Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения своих функций государство должно иметь соответствующую финансовую базу. С этой целью в каждой стране создается сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов для финансирования государственных программ, содержание законодательной власти, органов управления и других мероприятий. Поэтому бюджет является основой для нормального функционирования государственных систем.

Переходный период к рыночным отношениям, в котором оказалась Республика Беларусь, существенно отражается на содержании, структуре доходов и расхо-дов, принципах организации ее бюджета, который включает элементы командно-административной и рыночной систем одновременно. Эта противоречивость является причиной высокого процента дефицита бюджета и другим нарушениям. Поэтому проводимая государством бюджетно-налоговая политика должна основываться на глубоком анализе общего состояния экономики страны, соответствовать реальному положению, учитывать перспективное развитие. Бюджетная политика определяется также расстановкой политических сил, фазой экономического цикла, переживаемой страной, проводимой в данное время государством экономической и финансовой политикой.

Содержание

Введение ………………………………………………...... 3- 4

1.Государственный бюджет: сущность, значение, история

развития ……………………………………………………….5-10

2.Бюджетно-налоговая политика и ее виды …………….….11-

2.1. Дискреционная фискальная политика .…………….15

2.2. Недискреционная фискальная политика …………..18

3. Бюджет и бюджетно-налоговая политика в РБ ………..21

4. Заключение ………………….……………………………27

Список используемой литературы ……….……………..33

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет и его место в финансовой системе государства. Государственный бюджет в Республике Беларусь и его влияние.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

       В бюджетах стран с переходной  экономикой можно выделить следующие  основные группы расходов: затраты на социальные мероприятия, услуги (социальные пособия, пенсии и др.); расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовжения, субсидии сельскому хозяйству и т.д.); затраты на содержание государственных органов власти и управление, правоохранительных органов; расходы на национальную оборону; затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности; расходы на обслуживание государственного долга; займы иностранным государствам и т.д. Каждая группа расходов в свою очередь состоит из конкретных видов затрат. [5, с.240].

       Доходы государственного бюджета  традиционно классифицируются по  ис-точникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, НДС и т.д.). На практике еще используется юридическая и финансо-вая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, ис-пользуется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги, штрафы, а также – плату за услуги и добро-вольные взносы. Вторая – делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

      Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам. Основ-

    ным источником финансовых ресурсов государства  являются налоги. В                            центральном бюджете они составляют от 80 до 90% всех доходов. В местных  бюджетах на их долю приходится до 50% всех поступлений.

       Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны.

       Важным источником доходов государственного  бюджета являются внутренние  и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета. [4, с.114].

       Расходы бюджета растут быстрее,  чем доходы, в результате чего  увеличивается дефицит бюджета,  оказывающий негативное последствие  на сбалансирование экономики. [2, с.279].

       Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Дефицит регулируется правительством расширением потенциальной базы доходов и уменьшением расходов. [4, с.122].

                          Обратимся к истории развития бюджета.

       Эпоха феодализма не знала  единого финансового документа, объединявшего расходы и доходы государства. Для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход. При этом одни виды расходов, например, строительство двора, были временными, другие (содержание королевского двора) – постоянными. Расходы и закрепленные за ними доходы оформлялись в виде отдельных смет. Нередко расходы производились вообще без всякого отражения их в документах.

       Главы государства, как правило,  полновластно и бесконтрольно  распоряжались всеми государственными  средствами. Финансы государства  не были отделены от королевских. Однако порождавшаяся промышленная буржуазия, заинтересовалась в  получении финансовой поддержки со стороны государства для развития промышленности, а также в известном протекционизме   в области обложения налогами, активно выступала против неограниченных финансовых прав монархов. Борьба буржуазии в области финансов послужила исходной предпосылкой  возникновения и развития бюджета, бюджетного права буржуазии, представляющего совокупность норм и правил, относящихся к различным стадиям бюджетного процесса.

       В результате буржуазных революций  глава государства утратил право  бесконтрольно распоряжаться финансами. Его казна была отделена от государственной казны. Над государственными расходами, установлением налогов был введен контроль, стало практиковаться ежегодное утверждение бюджета. Первой на этот путь стала Великобритания, где развитие капитализма происходило глубже и быстрее.

       Выдвинутые буржуазией в период  ее борьбы за власть принципы  построения бюджета были прогрессивными, они сохранились до нашего  времени: принцип полноты, реальности, гласности.

       С победой капиталистического  способа производства, получением буржуазией всей полноты власти эти принципы, по существу, потеряли значение. Буржуазия перестала быть  заинтересована в их соблюдении. Они стали мешать крупному капитализму в использовании бюджета в интересах монополии.

       Отход от принципов полноты и единства бюджета выразился в появлении, помимо государственного бюджета и бюджета административно-территориальных единиц, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов, смет или бюджетов самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений. [2, с.47].

