Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:56, курсовая работа
Банковские услуги через интернет являются одним из наиболее динамичных сегментов электронной коммерции во всем мире, который продолжает развиваться стремительными темпами с ростом числа пользователей Интернета.
Одновременно с увеличением аудитории растет и количество клиентов, осуществляющих банковские операции через Интернет, и их доля в общей массе индивидуальных клиентов банков. [1.с.23]
Банковское обслуживание через Интернет предоставляет возможность совершать все стандартные операции:
- осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, кварплата, теплоснабжение) ;
- оплачивать счета за связь ( сотовая связь, Интернет) и другие услуги ( спутниковое телевидение, обучение и др.) ;
- производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке ;
- переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через интернет-магазины ;
Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты Интернет-Банкинга
Услуга Интернет-банкинг 5
Создание Интернет-банкинга за рубежом 6
Российский Интернет-банкинг 8
Глава 2: Инновационные явления в банковской системе РФ
Тенденции Интернет-банкинга 12
Исследование рынка интернет-банкинга в России 13
Система «Телебанк» Банка «ВТБ 24» 18
Глава 3: Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы
3.1. Риски Интернет-банкинга: меры безопасности 21
3.2. Перспективы развития Интернет-банкинга 24
Заключение 26
Список литературы 27
В подавляющем большинстве случаев хищение денег организуется с несанкционированным использованием даже неизвлекаемых секретных ключей при онлайновых атаках (когда USB-токен установлен в рабочем компьютере). Наибольшее число проблем возникает, если бухгалтерский компьютер не только постоянно оснащен однажды установленным USB-токеном, но и системный блок не выключается на ночь, а только переводится в «спящий» режим, оставаясь подключенным к каналу доступа в Интернет.
Первые массовые инциденты атак в режиме онлайн на пользователей ДБО стали проявляться с начала 2010 г. Проникающие на компьютер вирусы выделяют период перерыва в работе системы ДБО (к примеру, обед у персонала, работа с внутренней документацией) и, после адаптации к установленному на компьютере жертвы клиентскому ПО и считывания основных параметров проведения подобных операций, начинают создавать свои платежки для отправки в банк.
Обычно это вирусы-трояны с функцией удаленного доступа к консоли ДБО. На компьютер пользователя сначала проникает загрузчик, который после «укоренения» на компьютере-жертве и детектирования компании-разработчика клиентского модуля ДБО загружает на машину дополнения для работы именно с этой версией системы. Поскольку они не выходят в «открытую» сеть Интернет, антивирусы часто их не отслеживают. Сами трояны такого типа – поделки конструкторов, которыми кишит Интернет. При этом конструкторы сделаны хорошо, добротно. А вот качество вредоносного ПО, которое они производят, очень зависит от квалификации пользователей и варьируется от уровня студенческих поделок до качественных экземпляров, пригодных для целевых атак. [3, c.43]
Еще одно из «изобретений» злоумышленников – перехват команд на запрос электронной цифровой подписи (ЭЦП) с USB-портов компьютера в сочетании с туннелированием трафика с хоста злоумышленника через компьютер клиента сразу до банковского сервера (чтобы IP-адрес отправителя был клиентский). Таким образом, во время сеанса работы с ДБО клиент фактически использует свой компьютер «за компанию» с мошенником, который в удаленном режиме свободно работает с его системой ДБО. Соответственно, оператор бухгалтерского компьютера может просто не уследить за формированием «левых» платежей, которые формально подписаны его ЭЦП и уходят в банк в числе прочих.
