Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа
Актуальность темы определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения определенного круга занятий, особенно в старшем дошкольном возрасте. Также актуальность обусловлена необходимостью коррекции межличностных отношений детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.
Введение………………………………………………………………
3
1.
Проблемы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе…………………….……..
6
2.
История возникновения игры……………………………………….
13
3.
Значение игры для всестороннего развития дошкольника………..
16
4.
Характеристика сюжетно-ролевой игры……………………………
19
5.
Педагогические уловия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста………………
27
Заключение…………………………………………………………...
34
Список литературы…………
Игровая деятельность, особенно сюжетно-ролевая игра, требует взаимодействия между как минимум двумя детьми, что способствует развитию коммуникативных навыков и речи детей. Дети учатся координировать свои действия, распределять роли, обсуждать течение игры. Игровые ситуации выступают эффективным средством привития культуры поведения, общения и правил взаимодействия.
Через игровую деятельность развиваются и другие виды деятельности: продуктивные виды деятельности первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя, ребенок создает и обыгрывает сюжет. Продуктивная деятельность отделяется от игровой и приобретает самостоятельное значение к старшему дошкольному возрасту. В ходе взаимодействия воспитателя и детей в игровую деятельность также встраивается и развивается учебно-познавательная деятельность. Дошкольник начинает учиться, играя, и воспринимая учебные действия как игру с определенными правилами. Выполнение правил готовит ребенка к овладению учебными действиями.
4. Характеристика сюжетно-ролевой игры
Согласно определению В. С. Мухиной отечественного психолога, сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними[4].
Сюжетно-ролевые игры являются самыми любимыми среди детей.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и. т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно сев в кресло – «ракетку», очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут недопустимы. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей роли выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает[2].
Творческие игры составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра — это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе.
Значительную часть творческих игр составляют ролевые, или сюжетные игры. Это игры в кого-либо или во что-либо. В ролевой игре дети изображают людей, животных, работу транспорта и т. д. Дети отличают игру от действительности, они сознают, например, что они не настоящие трактористы, что их трактор построен из стульев.
Доказательством тому служат слова «как будто бы», «только так», «в самом деле». Но хотя дети сознают, что игра — не настоящая жизнь, они по-настоящему переживают свою роль, искренне выражая свое отношение к жизни, свои мысли, чувства и движения души. Они относятся к игре, как к серьезному делу. И именно потому, что ролевая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в сознании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к людям и к жизненным явлениям.
Одной из разновидностей творческих игр являются игры-драматизации. Как указывает само название, в играх-драматизациях дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального представления и т. д. В них дети осваивают идею произведения, развитие действия, ход событий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они правдиво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспитательное значение.
Следующим видом творческих игр являются конструктивные игры. Эти игры направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспитывают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к трудовой деятельности взрослых.
В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и стремление научиться с ним обращаться. Материалом для конструктивных игр могут служить конструкторы различных видов и размеров, затем естественный материал, как, например, песок, глина, камень, шишки и т. д. Из этого материала дети строят различные вещи или по собственному замыслу, или по заданию воспитательницы.
Конструктивные игры имеют преимущественно творческий характер, однако важно, чтобы воспитательница облегчила детям переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.
Все виды творческих игр предоставляют широкое поле для детской фантазии, создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и речи. Выполнение определенной роли в коллективной игре ставит ребенка в сложные условия, требует часто значительного напряжения воли и умения находить средства для преодоления возникающих препятствий.
В структуру сюжетно-ролевой игры входят следующие компоненты:
Игровой замысел – общее определение будущей игры. Он формулируется предварительно в ходе обсуждения: «Во что будем играть?». Дети задают основную сюжетную линию и стержень игры, от которого стараются не отклоняться.
Содержание игры – отношения между людьми, воспроизводимые с помощью манипулирования предметами. В сюжете игры воспроизводятся любые ситуации из окружающей жизни. Сюжет и содержание очень разнообразны, они изменяются и развиваются с расширением кругозора ребенка и в зависимости от окружающих его условий. Дети черпают идеи для сюжетов своих игр из непосредственного жизненного опыта и наблюдений за жизнью взрослых, а также из литературы, телепередач, кино, услышанных историй. Также к ролевым играм могут быть отнесены игры-драматизации на основе сказок и рассказов. Отдельным подвидом также выделяются строительные игры, подразумевающие конструирование и тесную связь сюжета игры с созданной детьми постройкой[1].
Д.Б. Эльконин отмечает, что сюжетами для развернутой игры становятся только ситуации, заинтересовавшие детей и предлагающие им множество вариантов разнообразных взаимоотношений между персонажами[5]. Приводимые им примеры доказывают, что детей гораздо больше интересует и мотивирует на игру не предметная, а деятельностная сторона окружающей действительности: не поезда, шлагбаумы и обстановка железнодорожной станции, а работа машиниста, контролеров, механиков и т.д.[1]
Отмечается также, что, несмотря на вариативность и различия в сюжетах и содержании игр в зависимости от социокультурного окружения ребенка, имеются несколько центральных неизменных сюжетов, выходящих за рамки времени и пространства. К таким сюжетам относятся, к примеру, игра в семью и в войну, а также бессюжетные подвижные игры, связаны с бросанием предметов, погоней и т.д.
