Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа
Актуальность темы определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения определенного круга занятий, особенно в старшем дошкольном возрасте. Также актуальность обусловлена необходимостью коррекции межличностных отношений детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.
Введение………………………………………………………………
3
1.
Проблемы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе…………………….……..
6
2.
История возникновения игры……………………………………….
13
3.
Значение игры для всестороннего развития дошкольника………..
16
4.
Характеристика сюжетно-ролевой игры……………………………
19
5.
Педагогические уловия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста………………
27
Заключение…………………………………………………………...
34
Список литературы…………
С возрастом усложняется сюжет и содержание ролевой игры, уходя от бытовых сценок и присоединяя к себе увиденное в кино или по телевизору, услышанное, прочитанное.
В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевых играх с развернутым сюжетом многие игровые действия выглядят как намеки на их выполнение. Так, к примеру, еда выполняется одним взмахом руки. Многие действия могут только обозначаться словесно. Наибольшее внимание уделяется игровым взаимоотношениям участников игры.
5. Педагогические условия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста
Руководство ролевой игрой необходимо для того, чтобы создать благоприятные условия для всестороннего развития психики ребенка. Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры:
Ознакомление детей с окружающей действительностью;
Обогащение игрового опыта;
Организация предметно-игровой среды;
Активизирующее общение воспитателя с детьми[1].
Дети своевременно должны получать впечатления, питающие игру, усваивать смысл действий людей, назначение предметов. В повседневной жизни и во время специально организованных занятий со взрослыми дети должны рассматривать, обследовать безопасные предметы обихода. При этом взрослому следует подчёркивать основные свойства предметов, показывать, как действовать с ними, кратко выделяя словами их назначение. Так у ребенка расширяется активный словарь и обогащается практический опыт.
В повседневных действиях, занятиях и экскурсиях методы расширения практического опыта могут быть разными: наблюдение в группе, на участке за простыми действиями взрослых и других детей в быту (взрослый кормит детей, укладывает спать, моет посуду; дети одеваются, кормят рыб); по возможности подключение детей к решению практических задач; посильное участие в трудовых действиях взрослого (уборка игрушек, сервировка). Также задачу расширения представлений о животных, людях, предметах и действиях решают занятия по развитию речи, окружающему миру, изобразительному искусству и т.д.
Таким образом, в процессе ознакомления с окружающим у детей накапливается и обобщается опыт практической деятельности, возникает потребность воспроизвести её в игре.
В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. В настоящее время дети лишены разновозрастного общения во дворах, поэтому взрослый принимает на себя сложную функцию – сформировать у ребенка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью.
Основные направления в развитии игрового опыта детей:
Усложнение содержания;
Усложнение игровых действий;
Взаимодействие с партнером;
Самостоятельность и творчество.
Перевод реального жизненного опыта в игровой условный план осуществляется в процессе особым образом организационного обучения, в котором дидактические задачи завуалированы игровой формой.
Большое значение обучающие игры приобретают в младшем дошкольном возрасте, когда у детей игровой опыт минимальный. По мере его обогащения на первый план выступают совместные игры воспитателя с детьми, в которых обучающая функция еще более скрыта. Таким образом, обогащение игрового опыта приводит к постепенному снижению значимости второго компонента, связанного с обогащением игрового опыта детей, и в результате он даже может утрачивать обязательность[7].
При проведении обучающих игр необходимо соблюдать ряд требований.
Воспитатель должен выступать в роли равноправного партнера, который вместе с детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры, уважает их мнение, но при этом взрослому принадлежит ведущая роль.
Чтобы обучающая игра была подлинной, детей надо вводить в игровую, мнимую, ситуацию, иначе это будет не игра, а занятие.
Во время обучающей игры воспитатель должен ставить детям игровые проблемные ситуации, которые они еще не в состоянии разрешить самостоятельно из-за отсутствия игрового опыта. Таким образом, ребенок в сотрудничестве сможет решать более сложные задачи. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребенка, он ему только помогает! Обучение должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным.
Предметно-игровая среда создается с помощью игрушек и предметов, отражающих различные стороны реальности: куклы и предметы домашней обстановки, различные машины, материал для построек, элементы костюмов, маски, предметы профессиональной направленности. Такая среда необходима детям, поскольку выполняет информативную функцию, несет информацию об окружающем мире и передает социальный опыт.
При оформлении предметно-игровой среды соблюдаются следующие условия:
- Оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающем мире, поэтому обязательно должна прослеживаться взаимосвязь с работой по ознакомлению с ним;
- Игровые уголки комплектуются различным игровым материалом с учетом уровня развития игры.
Знания об окружающем мире обогащаются постепенно, поэтому игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года до конца. Образные игрушки нужно постепенно вносить в соответствии с углублением знаний, какие-то можно на время убирать, а затем возвращать[8].
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в период становления, дети ещё только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
- в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
- развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
- развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
- развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих игровых задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны, как: спальня, столовая, кухня, ванная, магазин продуктов, «парикмахерская», зона конструирования, транспортные игрушки и двигатели, игрушки-животные, предметы-заместители (кубик-хлеб, маленький кирпичик–кусочек мыла и т.п.)[9].
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи воспитателя:
- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
- в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
- в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
- поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
- учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.
В средней группе задачи воспитателя:
- в совместных с детьми играми, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединять в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом
- учить детей готовить обстановку игр – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
- развивать умение использовать предметы-заместители.
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре «семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин обуви, одежды и др.[1]
Задачи воспитателя в старшей и подготовительной группе:
- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
- развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
- учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- развивать умение использовать предметы-заместители.
В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в пластиковые и картонные лотки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»).
Желательно, чтобы в группе было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала – чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей. Появляются также раннее неизвестные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство» и др. По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей[1].
Важно, чтобы дошкольники ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровой уголке. А от воспитателей требуется проявление творчества, чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового материала.
Общение воспитателя с детьми называется активизирующим, этим подчеркивается, что детей надо побуждать к проявлению инициативы в игре.
Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу ее совершенствования.
Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо развивать у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, обогащать способы игрового отображения действительности, побуждать дошкольников к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность в игре. Воспитатель ставит конкретные задачи руководства и, активизируя детей, решает их.
Итак, педагог должен сначала рассмотреть особенности развития игры, исходя из них, выделить задачи педагогического руководства, далее подобрать комплекс педагогических мероприятий, позволяющий успешно решить поставленные задачи.
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется.
С первого этапа возникновения игры нужно целенаправленно ее развивать. Важным условием для развития является своевременное решение воспитателем актуальных на данный момент задач педагогического руководства. Знание таких задач позволяет целенаправленно формировать игровую деятельность.
Воспитатель должен знать теоретические основы игры, возрастные характеристики игры, владеть методами формирования игровых умений сюжетно-ролевой игры.
Актуальность формирования игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности, ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, необходимостью коррекции межличностных отношений детей средствами игровой деятельности. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что становление и развитие личности значительно предопределяется развитием ребенка в дошкольные годы. В связи с этим особую актуальностью приобретают дальнейшая разработка путей, средств, форм и методов повышения уровня общего развития дошкольников и улучшения их к подготовке к школе.
Актуальность определяется еще и тем, что в настоящее время с появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, управлять которым взрослым не просто. С одной стороны, это имеет огромное позитивное значение, т.к. использование новых источников информации позволяет интенсивно расширить кругозор у детей. Но, с другой стороны, дети приучаются пассивно воспринимать информацию, творчески ее не перерабатывая. Поскольку игра, по мнению ученых, является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит их осмысление, присвоение.
Информация о работе Формирование игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста