Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения своих функций государство должно иметь соответствующую финансовую базу. С этой целью в каждой стране создается сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов для финансирования государственных программ, содержание законодательной власти, органов управления и других мероприятий. Поэтому бюджет является основой для нормального функционирования государственных систем.

Переходный период к рыночным отношениям, в котором оказалась Республика Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расхо-дов, принципах организации ее бюджета, который включает элементы командно-административной и рыночной систем одновременно. Эта противоречивость является причиной высокого процента дефицита бюджета и другим нарушениям. Поэтому проводимая государством бюджетно-налоговая политика должна основываться на глубоком анализе общего состояния экономики страны, соответствовать реальному положению, учитывать перспективное развитие. Бюджетная политика определяется также расстановкой политических сил, фазой экономического цикла, переживаемой страной, проводимой в данное время государством экономической и финансовой политикой.

Содержание

Введение ………………………………………………...... 3- 4

1.Государственный бюджет: сущность, значение, история

развития ……………………………………………………….5-10

2.Бюджетно-налоговая политика и ее виды …………….….11-

2.1. Дискреционная фискальная политика .…………….15

2.2. Недискреционная фискальная политика …………..18

3. Бюджет и бюджетно-налоговая политика в РБ ………..21

4. Заключение ………………….……………………………27

Список используемой литературы ……….……………..33

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет и его место в финансовой системе государства. Государственный бюджет в Республике Беларусь и его влияние.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

    1.Автоматическое  изменение налоговых поступлений:  федеральная система налогов  прогрессивно зависит от личных доходов и доходов корпораций. Как только доходы начнут уменьшаться, налоговые поступления правительства также начнут уменьшаться. Т.о. наша современная налоговая система до некоторой степени обладает «автоматической гибкостью».

    2.Пособие  по безработице и прочие социальные  выплаты. После того, как человек  потерял работу, он начинает получать  пособие. Если он возвращается  на работу, выплата пособия прекращается. Налоги, за счет которых финансируется пособие по безработице, резко возвращают, когда занятость высока, и наоборот. Другие типы пособий по характеру своего стабилизирующего действия  относятся к автоматическим антициклическим действиям. 

    3.Программы  помощи сельскому хозяйству.

    4.Сбережения корпораций и личные сбережения. Поскольку семья стремиться поддерживать свой жизненный уровень и медленно приспосабливаться к повышению своего дохода, они также способствуют стабилизации. [9, с.316].

       Встроенными стабилизаторами являются  также изменение реального национального  дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента. [6, с.186].

       Встроенная стабильность не полностью  компенсирует перепады деловой  активности, а снижает их отрицательные  последствия примерно на 30%. Встроенная  стабильность возможна лишь при  развитых налоговой системе и системе национальной защиты. Иначе она разрушается, и усиливаются негативные последствия экономических кризисов. [8, с.195].

       Главное достоинство недискреционной  фискальной политики в том,  что ее инструменты включаются  немедленно при малейшем изменении экономических условий. Благодаря действию встроенных стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими.

         

     
     
     
     
     
     
     
     

       3.Бюджет и бюджетно-налоговая политика

      в Республике Беларусь.

       Переходный период к рыночным  отношениям, в котором оказалась  экономика РБ, существенно отражается  на содержании, структуре доходов  и расходов бюджета. Через консолидированный  бюджет суверенной республики  перераспределяется значительная часть национального дохода (более 50%). Характерным является его быстрый абсолютный и относительный рост, особенно расходов, что вызвано инфляционными процессами и  расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Беларуси. [10, с.97].

       Доходная часть бюджета РБ, как  и в странах с развитой рыночной  экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

       В структуре расходов по сравнению  с прошлым периодом происходит  усиление социальной направленности  бюджетных ресурсов. Прямые расходы  на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.

       Происходит некоторое снижение  удельного веса расходов на  народное хозяйство в связи  с расширением самостоятельности объектов хозяйствования, самофинансирования их затрат. Бюджет РБ остался источником финансирования капитальных объектов только общегосударственных, инвестиционных и природоохранных программ. Помощь отдельным предприятиям, хозяйствам для выравнивания экономических условий развития осуществляется в виде субвенций, льготных кредитов и др. однако остались еще атрибуты плановой экономики, когда убыточным предприятиям выдаются дотации, возмещается разница в ценах на некоторые товары первой необходимости. За счет либерализации цен на все товары, упорядочения тарифов на услуги эти расходы имеют устойчивую тенденцию к сокращению.

       Для бюджетов переходного периода  характерным стало резервирование  части финансовых ресурсов в  специальных фондах (резерв Президента, министра финансов, стабилизации экономики и др.), позволяющих финансировать непредвиденные расходы в экономике и иметь социальную напряженность в обществе. Одновременно растут расходы на непроизводительные цели: управление, армию, правоохранительные органы, содержание дипломатических учреждений, взносы по квотам для проведения совместных мероприятий в мировом сообществе и т.п. На эти цели расходуется ежегодно более 1/5 всех бюджетных ассигнований. [2, с.173].

       Расходы бюджета растут быстрее,  чем доходы, в результате увеличивается  дефицит бюджета, оказывающий негативное последствие на сбалансирование экономики РБ. Не случайно правительством принимаются меры к сокращению бюджетного дефицита посредством расширения потенциальной базы укрепления доходной части бюджета и разумного уменьшения расходов, управления бюджетным дефицитом в течение финансового года.

