Годовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности.

В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:

-определить сущность годовой отчетности;

-изучить организационные мероприятия по составлению годовой бухгалтерской отчетности;

- описать нормативно-правовые документы, которые регулируют составление годовой бухгалтерской отчетности;

- раскрыть значение международных стандартов финансовой отчетности;

Работа содержит 1 файл

все.docx

— 74.08 Кб (Скачать)

     В частности, недостача имущества  относится на виновных лиц или  списывается с баланса за счет организации, излишки приходуются  по данным бухгалтерского учета.[15]

     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14/02/2008 №19 (ред. от 11.12.2008) «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь».[14]

     Источниками информации для проведения анализа  финансового состояния организации  являются:

     бухгалтерский баланс (форма 1),

     отчет о прибылях и убытках (форма 2),

     отчет об изменении капитала (форма 3),

     отчет о движении денежных средств (форма 4),

     приложение  к бухгалтерскому балансу (форма 5)

     отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6), заполненные в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»[14]

     Начиная с 2008 г. субъекты хозяйствования формируют показатели отчетности на основании постановления Минфина РБ от 14.02.2008 № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»;[14]

     Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 29 июня 2005 г. N 83 «Об утверждении инструкции о порядке внесения исправлений  в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок». Инструкция о  порядке внесения исправлений в  бухгалтерский учет в случае обнаружения  ошибок (далее - Инструкция) устанавливает  единую методику внесения исправлений  в учетные записи организаций (кроме  организаций, финансируемых из бюджета, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) в случае обнаружения ошибок и искажений.[ 21]

     Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 25 августа 2003 г. N 121 об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету « События после отчетной даты»

     Событием  после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который  оказал или может оказать влияние  на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, которые имели место  и были выявлены в период между  отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

     Искажения и ошибки, допущенные в отчетном периоде, не являются событиями после  отчетной даты.[ 22]

     Внесены изменения в Инструкцию по применению Типового плана счетов учета в  части отражения в бухгалтерском  учете отдельных хозяйственных  операций: по распределению конечного  финансового результата ежемесячно, ежеквартально (ранее - ежегодно); по реструктуризации кредиторской задолженности и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕРЕД СОСТАВЛЕНИЕМ ГОДОВОГО ОТЧЕТА И ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 
 

     Международные стандарты финансовой отчетности разработаны  с учетом потребностей развитой рыночной экономики и их простой перенос  в экономическую жизнь Беларуси не приведет к положительным результатам. Необходима такая структура и  содержание финансовой отчетности, которые  бы, основываясь на международных  стандартах, учитывали национальные особенности экономики нашей  страны, нормативно-правовой методологии, методики и организации бухгалтерского учета.[6,с.25-29]

     Улучшение и обобщение опыта развитых стран  с рыночной экономикой, а также  стран СНГ в контексте международных  стандартов учета и отчетности позволяет  определить ряд проблем, возникающих  при подготовке и представлении  отчетной информации. Такие разногласия  имеют место в ряде стран в  связи с различиями в правилах бухгалтерского учета, отражающими  несовпадение правовых систем, роли рынков капитала, роли правительства, традиции и культур и влияния, прочих факторов.

     Во-первых, имеются различия в целях представления  отчетности и ее назначении. Несмотря на то, что в концепции бухгалтерского учета Республики Беларусь декларируется  позиция, в соответствии с которой  отчетность должна отвечать интересам  ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей, для принятия решений, главным недостатком отчетности Республики Беларусь является ее ориентированность, прежде всего на государственные  органы. В связи с этим содержание и структура финансовых отчетов  жестко регламентирована, а система  бухгалтерского учета, как правило, совпадает с системой налогового учета.

     Во-вторых, периодичность представления отчетности также различается. Требование ежеквартального  представления финансовой (бухгалтерской) отчетности в Республике Беларусь не вполне адекватно специфике деятельности сельскохозяйственных организаций, поскольку  оценка сельскохозяйственной продукции  в течение года производится по планово-прогнозной стоимости, что не позволяет получить достоверной информации о финансовых результатах сельскохозяйственных организаций.

     В-третьих, финансовая (бухгалтерская) отчетность Республики Беларусь, отличается наличием агрегированных статей, низким уровнем  раскрытия информации, что не позволяет  получить полного представления  об имущественном и финансовом положении  организации и правильно оценить  ее финансовую устойчивость.

     В-четвертых, имеются отличия в учетной  практике, отражении фактов хозяйственной  деятельности. Это, в первую очередь, связано с частичным охватом  национальными стандартами учета  Республики Беларусь хозяйственных  процессов. В соответствии с национальной системой учета операции чаще всего  учитывают строго в соответствии с их юридической формой и не отражают экономическую их сущность. Кроме  того, допустимые методы оценки активов  и пассивов в национальной учетной  практике не всегда соответствуют принятым международным стандартам, что также  искажает учетные и отчетные данные, снижает их информативность, приводит к двоякому толкованию одних и  тех же статей финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций Республики Беларусь. В-пятых, различается состав финансовых отчетов, подлежащих обязательному  представлению организациями (приложение 2).

     Наиболее  значимым отличием является отсутствие в составе обязательных финансовых отчетов организаций Республики Беларусь аудиторского заключения о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. В Республике Беларусь аудиторское заключение должно представляться в составе пояснительной записки  к годовой консолидированной отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством.

     Полезность  информации, формируемой в системе  бухгалтерского учета, реализуется  посредством представления полных и достоверных данных о деятельности хозяйствующих субъектов в финансовых отчетах.

     Принцип полезности учетной и отчетной информации закреплен в письме МФ РФ от 23 декабря 1997 г. № 16-00-16-267 «Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности в странах-членах СНГ» (п. 2), а также в национальном законодательстве (приложение 4).

     Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) или применением  их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и  отчетности

     Признание принципов МСФО в национальном учете  и отчетности осуществляется посредством  принятия ряда законодательных актов. Так, с 2002 года МСФО придан статус нормативного документа Европейского Союза, в  который в настоящий момент входят 27 государств Европы. В соответствии с Постановлением Комиссии ЕС № 1606/2002 от 19 июля 2002 г. группы организаций, входящие в юрисдикцию государств — членов ЕС, акции которых свободно обращаются на открытом рынке, должны составлять свою консолидированную отчетность за финансовые годы, начинающиеся с 1 января 2005 г. или позднее, в соответствии с МСФО и должны соответствовать  критериям принятия, определенным в  статье 3 Постановления № 1606/2002.

     Государственной программой перехода на международные  стандарты бухгалтерского учета  в Республике Беларусь в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь также были приняты Международные стандарты  финансовой отчетности.

     Для приведения отечественной бухгалтерской  отчетности в формат, соответствующий  международным стандартам финансовой отчетности, Министерство финансов Республики Беларусь Приказом № 48 от 14.02.2008 г. Утвердило  специальные методические рекомендации, которые определяют перечень работ  по трансформации отечественной  бухгалтерской отчетности.

     Рекомендуется все работы по проведению трансформации национальной бухгалтерской отчетности в формат отчетности по правилам МСФО проводить в 4 этапа:

     -на  первом этапе проводиться анализ  учетной политики и состояния  бухгалтерского учета в организации.  Также производится сопоставление  отражения хозяйственных операций  в отечественной практике с  их отражением в соответствии  с требованиями МСФО;

     - на втором этапе определяется  валюта отчетности и определяется  структура отчетности в зависимости  от построения производственного  процесса;

     -третий  этап включает разработку таблиц  трансформации, в которых производятся  записи корректировок для отражения  требований МСФО;

     - на четвертом этапе рекомендуется  осуществлять составление финансовой  отчетности с учетом корректировочных  записей;[23]

     Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, учет международных требований и  стандартов финансовой отчетности не всегда соблюдается при формировании соответствующей национальной правовой базы. Поскольку система бухгалтерского учета и отчетности Республики Беларусь исторически имеет много схожего  с системами бухгалтерского учета  и отчетности, принятыми в странах  — членах СНГ, а также для них  характерны общие тенденции развития, проведем сравнительную характеристику содержания их нормативных актов, регулирующих порядок организации бухгалтерского учета, формирования и представления  финансовой отчетности, с позиции  закрепления в них принципов МСФО (приложение 3).

     Так, наиболее полно характеризуются  принципы представления информации в финансовых отчетах в Украине  и Республике Молдова. Законодательство Республики Казахстан дает лишь перечень принципов без разъяснения их содержания. Законодательство Республики Беларусь и России не содержит прямого  указания на принципы и качественные характеристики отчетной информации.

     В соответствии с международными Принципами подготовки и составления финансовой отчетности, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна быть основана 2 основных допущениях: использование  метода начисления (accrual basis) и допущение  непрерывности деятельности (going concern) организации. Реализация данных принципов  бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Республике Беларусь представлена в приложении 4.

     Анализируя  различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными принципами и белорусской  учетной практикой, можно сделать  вывод, что концептуальные основы отражения  учетной информации соблюдаются  в Республике Беларусь частично.

     Так следует отметить отсутствие четкого  определения принципов (допущений) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, что не согласуется с  содержанием других нормативных  актов Республики Беларусь (в частности, стандартов (правил) аудиторской деятельности), а также декларативность отдельных  принципов (допущений), т.е. неприменимость их на практике. Во-первых, это относится  к принципу непрерывности деятельности организации, который не раскрыт  ни в Законе «О бухгалтерском учете  и отчетности», ни в Инструкции о  порядке заполнения и представления  бухгалтерской отчетности № 19 от 14.02.2008 г. [14]Не раскрытая информация относительно намерения организации прекратить свою деятельность может ввести пользователей данной отчетности в заблуждение. Данная информация в соответствии с международными принципами учета является существенной и в законодательстве следует предусмотреть обязательное ее раскрытие в пояснительной записке к балансу организации. Во-вторых, нарушается принцип учета по методу начислений, поскольку отечественной практикой учета допускается признание выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере оплаты в зависимости от методов, принятых учетной политикой организации. Данный принцип не соблюдается и в отношении учета отдельных видов доходов и расходов (например, при начислении расходов (доходов) по процентам за использованные кредиты, начисленной суммы материального ущерба, подлежащего возмещению материально ответственным лицом в части разницы стоимости недостачи по учетным ценам и стоимости, удерживаемой с виновного лица). Следовательно, в нарушение ст. 6 Закона допускается применение кассового метода отражения операций в бухгалтерском учете. Кроме того, в белорусской учетной практике присутствуют два допущения, не предусмотренные международными стандартами учета (последовательности применения учетной политики, имущественной обособленности организации).

Информация о работе Годовая отчетность