Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:36, реферат
Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой
бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего
рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов
поставщика и пользователя информации.
Характеристики международных стандартов аудита
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание
практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них
имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.
Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой
бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего
рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов
поставщика и пользователя информации.
За более чем столетнюю историю аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений и требований,
следование, которым способствует повышению качества и надежности аудита. В экономической литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской практики1:
• первый период связан с принятием сначала в Англии в
1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;
• второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по на-
чалу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в
самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили
центром формирования трансатлантических аудиторских
фирм;
• третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов
собственников, наемных управляющих и наемного персонала;
в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент
переносится на применении статистических выборок, оценку
эффективности внутреннего контроля и систем управления;
• четвертый этап длится до 1940 г., для него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение
в практику аудита метода тестирования, целью которого было
обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита; в этот же период усиливается влияние
Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее
участникам было соблюдение обязательности аудита;
• пятый период — с 1940 г. и по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки
унифицированных требований к качеству аудита, порядку его
осуществления и профессиональной этике.
С целью реализации этих требований мировым сообществом
выработаны определенные правила и положения — международные
стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту
в разных
странах и в различных
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой
единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой цели:
• развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма
ниже общемирового;
• по мере возможности унифицикации подходов к аудиту в международном масштабе.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок
признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:
• во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового
учета (выработка общепризнанных требований и принципов
учета приводит к единообразию отчетности, что открывает
возможность применения общих подходов к аудиту);
• во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма в сфере аудита и консалтинговых услуг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и
ассоциациям);
• в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения ≪некачественного аудита≫, поскольку, руководствуясь
ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур. В последствии работу
аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.
Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества
аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет
проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.
Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами:
• операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому
нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;
• пользователи финансовой информации обычно не имеют
доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать
профессиональных аудиторов для работы, которую они не в
состоянии выполнить самостоятельно;
• последствия решений, принимаемых пользователями, могут
быть так значительны для них, что достоверность и полнота
информации, получаемая через аудиторов, им жизненно не-
обходима.
Пользователи финансовой информации (как юридические, так
и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует
табл. 1.1.
Партнерские
группы и взаимоотношения с организацией |
Требования (интересы,
компенсации) к организации |
Объект анализа
финансовой
информации |
Администрация,
управляющие |
Оплата труда, привилегии | Вся информация,
необходимая
для эффективного управления деятельностью организации |
Персонал, служащие | Заработная плата, социальные условия | Финансовые результаты деятельности организации |
Поставщики, покупатели, заказчики | Договорная
цена, оплата
поставок, получение продукции, работ, услуг в полном объеме |
Финансовое
положение, платежеспособность, финансовые
результаты |
Кредиторы, заимодавцы | Возврат кредитов, займов, получение процентов | Финансовое положение, ликвидность баланса |
Собственники,
участники |
Доходы, дивиденды | Финансовое положение, финансовые результаты |
Государственные
органы |
Налоги, сборы
и прочие
платежи |
Финансовые
результаты и их
слагаемые |
Как элемент рыночных отношений аудит отвечает потребностям
участников рынка (действие закона спроса и предложения). И по
мере налаживания и развития рыночных отношений, интернационализации бизнеса, появления крупных компаний и холдингов, расширения сфер их деятельности и экономических связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной
этим процессам международной системы аудита. В современном
мире, где происходят интеграционные процессы, охватывающие все
сферы экономической и социальной жизни общества, роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается.
Следовательно, на развитие международных стандартов аудита
влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам раз-
вития следует отнести:
• развитие и углубление мирохозяйственных связей, создание
транснациональных компаний, что приводит к унификации
принципов учета и отчетности;
• динамичное развитие фондового рынка, мри этом фондовые
биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная
организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке;
• аудит, который относится к сфере услуг, традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что
приводит к созданию мультинациональных компаний в этой
области и появлению профессиональных международных организаций.
Внутренние факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций:
• процесс концентрации капитала в сфере аудита и консалтинга, где более 90% этого рынка принадлежит 10—12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо
разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и
консалтинга, а также единых стандартов качества;
• создание, развитие и работа различных международных организаций в области учета и аудита, среди которых следует выделить такие, как Международная федерация бухгалтеров
(МФБ); Комитет по международной аудиторской практике
Информация о работе Характеристики международных стандартов аудита