Инвентаризация имущества и обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей первой главы курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Роль и значение инвентаризации………………………………………......5
1. Инвентаризация как способ первичного наблюдения……………………5
2. Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………...........7
2. Виды инвентаризации…………………………………………………….....9
1. Виды инвентаризации…………………………………………………….....9
2. Порядок проведения инвентаризации………………………………….....11
2.3 Ошибки проведения инвентаризации и их последствия……………........14
3 Сквозная обобщающая задача………………………………………………17
Приложение №1………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Теория БУ.doc

— 689.50 Кб (Скачать)

    Выборочные  инвентаризации и контрольные проверки в                      течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют    своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления  и факты хищения, содействуют сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму.

    В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.

    В целях усиления ответственности  лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия заключает письменные договоры о полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

    Назначение, увольнение, перевод и перемещение  работников, с       которыми заключается   или заключены  письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию  с                                                                                                                            главным бухгалтером (лицом, его заменяющим).

             

1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода                бухгалтерского учета 

    Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимно  обусловленности. Это в полной мере относится к объектам бухгалтерского учета, которые находят отражение  во взаимной связи и постоянном движении.  возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия,  обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.

    Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных.

      Элементы метода бухгалтерского учета:

  • документация;
  • инвентаризация;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • счета и двойная запись;
  • бухгалтерский баланс и отчетность.

    Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему.  Бухгалтерский учет может  выполнить предназначенные ему  функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти  элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия. 

    Документация  должна обеспечить непрерывное отражение  в специальных носителях информации всех хозяйственных операций,  но иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент,  когда они произошли. Например,  уменьшение величины материальных ценностей в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.

    Все эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.

    Инвентаризация  не может проводиться без оценки, т.к. в результате оценки мы получим  фактическое наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального.

    Но  в основе денежной оценки лежит калькулирование. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объектов в связи с потребностью выявить  отклонения индивидуальных затрат от общественно необходимых.

    Применение  оценки и калькуляции в бухгалтерском  учете позволяет все объекты  учета и изменения выразить в  едином измерителе - в рублях. Это  свойство результатов измерения  в едином стоимостном измерителе широко используется в инвентаризации.

    Результаты  инвентаризации необходимо как-то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки  и текущего учета состояния и  движения каждого вида хозяйственных  средств и источников их образования. Так в бухгалтерском учете выявленные излишки и недостачи имущества находят свое отражение на счетах.

    Чтобы иметь реальное представление о  результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое  обобщение информации по годовой  инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

      Таким образом, Существует множество  определений инвентаризации, которые  по сущности говорят одно и  тоже. Для меня предпочтительнее придерживаться трактовки, которая приводится в "Законе о бухгалтерском учете и отчетности". Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи, когда инвентаризация должна проводится в обязательном порядке. Как мы видим роль инвентаризации очень велика т.к. с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.   А также инвентаризация тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется в виду, что это именно система, т.е. упорядоченная система отдельных приемов, а не какие-либо случайные способы, действия. Каждый предыдущий элемент обеспечивает применение последующего. Поэтому проведение инвентаризации должно осуществляется в строгом единстве с остальными элементами метода бухгалтерского учета. 
 

2 Виды инвентаризации 

2.1 Виды инвентаризации 

    Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков.

инвентаризация

              

 
 
 
 
 

      

 
 

    В зависимости от полноты охвата имущества  инвентаризации бывают полные и частичные.

    Полная  инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.

    Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводится систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотреблений и фактов хищений сводится к минимуму.

    Сплошная  инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.

    Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.

    В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год.

    Необходимая - проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

    Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

    Контрольно-перепроверочная  проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

    По  частоте или периодичности проведения различают ежесменые, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.

Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

Не реже, чем  ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

        Следует также выделить и рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

       Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей. В условиях бухгалтерского учета на ЭВМ организация перманентной инвентаризации позволяет повысить точность учетно-экономической информации.

 
 

2.2 Порядок проведения инвентаризации

 

    Порядок проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств предприятия (учреждения) и оформления ее результатов  установлен Министерством финансов Российской Федерации в " Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ".

    Количество  инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества  и финансовых обязательств, проверяемых  при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия (учреждения).

    Для проведения инвентаризации на предприятии  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

    При большом объеме работы и наличии  на предприятии ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

    Постоянный  состав постоянно действующих и  рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем предприятия. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о поведении инвентаризации.

    В состав инвентаризационной комиссии можно  включать представителей администрации  предприятия, работники бухгалтерской  службы, другие специалисты (инженеры. экономисты, техники и т.д.). В инвентаризационную комиссию можно включать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Необходимо отметить, что неучастие специалистов производства в инвентаризационных комиссиях снижает качество инвентаризации.

    На  предприятии с большими объемами производства для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств целесообразно создавать рабочие инвентаризационные комиссии. В состав рабочий инвентаризационной комиссии входят: руководитель предприятия и его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специалисты, начальники отделов, руководитель юридической службы.

Информация о работе Инвентаризация имущества и обязательств