Инвентаризация товаров и тары в предприятиях оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Периодическая инвентаризация товаров и тары необходима потому, что между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета возможны расхождения по различным причинам: в результата естественной убыли товаров; недостачи или излишков товаров; неисправности измерительных и весовых приборов; допущении арифметических ошибок в подсчетах при оформлении первичных документов; умышленные злоупотребления (растраты, хищения, прямое присвоение и т.д.) и др. Периодические инвентаризации товаров и тары на оптовых базах и складах промышленных товаров, а также в магазинах и других розничных торговых предприятиях – не менее двух раз в год (мяса на холодильниках и хладокомбинатах и в книжных магазинах – не менее одного раза в год). Периодичность проведения инвентаризации товарно-материальных запасов указывается в учетной политике торговой организации.

Работа содержит 1 файл

СРС 6.docx

— 127.37 Кб (Скачать)

Тема 6. Инвентаризация товаров  и тары в предприятиях оптовой  торговли

 

 

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ  ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ТАРЫ.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

3. ПОРЯДОК ВЫВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Глоссарий

Тестовые вопросы

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И  ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ  И ТАРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодическая инвентаризация товаров и тары необходима потому, что между фактическими остатками  и данными бухгалтерского учета  возможны расхождения по различным  причинам: в результата естественной убыли товаров; недостачи или излишков товаров; неисправности измерительных и весовых приборов; допущении арифметических ошибок в подсчетах при оформлении первичных документов; умышленные злоупотребления (растраты, хищения, прямое присвоение и т.д.) и др. Периодические инвентаризации товаров и тары на оптовых базах и складах промышленных товаров, а также в магазинах и других розничных торговых предприятиях – не менее двух раз в год (мяса на холодильниках и хладокомбинатах и в книжных магазинах – не менее одного раза в год). Периодичность проведения инвентаризации товарно-материальных запасов указывается в учетной политике торговой организации.

Кроме периодических, инвентаризация проводится в обязательном порядке  перед составлением годовой финансовой отчетности; передаче товарно-материальных запасов одним материально ответственным  лицом другому (смене); при переоценке товаров; при установлении фактов хищений  и других злоупотреблений, а также  порчи товарно-материальных запасов; в случае стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения и др.), краж, ограблений, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных форс-мажорными  обстоятельствами; по требованию судебно-следственных органов, а также по указанию руководителей  вышестоящих организаций или  руководителя торговой организации  и предприятия; при ликвидации или  реорганизации организации (предприятия) перед составлением ликвидационного  или разделительного баланса  и других случаях, предусмотренных  законодательством Республики Казахстан.

При бригадной материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно, когда одна бригада передаст товарно-материальные запасы другой бригаде и когда увольняется или временно выбывает (отпуск, длительная болезнь и т.д.) бригадир или более половины членов бригады, а также по требованию одного или нескольких членов бригады. При письменном согласии всех членов бригады увольнения одного из ее членов (кроме бригадира) может производиться без проведения инвентаризации. Инвентаризация может не проводиться, если вновь принятый член бригады дает подписку о принятии им материальной ответственности за находящиеся в подотчете бригады товарно-материальные запасы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ  И ТАРЫ.

 

Общие положения, порядок  и сроки проведения инвентаризации товарно-материальных запасов устанавливаются  и реализуются в соответствии со стандартом бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы»  и методическими рекомендациями к нему, «Основными положениями по инвентаризации», утвержденными Министерством  финансов республики и соответствующими инструкциями бывшего Министерства торговли Республики Казахстан.( www.minfin.kz)

Согласно указанным нормативным  документам, руководители и главные бухгалтера торговой организации осуществляют общее руководство и контроль за проведением инвентаризации и несут ответственность за правильное и своевременное проведение. Они обязаны создать необходимые условия для проведения полной и точной проверки фактического наличия товарно-материальных запасов в сжатые сроки (обеспечение рабочей силой и погрузочно-разгрузочной техникой для перевешивания и перемещения товарно-материальных запасов, технически исправными весоизмерительными приборами и т.п.). Главный бухгалтер совместно с руководителями торговых организаций и их структурных подразделений обязан, осуществлять тщательный контроль за соблюдением правил проведения инвентаризации, обеспечить своевременное и правильное выведение ее результатов и отражение их в бухгалтерском учете.