       В переходном периоде происходят  существенные изменения в бюджетном  устройстве Беларуси за счет  усиления самостоятельности всех  органов власти в формировании  и исполнении своих бюджетов, расширения их имущественных и финансовых прав.

       Главное место в бюджетном  устройстве занимает бюджетная  система, представляющая собой  основанную на экономических  отношениях и правовых нормах  совокупность бюджетов отдельных  административно-территориальных   образований каждого государства. Бюджетная система РБ включает:

    • республиканский бюджет;
    • бюджет г. Минска;
    • местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые).

         Наша бюджетная система основывается  на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Единство бюджетной системы направлено на  обеспечение  единой   финансовой политики и

         базируется, прежде всего, на общей экономической и политической основе    суверенного государства Республики Беларусь. [3, с.50].

       Для определения единой бюджетной  политики государства, отдельных  регионов, выявления определенных  тенденций в развитии доходов,  расходов государства самостоятельные  бюджеты нижестоящего уровня  включаются в статистический сводный бюджет регионов – консолидированный бюджет.

       Решающая часть консолидированного  бюджета РБ сосредоточена в  республиканском бюджете. Именно  он обеспечивает финансирование  мероприятий, имеющих общегосударственное  значение.

       Бюджет должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, учитывать результаты глубокого анализа. [2, с.175].

       Государственные планы на каждый очередной год практически никогда не становятся объектом анализа. Это связано с тем, что проекты этих документов до окончательного утверждения главой страны недоступны для большинства независимых аналитиков, а во-вторых, республиканский бюджет у нас является только формально законом, а реально он может корректироваться в течение года как угодно, и, наконец, его разработчики не несут никакой ответственности перед законодателями за качество. [1, с.17].

       Но с другой стороны разработчики бюджета не могут нести никакой ответственности по причине весьма слабого общего макроэкономического прогноза и совершенно нереалистичных планов денежно-кредитной политики.

       Рассмотрим проект бюджета РБ  на 2000г. с точки зрения изначальной  реальности статей.  Предельный  дефицит  составлял  102,8 млрд.  деноминируемых

    рублей. Источником покрытия указывалось внутреннее финансирование в сумме 131,7 млрд. рублей, которые предлагалось сформировать следующим образом: -76 млрд. руб. –  прямые кредиты Национального банка; 61,8 млрд. руб. – за счет разницы между погашаемыми и размещаемыми ГКО преимущественно через коммерческие банки, и 28,8 млрд. руб. направить на погашение внешней задолженности перед международными финансовыми организациями. Не трудно заметить, что основными источниками покрытия дефицита республиканского бюджета 2000г. были запланированы прямые кредиты НБ и привлечение средств  коммерческих банков через ГКО. И если относительно реалистичности прямых кредитов НБ быть не может, т.к. банк с правом эмиссии может выдать сколько угодно денег, то со средствами коммерческих банков ситуация выглядит не столь оптимистично. Проанализировав проект по определенным счетам банков за 2000 и 2001г.г. и показатель кредитования банками правительства, можно заметить, что в не банки финансируют дефицит бюджета, а, напротив, правительство кредитует банки, спасая их от кризиса ликвидности после выполнения банками государственных программ в реальном секторе экономики. [12, с.23].

       Если провести анализ проекта  бюджета за 2003г., то можно сделать вывод, что бюджетная политика нашего государства за прошлый год принципиальных глобальных изменений по сравнению с 2000-2001г. не претерпела, хотя и имеет свои особенности.

       Основной статьей доходной части  остаются налоги (в большинстве – кос-венные), из расходной части выделяются своей значительностью суммы расходов на содержание правительственных и финансовых с налоговыми органами.

       Явно просматривается многосторонняя  помощь государства аграрному  сектору экономики. В частности, традиционный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия теперь будет заботиться и об аграрной науке. Тем более, что отчисления в него увеличились с 1 до 1,5 процента.[11, с.3]. 

    Пропущено о налогах.

       Проанализировав основные изменения в бюджете – 2003, можно отметить, что:

    • бюджетно-налоговая политика РБ имеет социальную направленность, т.е. ее цель – защита малообеспеченных слоев населения, представление их интересов;
    • стимулирование работы малого и среднего бизнеса (через систему льгот), особенно в тех сферах, которые не могут принести высокий доход;
    • усиленное внимание и поддержка аграрного сектора;
    • усложнение системы бухгалтерского учета;
    • укрепление финансовой базы местных органов управления для поддержания их самостоятельности в решении текущих экономических задач.

      

      

      

      

     

     

        

      

     

       

     

        
     
     

      

      

        

              

Заключение.

   Бюджетная политика является  частью финансовой политики государства.  Она выражается в системе мероприятий, проводимых государством по линии бюджетных доходов и расходов.

   В области расходов она охватывает  политику темпов роста, установление  приоритетов, степень обеспечения  финансирования отдельных экономических,  социальных и др. программ. В области доходов бюджетная политика выражается в определении темпов их роста, соотношении между отдельными видами доходов.

Информация о работе Государственный бюджет