Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:59, курсовая работа
Государственный кредит - это одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.
За
счет позаимствованных средств государство
может финансировать текущие
или капитальные расходы. Для
сохранения платежеспособности государства
краткосрочные займы могут
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30 - 50 лет и более. В этом случае их строительство не должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким
образом, положительное воздействие
распределительной функции
Налоги
являются основным, но не единственным
источником финансирования расходов,
связанных с обслуживанием и
погашением государственного долга. Источники
финансирования этих расходов зависят
от направления использования
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита финансируется развитие производства, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже
государственных ценных бумаг или
выдача кредитов под их залог, проводимые
Центральным банком, являются важным
инструментом регулирования ликвидности
коммерческих банков. В России подобные
операции получили распространение
после августовского кризиса
рынка межбанковских кредитов в
1995 г. Кредиты под залог высоко
ликвидных государственных
Выступая на финансовом рынке
в качестве заемщика, государство
увеличивает спрос на заемные
средства и тем самым способствует
росту цены кредита. Чем выше спрос
государства, тем выше при прочих
равных условиях уровень ссудного процента,
тем более дорогим кредит становится
для предпринимателей. Дороговизна
заемных средств вынуждает
До определенных пределов
этот процесс не оказывает существенного
негативного влияния на производство.
В том случае, если в стране достаточно
свободных капиталов, негативное воздействие
будет равняться нулю до их полного
поглощения. Только после этого активность
государства на финансовом рынке
выразится в росте ссудного процента,
а отвлечение значительной доли денежных
накоплений для непроизводительного
использования существенно
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса
предполагает, что государство берет
на себя погашение задолженности
банкам по кредитам, предоставленным
мелким предпринимателям в случае их
банкротства. В большинстве промышленно
развитых стран функционируют
Большую роль в стимулировании
развития производства и занятости
играют кредиты, предоставляемые за
счет региональных бюджетов. С их помощью
обеспечивается ускоренное развитие определенных
районов или необходимых
Контрольная функция. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории. Во-первых, она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
1.3 Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом — это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ. Непосредственно осуществляют эту деятельность Минфин России и ЦБ РФ. В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшее значение имеет обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.
Способы регулирования долга:
• рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
• конверсия — изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);
• консолидация — изменения срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;
• унификация займов — объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов;
• отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;
• аннулирование государственного долга — полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;
• реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
Анализ состояния государственного кредита
2.РФ как заемщик, кредитор и гарант
Наибольшее
развитие во всем мире получила деятельность
государства в качестве заемщика.
Объемы операций в качестве кредитора,
т.е. когда государство
Бюджетный кодекс РФ определяет
государственную или
Согласно БК РФ (ст. 116)** общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства.
Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего дола РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США.
Включение сумм предоставленных гарантий в объем государственного долга вполне оправданно, хотя выдача гарантии сразу и не ведет к осуществлению конкретных расходов бюджета, но предполагает такие расходы в будущем.
2.1 Внутренние и внешние займы РФ, их характеристики и динамика
Программа государственных заимствований на 2010-2014 гг, тыс руб*
2012 год |
2013год |
2014 год | |
ВСЕГО |
709 762 253,6 |
1 186 142 324,2 |
1 093 512 629,9 |
Анализ данной ситуации показывает, что использование внутренних заимствований связано с целью обеспечения сбалансированности федерального бюджета, развития национального рынка государственных ценных бумаг, активного использования инструмента выдачи государственных гарантий РФ. С прогнозированием дефицита бюджета возникает необходимость государства в дополнительной поддержке кредитования ,инвестиций, экспорта промышленной продукции.
Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.
*http://info.minfin.ru/gos_
Государственные
внешние заимствования
(млн. долларов США)
2012 год |
2013 год |
2014 год | |
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
5 608,40 |
5 618,80 |
5 712,50 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц |
-1 004,20 |
-730,40 |
-700,80 |
Всего |
4 604,20 |
4 888,40 |
5 011,70 |
В
соответствии с Основными направлениями
долговой политики Российской Федерации
на 2011-2013 годы, одобренными Правительством
Российской Федерации 23 сентября 2010 года,
государственная политика в области
государственного долга Российской
Федерации будет направлена на обеспечение
безусловного исполнения бюджетных
обязательств, развитие эффективного
рынка государственных ценных бумаг
и минимизацию стоимости
Всего за 2011-2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.