Руководитель и главный бухгалтер торговой организации, как ответственные лица за правильное и своевременное проведение инвентаризации, должны лично заниматься подбором Членов инвентаризационной комиссии и провести с ними всесторонний инструктаж. В состав комиссии должны включаться проверенные, добросовестного доверия, хорошо знающие инвентаризуемые товарно-материальные запасы, первичный учет, прейскуранты цен (порядок формирования покупной и продажной цены), порядок проведения и оформления инвентаризации. К этой работе привлекаются менеджеры, товароведы, маркетологи, бухгалтера, ревизоры, аудиторы, экономисты, руководители торговых предприятий (директора (заведующие) магазинов) и их заместители, не являющиеся материально ответственными лицами.

Для повышения эффективности инвентаризационной работы и обеспечения реальности и объективности результатов  инвентаризации в торговых организациях создают                  центральные инвентаризационные комиссии                   они оказывают помощь директорам и главным бухгалтерам торговых предприятий в организации и проведении инвентаризации. Комиссию возглавляет руководитель организации или его заместитель и в ее состав входят главный бухгалтер, начальники структурных подразделений (служб), представители общественности. Состав этих комиссий и порядок их работы утверждаются приказом руководителя торговой организации.


В целях обеспечения объективности  и реальности результатов инвентаризации товарно-материальных запасов у  одних и тех же материально  ответственных лиц запрещается  повторное назначение председателем  рабочей инвентаризационной комиссии одного и того же работника. Запрещается  назначать в состав инвентаризационной комиссии материально ответственных  лиц из других предприятий данной организации.

При передаче товарно-материальных запасов от одного материально ответственного лица (или бригады) другому в состав рабочей инвентаризационной комиссии включаются работники, сдающие ценности и принимающие их.

В тех случаях, когда инвентаризация товарно-материальных запасов проводится в отсутствие материально ответственных  лиц (болезнь, смерть и т.п.), а также после кражи и ограблений, в состав рабочей инвентаризационной комиссии приглашается представитель местной власти или полиции, полномочия которого подтверждаются документами (удостоверением) - о чем делается отметка в описи.

При проведении инвентаризации после стихийных бедствий (наводнение, пожар и т.п.) в состав инвентаризационной комиссии приглашаются представители  органов страхования.

Назначение рабочей инвентаризационной комиссии (далее -инвентаризационном комиссии) оформляют письменным распоряжением (приказом) руководителя торговой организации, в котором указывают, персональный состав комиссии; какой вид ценностей  подлежащий к инвентаризации, основание  проведения (плановая, смена материально-ответственных  лиц, переоценка и т.д.) вид и объем  инвентаризации; дата и время начала и окончания инвентаризации: срок представления инвентаризационных материалов в бухгалтерию. Распоряжение (приказ) подписывается руководителем  и главным бухгалтером торговой организации и регистрируется бухгалтерией в книге контроля за выполнением  распоряжений (приказов) о проведении инвентаризации.

Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение установленного порядка и своевременное  проведение инвентаризации; полноту  и достоверность внесенных в  описи данных о фактических остатках, проверенных товарно-материальных запасов в натуре; правильность указания в описи отличительных признаков  товаров (порядковый номер по прейскуранту, артикул, сорт, размер и т. д.); правильность оформления материалов инвентаризации и своевременность их сдачи в  бухгалтерию торговой организации.

За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остатках товарно-материальных запасов с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров  и других ценностей                            члены инвентаризационной комиссии привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.


На крупных предприятиях оптовой (базах и складах) и розничной  торговли (универсамах, гастрономах  и т.д.) в целях ускорения снятия фактических остатков ценностей  во всех местах их хранения могут создаваться несколько инвентаризационных подкомиссий, которые работают под руководством председателя инвентаризационной комиссии. В состав каждой подкомиссии входят представитель администрации (председатель подкомиссии), работник бухгалтерской службы и материально ответственные лица (заведующие предприятия, отделов, секции или их заместители) или один или несколько членов бригады материально ответственных лиц. Председатель инвентаризационной комиссии организует работу подкомиссии, обеспечивает проведение инвентаризации в целом но предприятию.

