Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит - это одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 62.26 Кб (Скачать)

*http://info.minfin.ru/gos_zaymi.php

Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Внешний долг- суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, т. е. общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:

-правительством  страны и субъектами федерации

-кредитно-финансовыми  организациями

-напрямую  крупными предприятиями

-у  кредитно-финансовых организаций  других стран

Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством  выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Осуществление антикризисных  мер и дефицит бюджета, вероятно, будут способствовать заметному  увеличению объема внутреннего и  внешнего долга РФ в среднесрочном  плане. 
В результате могут возрасти абсолютные и относительные показатели расходов по обслуживанию государственного долга. При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего долга, что в перспективе может увеличить нагрузку на бюджет РФ.

 

 

Динамика объема и структуры государственного внешнего и внутреннего долга (млрд,руб)*

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011года

На 1 января 2012года

На 1 января 2013 года

проект

На 1 января 2014 года

проект

Государственный долг Российской Федерации,

млрд. рублей

3 233,1

5 316,7

6 844,7

8 976,8

11 170,3

% к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

в том числе:

         

Государственный внутренний

долг, млрд. руб.

2 094,7

3 726,7

5 148,4

6 976,4

8 826,3

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

Государственный внешний

долг, млрд. руб.

1 138,4

1 590,0

1 696,3

2 000,4

2 344,0

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8




 

Анализ  динамики показывает, что государственный  долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга  произойдет в основном за счет роста  государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению  с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.Высокий уровень внутреннего долга в 2010-2012 гг вызван дефицитом бюджета, бюджетными расходами, необходимостью размещения облигаций. Высокий уровень внешнего долга в 2010-2012 гг вызван ограниченностью ресурсов внутренних рынков.

* http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/

 

2.2 Внутренние и внешние государственные гарантии

 

 Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность.

В государственной или муниципальной  гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной  или муниципальной гарантией  обязательство гаранта перед  третьим лицом ограничивается уплатой  суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство  получателя гарантии, имеет право  потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной  или муниципальной гарантии, в  полном объеме в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством  Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний  долг Российской Федерации, могут предусматривать  солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных  гарантий подлежит отражению в составе  расходов бюджетов как предоставление кредитов.

 

Государственные гарантии предоставляются  соответствующим органом исполнительной власти. Муниципальные гарантии предоставляются  уполномоченным органом местного самоуправления. В случае предоставления государственной  или муниципальной гарантии соответствующий  финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. Представительный орган может поручить контрольному органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии.

Внешние государственные  гарантии (гарантии в иностранной  валюте) не получили в РФ большого распространения. Такие гарантии предусмотрены и  представлены гарантиями для оказания поддержки экспорта промышленной продукции. Появление таких гарантий объясняется  тем, что Россия последовала примеру  ряда промышленных государств, которые  для стимулирования экспорта продукции  национальных компаний взяли на себя риски, связанные с ее реализацией  отдельным иностранным государствам.

 

 

2.3 Займы субъектов РФ

  Как и Российская Федерация, субъекты РФ могут вступать в кредитные отношения в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов. В количественном отношении преобладает заемная деятельность.

Согласно  БК РФ (ст. 90) **государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует государственный  долг субъекта РФ. Долговые обязательства  субъекта РФ могут существовать в  форме (ст. 99 БК)**:

• кредитных соглашений и договоров;

• государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

• договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени субъекта РФ, о пролонгации  и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет.

 

Бюджетный кодекс РФ ввел следующие  ограничения.

1. Предельный объем государственного  долга субъекта Федерации не  должен превышать (точно так  же как и муниципального долга)  объем доходов соответствующего  бюджета без учета финансовой  помощи из бюджетов других  уровней бюджетной системы (ст. 107)**.

2. Предельный объем расходов  на обслуживание долга субъекта  РФ не должен превышать 15% объема  расходов его бюджета (аналогичные  ограничения установлены и для  муниципалитетов) (ст. 111)**.

Если при исполнении бюджета  субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга (ст. 111 БК)** и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс (ст. 112) **допускает применение следующих мер:

• назначение проверки исполнения бюджета субъекта РФ;

• передача исполнения бюджета  субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;

• принятие других мер, предусмотренных  бюджетным законодательством.

Наряду с субъектами РФ размещают займы и муниципалитеты. В частности, в Московской области  в обращении находятся займы  Клинского, Ногинского и Одинцовского районов. Находятся в обращении займы Ангарска, Барнаула, Волгограда, Казани, Красноярска, Нижнего Новгорода и других городов.

 

 

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации  и долга муниципальных образований  
на  01.09.2012 в млн. руб*

 

Субъект РФ

Объем гос долга субъектов РФ(внутренний и внешний)

Объем долга муниципальных  образований,входящих в состав РФ

Центральный федеральный  округ

456 469 367,7

46 240 443,3

Северо-Западный федеральный округ

96 929 674,9

17 252 455,9

Южный федеральный  округ

87 403 602,0

23 002 401,4

Северо-Кавказский федеральный округ

28 346 004,5

3 441 874,0

Приволжский федеральный  округ

288 039 552,1

63 878 028,7

Уральский федеральный  округ

39 700 907,5

11 130 956,3

Сибирский федеральный  округ

86 041 510,7

30 019 776,9

Дальневосточный федеральный округ

42 367 790,7

12 496 366,1

ИТОГО

1 125 298 410,1

207 462 302,7




 

 

Анализируя долговую нагрузку регионов, нельзя не отметить, что одной  из значимых компонент госдолга являются относительно дешевые бюджетные  кредиты Минфина, выдаваемые по льготной ставке. В то же время в 2012 году объем  бюджетных кредитов Минфина будет  уменьшен.      Федеральным бюджетом на 2012 год предусмотрено, что объем бюджетных кредитов не превысит 105 млрд руб. сроком на 3 года на частичное покрытие дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений, а также на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.

Ставка кредитов для частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия кассовых разрывов и финансирования программ поддержки дошкольных учреждений составит ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий  стихийных бедствий и техногенных  катастроф – 0 процентов.

 В дальнейшем, в соответствии  с Основными направлениями государственной  долговой политики Российской  Федерации на 2012-2014 гг., объем бюджетных  кредитов предлагается практически  свести на нет – к 2014 году  – до 20 млрд руб. С 2012 года не планируется предоставление бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

 

 

 

 

 

 

 

* http://info.minfin.ru/debt_subj.php?type=193&mq_id=95

3.Долговая политика РФ на современном этапе

 

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на

обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем

привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения

доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы

мониторинга внешних заимствований  корпоративного сектора, созданию

механизма оперативного влияния  на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

 

 

Основные факторы, определяющие характер и направления

долговой политики Российской Федерации на 2012-2013гг.

 

1.Макроэкономические условия  реализации долговой политики , а именно ускорение темпов роста национальной экономики ,постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.

2.Низкий уровень государственного  долга, который в 2012 году составил 

15,7 % и в 2013 году планируется  достигнуть -17,4%.

3.Дефецит федерального  бюджета ,который составил в 2012 году – 3,1% и в 2013 году планируется составить -2,9%. В проекте  ФЗ  «О федеральном бюджете на 2012-2013 годов»  предусматривается использование средств фондов для  покрытия  дефицита  бюджета  в ограниченном  объеме  -284,4 млрд  руб , при этом 70-80% дефицит бюджета будет финансироваться за счет государственных заимствований.

4.Государственные гарантии  Российской Федерации - как главное  условие

привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере

Информация о работе Государственный кредит