       Таким образом, шло становление  государственного бюджета как  экономи-ческого явления. Усовершенствовалась его форма, материальное содержание, шло становление общественного становления бюджета. В течение многих лет формы и методы изъятия средств в бюджет и их дальнейшее распределение подвергались различным изменениям в зависимости от проводимого пра-вительством курса поддержания регулирования и дальнейшего развития эко-номики страны.           
     

                2.Бюджетно-налоговая политика

                                  и ее виды.

   Современное государство активно  участвует в регулировании экономической  жизни, что составляет суть  его экономической политики. Государство, экономика которого основана на рыночных принципах, имеет в своем распоряжении достаточно ограниченный набор средств и методов ее регулирования. Если отбросить возможность прямого директивного вмешательства в экономику, государство использует инструменты либо фискальной, либо кредитно-денежной политики.

   Фискальная политика предусматривает  использование возможностей правительства  взимать налоги и расходовать  средства государственного бюджета  для регулирования уровней деловой  активности в решении различных  социальных задач.

   Фискальную политику проводят законодательные органы власти, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств. Основными рычагами фискальной политики являются налоговые ставки и правительственные расходы. Таким образом, фискальная политика представляет собой совокупность всех мероприятий по регулированию доходов и расходов государства для достижения стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.

   Государственные расходы представляют  собой закупку государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты  гражданам без предоставления со    стороны последних каких-либо товаров и услуг.

   По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют собой основные доходы государственного бюджета, а государственные закупки и трансферты – его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как налогово-бюджетную политику. Т.о. многие экономисты не разделяют бюджетно-налоговую и фискальную политику.

   Слово «фискальный» латинского происхождения и означает казенный. В Рос-сии в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. [7, с.243].

   Т.о. фискальная политика –  это особый вид стабилизационной политики государства, заключающийся в манипулировании государственным бюджетом в целом, государственными расходами и налогами в целях изменения реального объема производства, занятости, контроля над инфляцией, стимулирования экономического роста. [8, с.193].

   Среди многочисленных задач фискальной  политики основными являются:

    а) устойчивый рост национального  дохода;

    б) умеренные темпы инфляции;

    в) полная занятость;

    г) сглаживание циклических колебаний.  [5, с.107].

  Необходимо выделить 2 компонента фискальной политики:

  1. это правительственные расходы на закупку товаров и услуг, с помощью которых можно увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым воздействовать на объем национального производства;
  2. государственные расходы, направленные на регулирование устойчивого функционирования рыночной экономики; такие расходы способствуют увеличению либо сокращению объема внутреннего производства в периоды его спада или подъема.

       Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику. 

            2.1.Дискреционная фискальная политика.

       Фискальная политика государства  может быть стимулирующей либо  сдерживающей рост объема производства. Стимулирующая фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов на поддержание экономики (закупок и государственных инвестиций), уменьшение налогового бремени путем снижения налоговых ставок или отмены некоторых налогов. Такая политика неизбежно приводит к дефициту государственного бюджета. Дефицит госбюджета, в свою очередь, порождает рост государственных долгов, эмиссию денег и, следовательно, инфляцию.

       Сдерживающая фискальная политика, направленная на ограничение, умень-

    шение объема производства, предполагает уменьшение государственных расходов и увеличение налоговых ставок, ввод новых налогов. Результат сдерживающей фискальной политики – ликвидация избытка госбюджета и снижение объема производства. Проведение данной политики в условиях спада производства приводит к еще более высокому спаду, однако снижает инфляцию и государственный долг.

       Существует возможность воздействовать  на объем производства без  изменения сумм налогов и государственных  расходов. Такая политика не порождает дефицит (или излишек) госбюджета, в чем ее немалое достоинство. Бездефицитная фискальная политика заключается в перераспределении налоговых ставок, льгот, субсидий и т.д. Очевидно, что у менее состоятельных слоев населения склонность к потреблению выше, неудовлетворенных потребностей больше, чем у более состоятельных. Поэтому изменение налогов в пользу малообеспеченных слоев населения стимулирует увеличение спроса, рост объема производства. [8, с.194].

       На практике реализовать дискреционную фискальную политику непросто, так как параллельно действует множество факторов, оказывающих на нее заметное влияние. В связи с этим выработка фискальной политики для правительственных органов является чрезвычайно сложной задачей.

       Т.о., характеризуя, в общем, дискреционную фискальную политику, можно отметить, что данный вид основывается на жестком вмешательстве государства в экономику.

       Основные элементы:

  • изменение программ общественных работ;
  • изменение ставок налогов;
  • дополнительные расходы на социальные нужды: пособие по безработице, пенсии и т.д. [7, с.257]. 

      

                    

                    2.2.Недискреционная фискальная политика.

       Автоматическая фискальная политика  основана на действии встроенных  стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. [6, 186].

       Современная фискальная система  включает в себя ряд важных  элементов автоматической стабилизации:

Информация о работе Государственный бюджет