Инвентаризация (на примере АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью иму¬щества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.
Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации

1.1. Понятие и цели инвентаризации

1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации

1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств

2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации

2.2. Документальное оформление инвентаризации

2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации

Глава 3. Техника проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

3.1. Технико-экономическая характеристика филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

3.2.Порядок проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

3.3 Отражение результатов инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 85.69 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение

     Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации

     1.1. Понятие и цели инвентаризации

     1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых  в организации

     1.3. Инвентаризация отдельных видов  имущества и финансовых обязательств

     Глава 2. Порядок проведения и отражения  в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств

     2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации

     2.2. Документальное оформление инвентаризации

     2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации

     Глава 3. Техника проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

     3.1. Технико-экономическая характеристика филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

     3.2.Порядок  проведения инвентаризации в  Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

     3.3 Отражение результатов инвентаризации  в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

     Заключение

     Список  использованной литературы

     Приложения

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

     Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.

     Для достижения цели были поставлены и  решены следующие задачи:

  • изучить понятие инвентаризации;
  • охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
  • рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации на примере Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

       Предметом данной курсовой работы является инвентаризация, а объектом - порядок проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

     В курсовой работе используются следующие  методы: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.

       Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.

     Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества) — сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

     Инвентаризация  — это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут  информацию о произошедших фактах хозяйственной  жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

     Курсовая  работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие, цели, виды и сроки инвентаризации. Во второй главе речь идет о порядке проведения и документальном оформлении инвентаризации. В третьей главе рассматривается проведение инвентаризации на примере Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

     Работа  изложена на 37 страницы и состоит из трех глав, в каждой из которых по три параграфа. В работе 3 примера и 9 приложений. Библиография включает 39 источников.

     Для облегчения понимания и наиболее полного раскрытия темы были приведены  формы первичной документации, используемые при проведении инвентаризации.

     В курсовой работе используются такие  источники информации как нормативные акты, федеральные законы, учебные пособия.

 

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие  и цели инвентаризации 

     Основным  способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.

     Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов.

     Количество  инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

     Обязательные  инвентаризации проводятся:

     — при передаче имущества организации  в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     — перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов — раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

     — при смене материально ответственных  лиц (на день приемки-передачи дел);

     — при установлении фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи ценностей;

     — в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     — при ликвидации (реорганизации) организации  перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;

     — при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Основными целями инвентаризации являются:

     1. Проверка правильности данных  текущего учета и выявление  допущенных ошибок.

     2. Отражение неучтенных хозяйственных  и финансовых операций.

     3. Контроль сохранности имущества.

     4. Контроль над полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.

     5. Проверка условий и порядка  хранения товаров.

     6. Выявление залежавшихся, неходовых,  устаревших товаров.

     7. Проверка соблюдения принципа  материальной ответственности.

     8. Проверка состояния учета и  организация движения товарных запасов.

     9. Проверка отражения всех хозяйственных  операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.

     Необходимость инвентаризации обусловлена рядом  причин, основными из которых являются:

     1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли.

     2. Изменение физических свойств  товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.

     3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д.

     4. Кражи, злоупотребления.

     5. Недоверие к материально ответственному  лицу.

     6. Проведение ревизий, аудиторских проверок.

     7. В случае смены бригадира при  бригадной материальной ответственности.

     8. По требованию судебно-следственных  органов.

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для  полного соответствия данных учета  фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — инвентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

 

1.2. Классификация инвентаризаций 

     Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе1. Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные — инициатива собственника; экстраординарные — инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.

     Разберем  подробнее эти классификации.

       По объему, разделить инвентаризации очень трудно, ибо совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объективный критерий тут один — тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:

     • степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим;

     • частичной инвентаризация может  быть признана только по отношению  к ранее заданной полной инвентаризации.

     Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы — это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина №2 — это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине №2 — это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.

       Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной.

     Например, поставлена задача провести инвентаризацию товаров в магазине №2. Если она проводится сплошным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований товаров и проводится их проверка.

     В настоящее время имеет место  монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.

       По принадлежности предполагается, прежде всего, установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но неизвестно, получил ли он это имущество и т.д.

Информация о работе Инвентаризация (на примере АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ)