиц еще окажутся недостачи товаров, по которым установлены нормы естественной убыли производится ее исчисление по установленным нормам по каждому наименованию товаров в зависимости от климатической зоны, условий и сроков хранения и реализации товаров. В сличительной ведомости может быть совмещен расчет естественной убыли товаров. Сумма потерь товаров, вызываемой естественной убылю (усушка, утруска, утечка, распыл и другие потери), определяется только после завершения инвентаризации и лишь в случае, когда фактические остатки товаров меньше их остатков по данным бухгалтерского учета.
Информация о работе Инвентаризация товаров и тары в предприятиях оптовой торговли