Инвентаризация и ее контрольное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а так же активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом.

Содержание

Введение 3
1.Инвентаризация, ее виды и значение в
бухгалтерском учете, контроле и аудите 5
2.Организация и порядок проведения инвентаризации
2.1.Организация проведения инвентаризации 7
2.2.Общий порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств 9
2.3.Порядок проведения инвентаризации
внеоборотных активов 12
2.4.Порядок проведения инвентаризации
оборотных активов 14
2.5.Порядок проведения инвентаризации обязательств 18
2.6.Порядок проведения инвентаризации отдельных
видов активов и обязательств 20
3.Выявление и отражение в учете результатов
Инвентаризации 21
Заключение 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    Сведения  о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записывается в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее, чем в двух экземплярах.

    На  активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете  за балансом, составляются отдельные инвентаризационные описи.

    Если  инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся эти активы, при уходе  инвентаризационной комиссии опечатываются.

    Инвентаризационные  описи заполняются с помощью  технических средств или от руки  чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

    На  каждой странице описи указывается  число порядковых номеров активов  и общих итогов фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т.д.) эти ценности показаны.

    Исправление ошибок (описок) производится во всех экземплярах  описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице ставится отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.

    Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица, которые принимали участие  в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. В описи  материально ответственные лица дают расписку подтверждающую  проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии  к членам комиссии каких – либо претензий и принятии перечисленного имущества на ответственное хранение.

    По  окончании инвентаризации могут  производится контрольные проверки с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных  лиц на складе, кладовой и т.п., где  проводились инвентаризации. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются Актом контрольной проверки правильности проведения инвентаризации (приложение 1) и регистрируются в Книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации  (приложение 2).

    По  окончании инвентаризации все материалы  по ней передаются на рассмотрение постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии или руководителю организации (при отсутствии центральной инвентаризационной комиссии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Порядок  проведения инвентаризации внеоборотных активов 

    До  начала инвентаризации внеоборотных активов  проверяется: наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  книг, описей и других регистров  аналитического учета; наличие и  состояние технических паспортов, документов на правообладание или другой технической документации; наличие документов на основные средства и нематериальные активы, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение.

    При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет Инвентаризационную опись основных средств (приложение №3). 

    При инвентаризации основных средств, находящихся  на ответственном хранении, аренде, оформляется Инвентаризационная опись  активов, принятых (сданных) на ответственное  хранение (приложение №4). Один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику, арендодателю.

    При инвентаризации нематериальных активов  проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на их использование, правильность отнесения объектов к нематериальным активам, правильность и своевременность принятия активов к бухгалтерскому учету. При инвентаризации оформляется Инвентаризационная опись нематериальных активов (приложение №5).

    При инвентаризации нематериальных активов, полученных во временное пользование, оформляются отдельные описи, которые  составляются по каждому правообладателю  с указанием срока пользования. Один экземпляр инвентаризационной описи полученных во временное пользование нематериальных активов высылается правообладателю.

    Основные  средства и нематериальные активы вносятся в описи по наименованиям в  соответствии с их основным назначением.

    Основные  средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места  нахождения организации, должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия или после проведения инвентаризации.

    Перед инвентаризацией доходных вложений в материальные ценности проверяется  наличие к ним документов (договоров, первичных учетных документов по приобретению, приемке и передаче в пользование, возврату, др.), подтверждающих суммы произведенных затрат, своевременность принятия возвращенных объектов в состав основных средств.

    В актах инвентаризации незавершенного капитального строительства указывается наименование объекта, объем выполненных работ по этому объекту, и заполняется Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства (приложение №6).

    Перед инвентаризацией  результатов научно – исследовательских и опытно - технологических работ проверяется реальность фактически произведенных расходов, выполненных работ по каждой теме, заданию, направлению и оформляется Акт незавершенных работ НИОКР (приложение №7). В ходе инвентаризации результатов научно – исследовательских и опытно - технологических работ, не оформленных в установленном порядке, устанавливается наличие поданной в соответствии с законодательством заявки (декларации и т.п.) на их правовую охрану, защиту и регистрацию.

    Инвентаризация  незаконченных ремонтов  зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов производится путем проверки состояния работ. На незаконченный ремонт составляется Акт инвентаризации незаконченных ремонтов (приложение №8). 
 