Правда, для защиты клиентов от новых вирусных угроз банк тоже может улучшить свою систему безопасности. Например, можно настроить индивидуально по каждому юридическому лицу или ИЧП пороговую сумму для платежки, при превышении которой к стандартной ЭЦП потребуется дополнительное подтверждение по авторизованному каналу связи с использованием OTP-токенов или одноразовых паролей через SMS или, как вариант, голосом по определенному номеру мобильного телефона (причем подобный разговор должен записываться). [6, c.19]
Несмотря на многочисленные системы пассивной и активной безопасности, которые предлагаются пользователям ДБО в банках, для большинства из них существует как минимум несколько вариантов для обхода защитных механизмов. В основном атаке подвергается сам компьютер, который работает под управлением ОС, где банально определяются многочисленные «дырки» разработчиков. Ведь практически ни в одном банке клиенту не предлагается полноценное автоматизированное рабочее место (АРМ) кассира с «усеченным» функционалом ОС, стандартным и эффективным антивирусом, уже смонтированное на компьютер со вполне достаточной для проведения платежей, конфигурацией. Нет такого предложения в принципе даже для крупных заказчиков. В большинстве случаев речь идет только о комплекте ПО, который надо устанавливать «поверх» операционной системы, т. е. стандартный набор угроз уже учитывается как неизбежное зло.
Хорошим вариант для безопасности банковских платежей является использование отдельного мобильного ПК с легальной операционной системой и установленными обновлениями, который будет работать в ограниченном режиме – только для банковских платежей. Все дополнительное ПО, кроме Firewall и антивируса оттуда удалено, а физический доступ в нему ограничен: он извлекается из сейфа только на время работы. Идеальной ОС для такого решения будет все-таки Linux (в этой среде гораздо меньше вирусов) или Windows 7 (здесь больше встроенных систем безопасности). Кроме того, корпоративный Firewall (помимо личного) должен разрешать этому компьютеру выход исключительно на банковские точки доступа, в заранее прописанные и разрешенные системы электронного банкинга. Причем только в рабочее время – в любые выходные, вечером и ночью доступ в Сеть именно для этой машины полностью закрыт. [6, c. 26]
Не стоит и пренебрегать качественными системами безопасности – к примеру, стоит использовать две ЭЦП под более или менее значимой по сумме платежкой. В такой схеме первая ЭЦП принадлежит директору (или специальному финансовому контролеру), вторая – главному бухгалтеру. Желательно, чтобы эти люди еще и не сидели рядом в одном помещении. Причем секретные ключи этих ЭЦП должны быть жестко привязаны к разным смарт-картам или USB-токенам, которые не могут работать на одном компьютере – только на строго ограниченном числе рабочих станций (в идеале каждый на своем ПК). Вообще, качественные системы ДБО позволяют поддерживать несколько комбинаций применения двух и более ЭЦП: от оператора, который готовит документы и просто подтверждает валидность их координат, до директора и главного бухгалтера со своими замами, которые могут подписывать документы с определенными порогами перечислений.
Как уже говорилось, для отправки более или менее крупных сумм желательно установить механизм оперативного информирования через SMS. Причем информация должна быть обо всех стадиях прохода особенных или крупных платежей. Создана платежка, подписана, отправлена в банк – все это должно отражаться с помощью текстовых сообщений без возможности их отключения. В этом случае – как с пластиковыми карточками – появляется шанс оперативно среагировать на кражу.
Если стандартных мер безопасности не хватает, а ставки слишком высоки, имеет смысл использовать более продвинутые и, разумеется, дорогостоящие системы защиты. Казалось бы, все проблемы можно решить установкой механической или сенсорной кнопки, которая подтверждала бы транзакцию на токене или смарт-карте. Но это не решает проблему сути подписываемого документа – ведь вирус всегда может подсунуть нужную именно ему платежку. Идеальный вариант – «картридер» с небольшим экраном и своим доверенным управляющим ПО на борту. На входе он получает платежку, которую можно просмотреть на экране немедленно. И именно ее он и подписывает. Само устройство может чем-то напоминать смартфон и подключаться к USB-порту компьютера. [6, c. 58]
3.2. Перспективы развития Интернет-банкинга
Перспектива интернет-банкинга связана с развитием розничного обслуживания, которое традиционно является слабым местом отечественных банков. По мере расширения использования Интернета и увеличения финансовой активности населения интернет-обслуживание перейдет из разряда эксклюзивной услуги в категорию стандартной, как это было чуть раньше с пластиковыми картами. Только в Москве потенциальная клиентура интернет-банкинга оценивается сейчас в 300-400 тысяч человек, а в течение ближайших пяти лет может увеличиться до одного-двух миллионов. В силу географической протяженности России интернет-банкинг имеет хорошие перспективы и в регионах, поскольку жителям глубинки представится возможность оперировать счетами в московских банках со всеми вытекающими преимуществами. Разумеется, многое будет зависеть от развития региональных телекоммуникаций и продвижения Интернета по России.
