Инвентаризация основных средств

Автор: Оленька Т, 20 Сентября 2010 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

инвентаризация осн. средств.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Прочие  основные средства (библиотечные фонды, капитальные затраты в арендованные основные средства и др.).  (9; с. 70)

     Бухгалтерия предприятия определяет принадлежность основных средств к той или  иной учетной группе по данным паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации.

     В зависимости от степени использования основные средства подразделяют в учете на действующие, бездействующие и находящиеся в запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют излишние и не используемые на данном предприятии станки, машины, транспортные средства и инвентарь.

     В бухгалтерском учете основные средства, кроме того, подразделяют на собственные, принадлежащие данному предприятию, и арендованные, т. е. находящиеся в его временном пользовании за определенную плату. Стоимость собственных основных средств, их движение, начисление износа отражаются в балансе. Арендованные средства учитываются на отдельном счете Долгосрочно арендуемых основных средств, сальдо которого также отражается в балансе.

1.3 Оценка основных средств

     Основные  средства оценивают по   первоначальной, восстановительной (рыночной) и остаточной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается:

     для зданий и сооружений при подрядном  способе их строительства - сметная стоимость объекта. При строительстве хозяйственным способом основные средства принимаются на учет по фактической себестоимости их возведения. В обоих случаях в первоначальную стоимость включаются затраты на проектно-изыскательские работы;

     для оборудования - величина затрат на приобретение, включая расходы по доставке, монтажу, установке и т. п.;

     для объектов основных средств, поступивших безвозмездно-их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, указываемая в документах на передачу, с добавлением в необходимых случаях затрат на установку объекта;

     для основных средств, бывших в эксплуатации и приобретенных за плату, - фактические затраты на приобретение, доставку и установку. (9; с.73)

     Первоначальная  стоимость отдельных объектов основных средств может увеличиваться  после их реконструкции или модернизации, а уменьшаться - при частичной ликвидации и демонтаже объектов. Фиксируемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость - это величина фактических затрат на приобретение или возведение объектов. Она относительно постоянна.

     Стоимость воспроизводства основных фондов, т. е. их строительства или приобретения по действующим рыночным цепам на определенную дату, называется восстановительной. Как правило, ее используют для расчета выкупной цены при долгосрочной аренде (лизинге) с выкупом и определением стоимости основных средств акционируемого предприятия.

 В  этих случаях восстановительную  стоимость каждого объекта определяет  специальная комиссия, ориентируясь  главным образом на рыночную  цену. Восстановительной считается и стоимость, определяемая в результате переоценки объектов основных средств, производимой по решению Правительства Российской Федерации. Реальную цену объекта основных средств можно установить и экспертным путем, исходя из существующих рыночных цен, или с помощью заранее заданных коэффициентов инфляции. Восстановительная стоимость включает все элементы, входящие в первоначальную стоимость основных фондов.

     В действующей практике учетную стоимость  основных средств, по которой они  отражаются в отчетности и балансе (т. е. первоначальную, а после переоценки, проводимой в установленном порядке, - восстановительную), принято называть балансовой стоимостью.

     В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, стоимостная величина снашивания называется износом. Если из балансовой стоимости основных фондов вычесть износ каждого объекта или их совокупности, получим расчетную величину остаточной стоимости основных средств. Данные о восстановительной стоимости необходимы для планирования воспроизводства и обновления основных средств. Совокупность показателей первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости применяют для анализа динамики состояния и использования основных средств, по результатам которого принимаются соответствующие управленческие решения.

     2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ

     УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

     Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

     Инвентаризация  имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пп. 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

     Следует обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной/вещественной проверки).

     Пункт 2 ПБУ1/98 предусматривает, что под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к числу которых относится и инвентаризация.

     Инвентаризация  — подсчет в натуре имущества  организации и выверка его обязательств — периодически проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.

     В связи с этим при утверждении  учетной политики организации в  соответствующем приказе целесообразно  выделить три раздела:

     I  — общие принципы формирования учетной политики и вопросы организации учетной работы;

     II — выбор способа ведения бухгалтерского учета;

     III — налоговая учетная политика.

     Для обеспечения рациональной организации  бухгалтерского учета и обеспечения  достоверности отчетных данных большое  значение имеет разработка Плана организации учетной работы, являющегося составляющей частью первого раздела приказа по учетной политике.

     План  организации учетной работы в  качестве одного из элементов должен включать в себя Порядок проведения инвентаризации. Поэтому в первый раздел приказа по учетной политике необходимо включить соответствующий пункт, предусматривающий проведение инвентаризаций в организации.

     Порядок проведения инвентаризации оформляется  в виде приложения к приказу об учетной политике. Порядок проведения инвентаризаций включает в себя график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете согласно положениям Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

     Плановые  инвентаризации проводятся в заранее  установленные сроки, внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам. Внеплановые (внезапные) инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

     Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

     Полная  инвентаризация охватывает все без  исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) инвентаризация — один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы и т.п.

     Выборочная  инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также при установлении фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или ненадлежаще оформленным документам. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета. Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения. Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров, несвоевременного использования ежегодных отпусков материально ответственными лицами.

     Организация самостоятельно должна решить, в какие  сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах. Так, например, инвентаризация товаров в торговых организациях может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств — один раз в три года.

     Если  инвентаризация отдельного имущества  и финансовых обязательств проводилась по графику организации не ранее 1 октября отчетного года, то в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета их повторная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводится.

     Порядок проведения инвентаризаций составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу организации.

                                                                                                                     Образец

Приказ

г.Тольятти                                                                                   25.12.04. № 1/УП

0б учетной политике организации на 2004 год

(Извлечение)

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98,  утвержденным   приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н,

приказываю:

     Утвердить учетную политику Фирмы на 2004 год по вопросам бухгалтерского и налогового учета.

     I. Общие принципы формирования учетной политики и вопросы организации учетной работы.

     ...п. 5. Порядок (количество плановых и внеплановых инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризаций определяется директором Фирмы за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 26 приказа Минфина России № 34н от 29.07.98). Порядок проведения инвентаризации в 2005 году утверждается согласно Приложению № 2 к настоящему Приказу.

     п. б. Инвентаризация основных средств  проводится один раз в три года (п. 27 приказа Минфина России № 34н от 29.07.98)

Руководитель  организации_____________________________

     2.1 Основные цели инвентаризации

  Главным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее достоверность, то есть реальность статей. Как уже было отмечено выше, достоверность бухгалтерской информации — одно из основных требований Закона о бухгалтерском учете. Она обеспечивается, в частности, проверкой соответствия учетной оценки имущества организации его реальной (как правило, рыночной) стоимости, то есть инвентаризацией.

     Обязанность проведения инвентаризации имущества  и обязательств вытекает из п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и пп.. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, в соответствии с которыми для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

     В соответствии с п. 38 раздела VII ПБУ 4/99 статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и пассивов. (21; с.13)

Информация о работе Инвентаризация основных средств