 
 

2.4.Порядок  проведения инвентаризации оборотных активов 

    Инвентаризация  оборотных активов проводится по порядку их расположения в помещении. Оборотные активы заносятся по каждому  отдельному наименованию с указанием  вида, группы, сорта, количества в Инвентаризационную опись оборотных активов (приложение №9).

    На  каждый внесенный  в опись оборотный  актив крепится Инвентаризационный ярлык (приложение №10).

    Комиссия  в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально  ответственных лиц проверяет  фактическое наличие оборотных  активов путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные об остатках  оборотных активов вносятся после проверки их фактического наличия.

    Оборотные активы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально  ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти оборотные активы заносятся  в отдельную опись под наименованием «Активы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

    При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации  в процессе инвентаризации активы  отпускаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти оборотные активы  заносятся в отдельную опись под наименованием «Активы, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается отметка за подписью инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии).

    На  счетах учета оборотных активов, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных  лиц (в пути, отгруженные, сданные  на хранение и т.д.), могут оставаться только суммы, подтвержденные документами: расчетными документами поставщиков или другими, их заменяющими, - по находящимся в пути; копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.) – по отгруженным товарам; по просроченным оплатой документам поставщиков – с обязательным подтверждением учреждением банка; сохранными расписками, переоформленными на дату  близкую к дате проведения инвентаризации, - по находящимся на складах сторонних организаций. Предварительно производится сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

    Материалы и товары, находящиеся в пути, заносятся в Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся  в пути (приложение №11).

    Товары, отгруженные и не оплаченные в  срок покупателями, заносятся в Акт  инвентаризации товаров отгруженных (приложение №12).

    Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное  хранение на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей  на ответственное хранение, заносятся  в Инвентаризационную опись активов, принятых(сданных) на ответственное хранение (приложение №4).

    Тара  заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая  ремонта и т.д.). На многооборотную тару, пришедшую в негодность, тару, подлежащую ремонту, составляются отдельные акты с указанием выявленных дефектов.

    Оборотные активы, находящиеся в эксплуатации, пользовании (специальная одежда, специальная  обувь, средства индивидуальной защиты, специальный инструмент и инвентарь и т.п.), инвентаризируются по их количеству, наименованию в местах их эксплуатации и хранения. Специальная одежда, столовое белье и принадлежности, отправленные в стирку или ремонт, записываются в инвентаризационную опись на основании ведомостей – накладных или квитанций организаций, осуществляющих соответствующие услуги.

    При инвентаризации поголовья основного  стада, молодняка животных на выращивании  и откорме, иных учетных групп животных и птиц описи составляются по каждой учетной группе    животных отдельно, по местам их содержания (фермам, цехам, отделениям, бригадам и т.д.).

    Инвентаризация  кассы проводится с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности в сроки, установленные руководителем юридического лица, но не реже одного раза в квартал.

    При инвентаризации денежных средств в  кассе, на счетах в банках, в пути документы или расписки в остаток  наличных денег не включаются. По итогам инвентаризации наличных денежных средств комиссия составляет  Акт инвентаризации наличных денежных средств (приложение №13). Остаток денежной наличности  в кассе проверяется с данными учета по кассовой книге. При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются причины их возникновения.

    При хранении ценных бумаг в кассе  организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией  денежных средств в кассе.

    Проверка  фактического наличия бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности производится по видам бланков с  учетом начальных и конечных номеров  тех или иных бланков, по  каждому  месту хранения, за которое отвечает материально ответственное лицо. Данные о наличии бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности вносятся в Инвентаризационную опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности (приложение №14).

    При инвентаризации финансовых вложений проверяется  наличие документов, подтверждающих затраты в депозиты, облигации, векселя, другие ценные  бумаги, инвестиции средств в акции и иные формы участия в хозяйственных обществах и товариществах и уставные фонды унитарных предприятий. В инвентаризационной описи финансовых вложений указываются: наименование организации, в которую осуществлены вложения; суммы вложений; срок, на который предоставлены средства; номера документов, подтверждающих предоставление займа и его возврат; суммы доходности по акциям, вкладам в уставные фонды.

    При инвентаризации расходов будущих периодов по документам устанавливается сумма, подлежащая отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах, своевременность и полнота отнесения расходов на издержки производства и обращения в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой, правильность списания затрат за счет созданных резервов.  При этом оформляется Акт инвентаризации расходов будущих периодов (приложение №15). 

Информация о работе Инвентаризация и ее контрольное значение