Есть и серьезные факторы, мешающие внедрению интернет-банкинга: широкое распространение различных «черных» и «серых» схем расчетов наличными, когда «светить» деньги в банках нежелательно, невысокие пока доходы значительной части населения (ведь чтобы распоряжаться деньгами – нужно их иметь), отсутствие во многих небольших торговых точках возможности заплатить банковской картой, а также – иногда весьма странные требования сотрудников ЖКХ. Да и привычка просто «подержать в руках» свою зарплату никак не желает уходить в прошлое! [2, c. 74]
Тем не менее, потенциал развития интернет-банкинга в России огромен. Этому способствует и все больший охват регионов страны высокоскоростным доступом в интернет (который толкает пользователей к более активному использованию сети, в том числе – и различных предоставляемых ею услуг), и развитием интернет-торговли.
Да и банки в последнее время активно подталкивают своих клиентов к использованию систем интернет-банкинга, в том числе – и льготными тарифами.
В ближайшие год-два мы увидим на рынке дистанционных банковских услуг немало новых и привлекательных предложений.
Заключение
Интернет-банкинг из дополнительной дистанционной услуги по обслуживанию постепенно становится чем-то большим и превращается в концепцию взаимодействия с клиентом, в стратегию развития банковской сети, которая в будущем сможет реально конкурировать по привлекательности с открытием мини-офисов в регионах. В числе факторов, сдерживающих внедрение технологии, можно назвать отсутствие традиций у самих банкиров, и неготовность населения подхватить, освоить и поверить в новые виды сервиса. Интернет-банкинг как дистанционная услуга может стать особенно выигрышной для России с ее огромными просторами.
Средством, облегчающим запуск проектов Интернет-банкинга , во многих случаях становится аутсорсинг, позволяющий внедрить в практику новые технологии быстро и с минимальными вложениями. Однако и здесь дают себя знать привычные фобии. Так, на аутсоринг сегодня в России легко отдают поддержку аналитических приложений, кадровых систем и даже модулей CRM. Однако важнейшие приложения банки стремятся держать под полным контролем. Сделают ли исключение для систем Интернет-банкинга Покажет будущее. [10]
Плюсы и минусы западных систем Интернет-Банкинга по сравнению с российскими аналогами:
Достоинства:
- Более высокая производительность
и глубокая интеграция модулей
- Внедрение западной системы повышает
инвестиционную привлекательность банка
Недостатки:
- Высокая стоимость и отсутствие массовых
внедрений в России
- Наличие проблем, связанных с локализацией
систем и учетом особенностей российского
законодательства
- Как правило, удаленный контакт с разработчиком
системы
Список литературы
1. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: Питер, 2010.
2. Банковские операции: учебное
пособие под ред. О.И.
3. Деньги кредит банки: Учебное пособие под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2011.
4.Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ. 2010
5. Журнал «Банковские услуги» ,2011.
6. Журнал «Банковские технологии» ,2011.
7. Китник Ю. Россия уже вступила в эпоху электронного банкинга //Банковское дело в Москве. №8. 2011
8. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика. 2010
9. Пагутин З. Новости кредитно-финансового сектора. "Банковское кредитование", 2010.
10. Разумов И. Интернет-банкинг: рейтинг слуг в России. 2011 г.
11. http://www.banklist.ru/ – Сервисный аналитический центр для российских коммерческих банков.
12. http://www.vtb24.ru – официальный сайт банка ВТБ 24.
13. http://www.bankir.ru/
Информация о работе Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы