Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся проведения инвентаризации товаров и тары розничной торговли, а так же критически проанализировать действующую практику бухгалтерского учета в сфере розничной торговли на примере анализируемого объекта.
Достижение поставленной цели предлагает решение ряда следующих задач:
раскрыть сущность, цели и задачи проведения инвентаризации;
рассмотреть нормативные документы, регулирующие проведение инвентаризации;
изучить общие правилами проведения инвентаризации товаров и тары;
ознакомиться с документальным оформлением инвентаризационных материалов;
определить и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

    Порядок контроля за полным  поступлением и правильным оприходованием  тары на ООО «Предприятие Турист»  в основном такой же, что и  товаров. Одновременно с проверкой  цен на товары определяется  правильность цен на тару. Приемка  поступившей тары осуществляется на основании товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

      Тара поступает на предприятие  в основном вместе с товарами  от поставщиков и приходутся  на основании сопроводительных  документов. Учет тары ведется  обычно по ценам приобретения. Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании акта по цене возможной реализации.

     Стоимость тары, отпущенной вместе  с товаром, указывается в товарно-транспортной  накладной отдельной строкой. Отпуск товара без тары оформляется отдельными товарно-транспортными накладными или другими расходными документами.

     Тару учитывают в местах ее  хранения. При этом материально  ответственные лица ведут учет  тары по количеству, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в которые производятся на основании первичных документов на поступление и выбытие товара. Все документы на поступление и выбытие тары должно сдаваться в бухгалтерию с товарными отчетами или сопроводительными реестрами документов. В товарных отчетах стоимость поступившей и выбывшей тары указывается по каждому документу в специальной графе.

     Аналитический учет тары ведется  материально ответственным лицом  по наименованию, количеству и  стоимости тары. 

      Сделанные выводы показали, что  аналитический учет на ООО  «Предприятие Турист» необходим  для получения информации, сгруппированной  тем или иным образом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Инвентаризация товаров  и тары в розничной  торговле

2.1. Общие правила проведения инвентаризации товаров и тары

      С общими правилами проведения  инвентаризации можно познакомиться  в инструкции № 39. Приказ о  проведении инвентаризации готовится,  как правило, не менее чем  за 10 дней до наступления срока  проведения инвентаризации. Изданный приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Формы приказа о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22) Приказ (постановление, распоряжение) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии, который отражен в приложении 3.

      Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

      Журнала учета контроля за  выполнением приказов о проведении  инвентаризации (форма N 23) утверждены  постановлением Госкомстата России  от 18 августа 1998г. N 88 (с последующими дополнениями и изменениями), приведен в приложение 4.

      Для проведения инвентаризаций  в организации создаются инвентаризационные  комиссии:

     - постоянно действующая, в организационно-контрольные функции, которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период. В течение года - в межинвентаризационный период - в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки:

     - рабочие комиссии, которые непосредственно  проводят плановые инвентаризации  материальных ценностей и денежных  средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов  инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций.

На ООО  «Предприятие Турист» создана рабочая  инвентаризационная комиссия на весь отчетный год согласно приказа директора 

      Разовые комиссии - в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости - по проверке и выборочной инвентаризации.

     В состав инвентаризационной  комиссии включаются представители  администрации организации, работники бухгалтерии, экономисты, инженеры и т.д., способные квалифицированно разобраться с сущностью инвентаризируемого имущества, а при необходимости - представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Участие аудиторов в инвентаризациях является специфической российской особенностью 2. Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально. Существенное правило для всех инвентаризаций: отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

      В проведении инвентаризации  обязательно участвуют материально  ответственные лица.

      Как правило, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. В том случае, если объем работ велик, и одной комиссии с ним не справиться, то создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий.

      До проведения инвентаризации  важно убедиться, что в организации  четко организовано складское  хозяйство и контрольно-пропускная  система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:

  • осуществляется ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
  • заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования;
  • соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности;
  • созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей;
  • оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами;
  • существует ли контроль за порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение;
  • хранятся ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно;
  • назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.

    Комиссия начинает инвентаризацию  с подсобных помещений магазина. В это время в торговом зале члены бригады материально ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчета, перемеривания. Подготовка товаров к пересчету производится в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Все товары должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены в определенном порядке, удобном для подсчета их количества. Товары, хранящиеся в штабелях, следует располагать так, чтобы к ним был доступ для проверки содержимого в каждом затаренном месте. Нераспакованные товары, находящиеся в таре, распаковывают и проверяют как по количеству, так и по качеству. Запрещается ограничиваться подсчетом количества мест (коробок, ящиков и т.д.) без тщательной проверки их содержимого. Затаренный товар не подлежит распаковке и проверяется на выборку в случаях, когда распаковка товаров, находящихся в неповрежденной таре поставщика, может вызвать понижение его качества. В этом случае количество и качество нераспакованных товаров определяют по трафарету (по массе брутто) на таре с выборочной проверкой ряда товарных мест.

     Руководитель организации должен  обеспечить условия для полной  и точной проверки фактического  наличия имущества в установленные  сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.

      Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные  описи, не заполняя графу "По  данным бухгалтерского учета", по объектам и структурным  подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы "Фактическое наличие" с указанием сроков заполнения.

      Материально-ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно рассортировать и разложить материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы. Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:

  • опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;
  • проверяет весы, мерную тару;
  • получает от материально ответственных лиц отчет со всеми документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расписку.

      Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества. Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

      Согласно Закону о бухгалтерском  учете, если на предприятии  отсутствует материально-ответственное  лицо, то им является руководитель  предприятия.                                                                                 

     Подготовительные мероприятия к  проведению инвентаризации заключаются  еще и в разработке внутренних  нормативных документов - правил, инструкций, распоряжений и т.п., регламентирующих  деятельность комиссий на каждом этапе проведения инвентаризации. В указанных внутренних организационно-распорядительных документах целесообразно отразить конкретную методику проведения инвентаризации с учетом специфики деятельности данной организации, соответствующие описания действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния отдельных объектов, порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами организации:

- поставщиками, покупателями, банками, налоговыми  органами и др., порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий, типовые формы необходимых первичных учетных документов (не предусмотренные соответствующим постановлением Госкомстата России) для оформления результатов инвентаризации, разработанные и утвержденные организацией самостоятельно.

                                                                                                               Образец

                                                  РАСПИСКА

 

      К началу проведения инвентаризации  все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

 

     Материально-ответственное (ые) лицо (а):

                         ____________________ ________________

                                      (должность)                      (подпись)

                         ____________________  ________________

                                             (должность)                      (подпись)

 
 
 

     Председатель комиссии до начала  проведения инвентаризации визирует  все предоставленные приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием  "до инвентаризации на "___" (дата)", что является для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

      Грубейшей ошибкой является заполнение  инвентаризационных описей со  слов материально ответственных  лиц.

      Если материальные ценности хранятся  на нескольких складах, то желательно, чтобы инвентаризация всех ценностей проводилась одновременно. Кроме того, должен быть обеспечен контроль за поступлением и выбытием материальных ценностей во время проведения инвентаризации. В тех случаях, когда можно остановить приемку (выдачу) товарно-материальных ценностей на складах во время инвентаризации, это должно быть сделано.

     Товарно-материальные ценности, поступающие  во время инвентаризации, принимаются  материально ответственными лицами  в присутствии членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению - члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, на которую записаны эти ценности.

Информация о работе Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли