Инвентаризация основных средств

Автор: Оленька Т, 20 Сентября 2010 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

инвентаризация осн. средств.doc

— 179.50 Кб (Скачать)
ustify">     Предварительно  нужно убедиться, что в организации  ведется картотека основных средств (инвентарные карточки формы №  ОС-б); получить информацию (приказы, список лиц) об уволившихся материально ответственных лицах; ознакомиться с договорами аренды основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве предпринимателей.

     При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют какие-либо данные или указаны неправильные данные, характеризующие их, в опись включаются правильные сведения и технические показатели по этим объектам, подтвержденные паспортами и технической документацией. Например, по зданиям — указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материал покрытия и ширина полотна; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры. Стоимость выявленных, но ранее не учтенных объектов определяется исходя из рыночных цен на основании составленного акта. Экспертным путем исчисляется износ по выявленным объектам основных средств и определяется их реальное состояние, в результате чего оформляется соответствующий акт.

     Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По этим объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

     До  начала инвентаризации основных средств  проверяются полнота и правильность ведения аналитического учета по объектам основных средств, соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета и бухгалтерского баланса. Эти данные должны совпадать по всем позициям. Проверяется соответствие видов основных средств организации кодам Общероссийского классификатора основных фондов. Уточняются нормы амортизационных отчислений по каждому инвентарному объекту.

     Члены комиссии в присутствии должностных  лиц и материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров и т.п.) осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентаризационных описях их фактическое наличие по полным наименованиям, назначению, инвентарным номерам и основным техническим или эксплуатационным показателям. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение этих объектов в собственности организации.

Проверке  подлежат:

- определение  круга материально ответственных  лиц и наличие заключенных с ними договоров о полной индивидуальной материальной ответственности;

-  наличие  документов, подтверждающих нахождение  объектов недвижимости (зданий, сооружений и др.) в собственности организации;

- наличие  документов на земельные участки,  водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации;

- наличие  и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, которые ведут материально ответственные лица по типовым формам № ОС-б "Инвентарная карточка учета основных средств".

-  наличие  и состояние технических паспортов  или другой технической документации;

- наличие  документов, отражающих поступление,  перемещение и выбытие основных средств;

-  выявление  объектов, не принятых на учет, и их оценка с учетом рыночных цен, причем износ определяется по фактическому техническому состоянию объектов в процентах от установленной стоимости с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. При этом оценку рекомендуется производить с приглашением независимого оценщика — специалиста по оценке недвижимости, машин и оборудования. Вместе с тем необходимо помнить, что ответственность за проведение инвентаризации основных фондов лежит на самой организации.

     Одновременно  выявляется, когда и по чьему распоряжению возведены или приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты;

-  выявление  не пригодных для эксплуатации  и восстановления основных средств;

- наличие  документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии таких документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

     Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности внесен ряд изменений в порядок формирования показателей по отдельным статьям бухгалтерского баланса. В частности, начиная с 1 января 2000 г. по статье "Незавершенное строительство срока 130 формы № 1) отражается стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые в соответствии с ГКРФ подлежит государственной регистрации, а документы, подтверждающие такую регистрацию, отсутствуют.

     При проведении инвентаризации имущества  и обязательств, обязательной при ликвидации юридического лица, необходимо иметь в виду, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий для оценки имущества должника вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

     На  объекты основных средств, приобретенные в порядке товарообменных (бартерных) операций, должны быть сопроводительные документы, подтверждающие их балансовую оценку у передающей стороны (например, это может быть копия инвентарной карточки).

     Назначенная руководителем организации инвентаризационная комиссия в предусмотренный срок проводит инвентаризацию основных средств, как действующих, так и находящихся на консервации или в запасе, арендованных и находящихся на ответственном хранении.

     Автомашины, железнодорожный состав, морские и речные суда, находящиеся в дальних рейсах; машины  и оборудование, отправленные в капитальный ремонт, и другие основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации, инвентаризируются до момента их временного выбытия.

     Основные  средства вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

     Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и других данных.

