Инвентаризация и ее контрольное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а так же активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом.

Содержание

Введение 3
1.Инвентаризация, ее виды и значение в
бухгалтерском учете, контроле и аудите 5
2.Организация и порядок проведения инвентаризации
2.1.Организация проведения инвентаризации 7
2.2.Общий порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств 9
2.3.Порядок проведения инвентаризации
внеоборотных активов 12
2.4.Порядок проведения инвентаризации
оборотных активов 14
2.5.Порядок проведения инвентаризации обязательств 18
2.6.Порядок проведения инвентаризации отдельных
видов активов и обязательств 20
3.Выявление и отражение в учете результатов
Инвентаризации 21
Заключение 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
 

                                                 Кафедра "Бухгалтерского учета и аудита"

 
 
 
 
 

Курсовая  работа

          по дисциплине «Теория бухгалтерского  учета»

      Тема  «Инвентаризация и ее контрольное  значение »

 
 
 
 
 
 

Руководитель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2008 

Содержание 

                                                                                                                      Стр. 

Введение                                                                                                           3

1.Инвентаризация, ее виды и значение в

 бухгалтерском  учете, контроле и аудите                                                      5

2.Организация  и порядок проведения инвентаризации

2.1.Организация  проведения инвентаризации                                              7

2.2.Общий  порядок проведения инвентаризации 

активов и обязательств                                                                                    9

2.3.Порядок  проведения инвентаризации 

внеоборотных активов                                                                                   12

2.4.Порядок  проведения инвентаризации 

оборотных активов                                                                                         14

2.5.Порядок проведения инвентаризации обязательств                             18

2.6.Порядок  проведения инвентаризации отдельных

 видов  активов и обязательств                                                                       20

3.Выявление  и отражение в учете результатов

Инвентаризации                                                                                              21

Заключение                                                                                                      27

Литература                                                                                                      29 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    С 01 января 2008г. проведение инвентаризации регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007г. №180.

    Инвентаризации  подлежат активы и обязательства  организации независимо от их местонахождения, а так же активы, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете за балансом.

    Инвентаризация  проводится обязательно: при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле  – продаже; при реорганизации  или ликвидации организации; перед  составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищений и (или) порче имущества; в случае возникновения непреодолимой силы, то есть  чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; а так же  по решению руководителя организации; по решению контролирующих органов; при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50% членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

    Перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности инвентаризация активов  и обязательств проводится не ранее 1 ноября  по основным средствам, нематериальным активам, незавершенному строительству, сырью, материалам, готовой продукции, товаров для реализации, незавершенного производства и полуфабрикатов, животных на выращивании и откорме, не ранее 1 декабря – по денежным средствам, обязательствам и другим активам.

    Периодичность и количество, сроки проведения инвентаризаций, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается руководителем организации.   В обязательном порядке не менее одного раза в год проводится инвентаризация основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации, животных на выращивании и откорме, денежных средств, обязательств и других активов, не менее двух раз в год – незавершенного производства и полуфабрикатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Инвентаризация, ее виды и значение в бухгалтерском учете,

контроле  и аудите 

    Инвентаризация  – это проверка фактического наличия  хозяйственных средств и сверка их с данными бухгалтерского учета.

    Инвентаризация  имущества предприятия проводится в целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности.

    Фактическое наличие материальных ценностей  устанавливается путем пересчета, обмера, взвешивания.

    При сверке данных инвентаризации с данными  бухгалтерского учета устанавливают  расхождения – недостачу или  излишки.

    Расхождения могут быть вызваны: естественной убылью; ошибочной записью в бухгалтерском учете;  потерей документа; неисправностью весового или измерительного оборудования; злоупотреблением материально ответственных лиц.

    Инвентаризация  служит важным средством контроля и борьбы за сохранность имущества предприятия.

    С помощью инвентаризации устанавливается:

    - фактическое наличие денежных  средств и материальных ценностей  по материально – ответственным  лицам;

    - наличие ненужного или неиспользуемого  предприятием имущества;

    - ошибки и злоупотребления;

    - недостатки в постановке учета;

    -случаи расхождения данных учета с фактическим наличием материальных ценностей.

    Инвентаризации  классифицируются по нескольким признакам.

      В зависимости от полноты охвата  средств предприятия инвентаризация делится на полную и частичную.

    Полная  инвентаризация охватывает все виды средств и расчетов. Такая инвентаризация проводится, как правило,  один раз  в год  перед составлением годовой  отчетности.

    Частичная  - это инвентаризация, охватывающая отдельные виды средств предприятия (основные средства, денежные средства в кассе, материалы и т.д.).  Частичная инвентаризация проводится при смене материально – ответственных лиц.

    По  характеру проведения инвентаризация подразделяется на плановую и внеплановую.

    Плановая  – это инвентаризация, проводимая в соответствии с планом работы ревизионной  комиссии предприятия и бухгалтерии  хозяйства.

    Внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится без предварительного плана (внезапно) по инициативе руководителя предприятия, по сигналам  работников о злоупотреблениях материально  ответственных лиц и т.д.

    Кроме этого различают инвентаризацию: сплошную; выборочную; повторную.

    Сплошная  инвентаризация проводится, когда у  конкретного материально ответственного лица проверяют все без исключения ценности.

    При выборочной инвентаризации подвергаются  проверке только отдельные  виды ценностей  у конкретного лица.

    Повторная инвентаризация проводится в том  случае, если возникли сомнения в качестве проведенной инвентаризации.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Организация  и порядок проведения  инвентаризации

2.1. Организация проведения  инвентаризации 

    Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия.

    В крупных организациях  для проведения инвентаризаций  создаются постоянно действующая  центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.

    В обязанности центральной комиссии входит: оказание методической помощи рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций; проведение контрольных  проверок результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями; рассмотрение материалов инвентаризаций, представленных рабочими комиссиями; подготовка предложений по регулированию результатов инвентаризации и представление на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризации.

    В состав центральной инвентаризационной комиссии включаются: руководитель организации  или его заместитель (или начальник  структурного подразделения) – председатель комиссии, главный бухгалтер или  его заместитель, начальники структурных подразделений (служб), работники организации.

    К обязанностям рабочих инвентаризационных комиссий относятся: осуществление  инвентаризаций активов и обязательств организации;  оформление результатов  инвентаризации необходимыми документами; получение от материально ответственных лиц объяснительных записок о причинах выявленных в результате инвентаризации излишков, недостач, порчи ценностей; принятие решения по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представление его с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

    Рабочие инвентаризационные комиссии создаются  в составе: представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию – председатель комиссии; специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и других.

    Инвентаризация  активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационной комиссии.

    Инвентаризационные  комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Общий порядок  проведения инвентаризации  активов и обязательств 

    Постоянно действующая центральная инвентаризационная  комиссия совместно с руководителями соответствующих служб и подразделений контролирует соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.

    Проверка  фактического наличия активов и  обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях  лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче.

    До  начала проверки  фактического наличия  активов приходные и расходные  документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию.

    Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «дата», что является основанием для определения остатков активов к началу  инвентаризации по учетным данным.

    Материально ответственные лица, а так же лица имеющие подотчетные суммы на приобретение активов или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации  все расходные и приходные документы на активы  сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

    Фактическое наличие  активов при  инвентаризации определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера.

Информация о работе Инвентаризация и ее контрольное значение