Председатель комиссии и  материально ответственное лицо (бригадир) поданным итогов всех инвентаризационных описей, составленных под комиссиями, оформляют сводный акт о наличии  товарно-материальных запасов по всему  предприятию, который ими и подписывается.

Для обеспечения реальности и объективности  результатов инвентаризации большое  значение имеет их внезапность.


 

категорически запрещается доводить до сведения работников предприятия  о сроке намеченной инвентаризации раньше, чем явится инвентаризационная комиссия, которой поручено проведение инвентаризации.

Распоряжение об инвентаризации вручается руководителем торговой организации председателю инвентаризационной комиссии непосредственно перед  началом инвентаризации. Председателю комиссии вручается также контрольный  пломбир. Одновременно руководитель с  участием главного бухгалтера инструктирует  комиссию о порядке проведения инвентаризации.

 

 

2. ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Проверенное фактическое наличие  товарно-материальных запасов заносят  в 


 

 




 

 

которую заполняют в трех, а при смене материально ответственных  лиц - в пяти экземплярах. По одному экземпляру описи заполняют материально  ответственные лица, а остальные  под копирку - председатель или один из членов комиссии. Форма инвентаризационной описи приведена ниже.

Инвентаризационные описи следует  заполнять чернилами, шариковой  ручкой или химическим карандашом, четко и ясно. Никаких помарок, подчисток и перечеркивании не допускается. Исправление допущенных ошибок должно производиться во всех экземплярах описей путем зачеркивания тонкой чертой неправильных записей и внесения сверху необходимых исправлений. Сделанные исправления в описи должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов инвентаризационной комиссии.

В инвентаризационных описях указывают  порядковый номер записи и по каждому  виду ценностей - наименование товара, номенклатурный или порядковый номер по прейскуранту номера артикулов, сорта и другие отличительные признаки товара, предусмотренные прейскурантами, количество мест, единица измерения, количество товара счетом, весом (брутто и нетто), цену за единицу и сумму, а также другие необходимые данные.

По мере завершения заполнения каждой страницы описи проводится взаимная сверка всех экземпляров. В случае выявления  расхождения вновь проверяют  те товары, по которым получилось расхождение, и вносят исправления.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

В описях не допускается пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются.

После взаимной сверки всех экземпляров описи, которые велись членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, на каждой ее странице подсчитывают итоги  по количеству и сумме и указывают  прописью, какими порядковыми номерами начата и окончена страница описи, число  порядковых номеров товарно-материальных запасов и общий итог количества в натуральных показателях всех ценностей, записанных на данной странице, независимо в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) они учитывались.

По завершении инвентаризации полностью в конце описи указанные  данные следует привести отдельно по последней странице и в целом  по всей инвентаризационной описи.

Каждую страницу всех экземпляров  инвентаризационной описи и опись  в целом подписывают материально ответственные лица, при бригадной материальной ответственности бригадир и все участвующие в инвентаризации члены оршады и нес члены инвентаризационной комиссии. Такой порядок оформления инвентаризационных описей предотвращает ошибки, исключает возможность внесения в последующем в описи каких-либо дополнений и изменений (приписок).

Оформление инвентаризационных описей завершается заполнением  материально ответственными лицами расписки следующего содержания:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

При смене материально  ответственного лица расписываются  в описях оба работника: лицо, принявшее  ценности - в их получении, а лицо, передавшее товары - в их сдаче.

Обнаруженные при инвентаризации товары устаревших фасонов и моделей  и частично потерявшие свое первоначальное качество, малоходовые и залежавшие товары не включаются в основную инвентаризационную опись, а заносятся в отдельную  опись. К этой описи прилагается  письменное объяснение руководителя предприятия  о причинах наличия таких товаров, и вносится предложение об их использовании  и сроках реализации.

Информация о работе Инвентаризация товаров и тары в предприятиях оптовой торговли