     Однотипные  предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

     На  основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

     Если  в ходе инвентаризации выявлены не отраженные в учете капитальные работы (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.), увеличивающие балансовую оценку основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов (слом отдельных конструктивных элементов), уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. В акте указывают сумму дооценки или уменьшения балансовой стоимости объектов исходя из фактических затрат на производство капитальных работ или первоначальной стоимости ликвидированной части объекта, подтвержденных соответствующими документами. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учете. В описях нужно привести данные о произведенных изменениях.

     Инвентаризационные  описи представляются в бухгалтерию  для внесения изменений и уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие регистры по учету основных средств. В итоге составляют общую по организации сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указывается наименование объектов по местам нахождения или эксплуатации, перечень выявленных неучтенных или недостающих объектов, их стоимость.

     Сличительная  ведомость результатов инвентаризации основных средств составляется по форме  № ИНВ-18.

     При выявлении недостачи или излишков объектов основных средств к инвентаризационным описям прилагают объяснения материально  ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Излишки основных средств, независимо от причин их образования, приходуются. 

3.2 Инвентаризации в случае временной

консервации организации

     На  практике достаточно часто возникает  вопрос о том, что нужно ли проводить  обязательную инвентаризацию по итогам года в случае временной консервации  организации в связи с тем, что финансово-хозяйственная деятельность не ведется, а на балансе организации числятся основные средства — оборудование. Действующим законодательством не предусмотрено такое понятие, как "консервация организации". В данном случае речь идет лишь о временном приостановлении предпринимательской деятельности. В то же время необходимо помнить, что организация является субъектом предпринимательской деятельности и, таким образом, имеет все права и несет все обязанности, связанные с этой деятельностью, с момента ее государственной регистрации в качестве юридического лица и до внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о ее ликвидации в соответствии со ст. 51 и 63 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии со ст. 11,19,23 НК РФ не прекратившее свое существование юридическое лицо считается налогоплательщиком и, соответственно, несет все предусмотренные налоговым законодательством обязанности по уплате налогов и (или) сборов, таким образом, юридическое лицо, хотя и временно приостановившее свою деятельность, но не ликвидированное:

  1. исполняет свои гражданско-правовые обязательства;

     2) ведет бухгалтерский и налоговый  учет в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов. Даже при отсутствии предпринимательской деятельности у организации могут иметь место определенные хозяйственные операции. Все такие хозяйственные операции, а также результаты инвентаризации, проводимой в обязательных случаях, в частности, по итогам года, подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

     Руководителем организации может быть принято  решение о консервации основных средств в случае их неиспользования в течение продолжительного времени, но не менее трех месяцев, под влиянием определенных внешних факторов. В соответствии с п. 53 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств на такие основные средства амортизация не начисляется. При этом необходимо иметь в виду, что порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом как правило, могут быть переведены на консервацию, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. 

3.3  Учет результатов инвентаризации

основных  средств

     Результаты  инвентаризации основных средств отражаются в учете следующими записями:

     Пример.

     1) излишки основных средств:

     При проведении ежегодной обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по данным сличительной ведомости (форма № ИНВ-18) в 000 "Ариэль" была выявлена ранее не учтенная одноигольная стачивающая машина "Текстима", рыночная стоимость которой составила 30 000 руб. Инвентаризационная комиссия установила, что неучтенное швейное оборудование комплектно. Машина соответствует техническим требованиям и пригодна к эксплуатации. Однако технический паспорт на машину отсутствует. Инвентаризационная комиссия экспертным   путем определила реальное состояние одноигольной стачивающей машины и ее износ в размере 30 %, что составило 9000 руб., о чем был составлен соответствующий акт. В бухгалтерском учете 000 "Ариэль" результаты инвентаризации будут отражены следующим образом:

     Дебет 01 Кредит 80 — 30 000 руб. — оприходована неучтенная стачивающая машина "Текстима", выявленная при инвентаризации, по рыночной стоимости, что отражается в приказе и в акте формы № ОС-1 (в соответствии с п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);

Информация о работе Инвентаризация основных средств