Художественные произведения, занятия по ознакомлению с окружающим миром, экскурсии и беседы оказывают влияние на возникновение и развертывание ролевой игры лишь в том случае, если знакомят детей с деятельностью взрослых, их поступками и отношениями.
По способу организации ролевые игры бывают групповые и индивидуальные.
Игровая роль, в зависимости от которой ребенок ведет себя тем или иным образом, является центральным компонентом сюжетно-ролевой игры. Принимая на себя роль мамы, доктора, космонавта, ребенок отождествляет себя с соответствующим персонажем, таким образом осуществляя свою связь с миром взрослых и постигая существующие в нем законы.
При выборе и выполнении роли ребенок выражает свои желания и предпочтения. Наиболее предпочитаемые роли всегда связаны с наиболее значимыми для ребенка людьми и их деятельностью. Поэтому большое значение имеет ознакомление детей с ролью различных людей и профессий в жизни общества и формирование правильного отношения к общественным явлениям.
Привлекательность роли для ребенка также зависит от ее насыщенности игровыми действиями и взаимодействиями с другими участниками игры.
Д. Б. Эльконин отмечает, что необходимым условием для принятия ребенком той или иной роли является перевоплощение. Дети обычно отказываются играть «самих себя». Играть роль своих товарищей могут только старшие дошкольники, способные выявить специфические черты друг друга[6].
Игровая роль выполняется при помощи игровых действий, отражающих реальное поведение изображаемых взрослых, а также с использованием предметов-заместителей. Отмечается, что преобладание предметной деятельности наблюдается у более младших дошкольников, старшие же больше внимания уделяют взаимоотношениям между персонажами игры.
В ходе игры дети следуют определенным правилам. Выполнение правил способствует развитию произвольного поведения ребенка и в то же время приносит ему радость и понимание своих действий и действий товарищей. Явное нарушение правил (мышка ловит кошек, пассажиры ведут автобус) вызывает бурный протест детей. Таким образом, в игре необходимость подчинения правилам отвечает собственной инициативе ребенка.
Реальные отношения между детьми также являются неотъемлемым компонентом сюжетно-ролевой игры. Данные отношения выражаются в разнообразных репликах и замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. Игра помогает корректировать взаимоотношения между дошкольниками, способствует укреплению дружбы и взаимопомощи.
Результаты игры являются условными, так как игровая деятельность не ведет к продуктивным изменениям в окружающей действительности. Важнейшим результатом игры становится изменение и развитие личности ребенка, обогащение представлений об окружающем мире, ознакомление со свойствами и функциями предметов, формирование положительных качеств личности.
Игровая деятельность начинает зарождаться в раннем младенчестве. В возрасте от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет ребенок совершает ознакомительные игры-манипуляции, обследуя доступные ему предметы и части собственного тела. Игрушки для детей раннего возраста направлены на привлечение внимания – яркими цветами, звуками, удобной для захватывания формой. В ходе такого манипулятивного оперирования вещами упражняется ряд существенных для дальнейшего развития процессов, и прежде всего сенсорно-двигательные координации. Из этой первичной манипулятивной активности возникают, дифференцируясь, различные другие виды деятельности.
В ходе своих манипуляций ребенок стремится также и к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых и предметных действий и живо откликаются на них эмоционально.
Затем взрослый задает ребенку образец действия с предметом или игрушкой, так зарождается предметно-игровая деятельность.
Далее развивается отобразительная игра, в ходе которой ребенок узнает специфические свойства предметов и учится их использовать в своих манипуляциях). Это создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. Отобразительная игра постепенно развивается в сюжетно-отобразительную, при которой, опираясь на действия взрослых, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Процесс овладения предметными действиями, т. е. действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Постепенно действия, усвоенные в совместной деятельности со взрослыми, становятся также шире, охватывая ряд различных сходных предметов.
Воспринимая сходства различных предметов, ребенок начинает использовать их для замещения. Один и тот же предмет в играх детей этого возраста заменяет самые несходные друг с другом предметы.
Манипулируя различными предметами и игрушками, ребенок создает зачатки игрового сюжета. Дальнейшее его развитие стоит в связи с возникновением и развитием роли, которую берет на себя ребенок, выполняя то или иное действие.
Итак, следующим этапом, приблизительно в 3 года, является развитие сюжетно-ролевой игры. Ребенок начинает воображать себя участником различных ситуаций и моделировать их с помощью доступных ему предметов и действий. Вначале ребенок стереотипно повторяет одни и те же разрозненные действия (купает куклу, катает ее в коляске, укачивает, снова купает и т.д.). Лишь к самому концу раннего детства начинают появляться игры, представляющие собой логически связанную цепочку действий.
Наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-четырехлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства.
Также развивается взаимодействие детей в процессе игры. Игра младших дошкольников представляет собой «игру рядом», и только к 4 годам обычно учатся взаимодействовать, договариваться о ролях и играть взаимосвязано.
В старшем дошкольном возрасте дети способны играть большими группами, игра может продолжаться 40-60 минут, а иногда и дольше. Обогащается содержание игры, вариативность взаимодействий, проявления творчества.
Коллективная игра требует развитых коммуникативных способностей и мобилизации физических и умственных сил. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже способны договариваться друг с другом и самостоятельно распределять роли, контролировать выполнение правил и обсуждать возникающие вопросы. Дети включаются в общую эмоционально насыщенную интересную для них деятельность.
Информация о работе Формирование игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста