Инвентаризация и ее контрольное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а так же активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом.

Содержание

Введение 3
1.Инвентаризация, ее виды и значение в
бухгалтерском учете, контроле и аудите 5
2.Организация и порядок проведения инвентаризации
2.1.Организация проведения инвентаризации 7
2.2.Общий порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств 9
2.3.Порядок проведения инвентаризации
внеоборотных активов 12
2.4.Порядок проведения инвентаризации
оборотных активов 14
2.5.Порядок проведения инвентаризации обязательств 18
2.6.Порядок проведения инвентаризации отдельных
видов активов и обязательств 20
3.Выявление и отражение в учете результатов
Инвентаризации 21
Заключение 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5. Порядок проведения  инвентаризации обязательств 

    Инвентаризация  обязательств в части расчетов с  банками и иными небанковскими  кредитно – финансовыми организациями  по кредитам, займам, с бюджетом,  покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах  бухгалтерского учета расчетов. В ходе инвентаризации обязательств проверяется: правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм; правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;  правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской  и кредиторской  задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. При инвентаризации расчетов оформляется Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами  и кредиторами (приложение №16).

    При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами  определяется сумма дебиторской  и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая  суммы дебиторской  и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками.

    При инвентаризации расчетов с работниками  проверяется правильность отражения  задолженности перед работниками: наличие сумм заработной платы, не выплаченной работникам в срок из-за их неявки и недепонированной, выявляются суммы депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

    При инвентаризации расчетов с подотчетными лицами по авансовым отчетам работников и расходным кассовым ордерам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухгалтерского учета, устанавливается целевое использование израсходованных сумм, проверяется наличие оправдательных документов, выявляются суммы, срок представления отчетов по которым истек.

    При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются  данные бухгалтерского учета с суммами  налогов, исчисленных в налоговых  декларациях, а так же с суммами, перечисленными в бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.6. Порядок проведения  инвентаризации отдельных видов

    активов и обязательств 

    При инвентаризации незавершенного производства в зависимости от специфики и  особенностей производства перед началом  инвентаризации необходимо сдать на склад все неиспользованные и  не подвергавшиеся обработке материалы, забракованные детали, приобретенные детали и полуфабрикаты, детали, узлы и агрегаты, обработка которых в данном цехе закончена.

    Сырье, материалы и приобретенные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись  незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

    В сборочных производствах машиностроения в ходе инвентаризации проверяются:  фактическое наличие путем подсчета, взвешивания, перемеривания и комплектность  деталей, узлов, агрегатов по каждому из незаконченных изготовлением и сборкой изделий, заказов, находящихся в стадии обработки (сборки) по технологическим операциям, в межоперационном запасе, цеховых кладовых и других местах их нахождения, остаток незавершенного производства по аннулированным заказам и по заказам, выполнение которых приостановлено. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно -  монтажным работам – с указанием объема работ. По забракованным деталям составляются отдельные акты. 
 
 
 

3.Выявление  и отражение в  учете результатов  инвентаризации 

    Данные  инвентаризационных описей сверяются  с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения с учетными  данными (недостача, излишки) и составляются в зависимости от инвентаризируемых объектов Инвентаризационная опись (сличительная ведомость),  Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, Сличительная   ведомость результатов инвентаризации оборотных активов (приложение №17, 18, 19). К ним прилагаются письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании объяснений комиссия принимает решение о порядке регулирования разницы между полученными данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

    Стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств в сличительной ведомости  указывается в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово – хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь 24.03.2003г. №39/69.

    Выявленные  при инвентаризации излишки в  соответствии с решением руководителя приходуются на баланс организации  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

    Сумма недостачи определяется на дату составления акта проверки.

    Если  утраченное имущество относится  к основным средствам то размер вреда  определяется:

    1)по  первоначальной (восстановительной)  стоимости в соответствии с  правилами переоценки стоимости  основных средств на дату составления  акта проверки (ревизии) о взыскании вреда за вычетом фактически произведенных амортизационных отчислений по данному имуществу;

    2)в  размере 10%  от первоначальной  стоимости с учетом проведенных  переоценок  и корректировки на  коэффициент изменения стоимости  на дату составления акта проверки (ревизии), но не ниже ликвидационной стоимости в случае 100%-го начисления амортизационных отчислений.

    Если  утраченное имущество относится  к сырью, материалам и другому  аналогичному имуществу (товарно –  материальным ценностям), то сумма недостачи рассчитывается:

    1)по  стоимости приобретенного организацией  имущества, идентичного утраченному;

    2) исходя из сформированных иными  продавцами цен на имущество,  идентичное  утраченному организацией;

    3) исходя из сформированных иными  продавцами цен на имущество, аналогичное утраченному организацией;

    4)если  утраченное имущество относится  к отдельным предметам – в  составе средств в обороте  за вычетом потери стоимости  в период эксплуатации;

    5) если утраченное имущество относится  к готовой продукции или товарам для продажи – по ценам, установленным организацией для продажи идентичного или аналогичного имущества, которое было утрачено (но не ниже себестоимости), товарам для продажи.

    Определение размера вреда в виде ухудшения  характеристики имущества, в том числе в случаях его разукомплектования, расходования с нарушением законодательства или повреждения, порчи, при которых по решению организации возможно восстановление характеристик имущества, осуществляется исходя из стоимости указанного восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.).

    При невзыскании, занижении, недовзыскании  арендной платы за сданные организацией в аренду размер вреда определяется  в соответствии с суммой, установленной  договором либо законодательством.

    При неуплате организации арендаторами или иными пользователями коммунальных и других видов услуг размер вреда определяется исходя из тарифов, установленных законодательством.

    При хищении, недостаче, расходовании с  нарушением законодательства или излишней выплате иностранной валюты сумма вреда рассчитывается в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату составления акта проверки (ревизии).

    При хищении или недостаче всех видов  билетов, талонов, абонементов и  других документов, предназначенных  для расчетов за услуги, размер вреда определяется исходя из номинальной стоимости, указанной на аналогичном документе.

    При недостаче или хищении квитанций, выдаваемых нарушителю при взимании штрафа, размер вреда определяется исходя из максимального размера  штрафа, предусмотренного соответствующими статьями Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.

    При хищении или недостаче ценных бумаг подлежит возмещению вред, размер которого определяется на дату составления  акта проверки (ревизии) в соответствии с Положением об оценке стоимости акций и облигаций, утвержденным Комитетом по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь от 16.12.1997г.

    При отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с законодательством, размер вреда определяется как разница между стоимостью, определенной в соответствии с законодательством, и стоимостью, по которой имущество было реализовано.

    При завышении стоимости фактически оплаченных строительно – монтажных  и ремонтных работ вред определяется в размере выявленного завышения и процентов, начисленных на сумму выявленного завышения.

      Выявленные при инвентаризации  расхождения фактического наличия  активов   и обязательств с  данными бухгалтерского учета  регулируются в соответствии  со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

    Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете  по дебету учета этих активов и  кредиту счета 92 субсчету 1 «Внереализационные доходы» по оценке комиссии.

    Сумма недостачи, порчи активов в пределах установленных норм естественной убыли  списывается по распоряжению  руководителя организации в дебет  счетов учета  затрат на производство (20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию», другие) в корреспонденции с кредитом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Сумма недостач, включая недостачу денежных средств в кассе, а так же порча  активов сверх норм естественной убыли отражается в бухгалтерском  учете по кредиту счетов учета  этих активов и дебету счета  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической стоимости недостачи.

    При выявлении фактов хищений, злоупотребления, порчи основных средств составляются  бухгалтерские проводки:

    по  дебету счета 01 «Основные средства»  субсчету «Выбытие основных средств» и кредиту счета  01 «Основные  средства» субсчет «Собственные основные средства» - на сумму списания первоначальной (восстановительной) стоимости; по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» субсчету «Амортизация собственных основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства» субсчету «Выбытие основных средств» - на сумму списания начисленной амортизации; по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту 01 «Основные средства» субсчету «Выбытие основных средств» - на сумму  остаточной стоимости недостачи объекта основных средств.

    Для учета выбытия объектов нематериальных активов вследствие недостачи к  счету 04 «Нематериальные активы»  также открывается субсчет «Выбытие нематериальных активов» в дебет  этого субсчета переносится стоимость  выбывшего объекта нематериальных активов, а в кредит  -  сумма начисленной амортизации за весь период эксплуатации (с дебета счета 05 «Амортизация нематериальных активов»). Остаточная стоимость нематериальных активов списывается с кредита счета 04 «Нематериальные активы» субсчета «Выбытие нематериальных активов» в дебет  счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Производится  начисление налога на добавленную стоимость  на стоимость, недостающего имущество  по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту  счета 68 «Налог на добавленную стоимость».

    При выявлении конкретных виновников недостающие  или испорченные активы по стоимости, определенной комиссией, отражаются в  учете по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и  дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчету 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Информация о работе Инвентаризация и ее контрольное значение