Фирма в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы ставились задачи: рассмотреть фирму в системе рыночных отношений, привести основные классификации фирм, указать основные коммерческие организационно-правовые формы.
В первой главе рассказывается о понятии предпринимательства, фирмы, основных классификациях, приводятся задачи фирмы.
Во второй главе подробно изложены основные организационно-правовые формы фирм.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночных отношений. 4
1.1. Предпринимательство: понятие, субъекты, функции. 4
1.2. Фирма: сущность и задачи. 10
1.3. Классификация фирм (предприятий). 14
Глава 2. Основные организационно-правовые формы фирмы. 20
2.1. Индивидуальный предприниматель. 20
2.2. Хозяйственные товарищества. 22
2.3. Хозяйственные общества. 28
2.4. Унитарные предприятия и производственные кооперативы. 44
Заключение. 48
Список использованной литературы. 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эконом.теория.DOC

— 339.00 Кб (Скачать)

Фирма в системе рыночных отношений

Содержание. 
 
 
 

 

Введение. 

     Фирмы являются важнейшей микроэкономической основой экономики. Поведение фирм, эффективность их работы существенно  влияют на состояние национальной экономики. Экономическое поведение характеризуется различными параметрами, включая процесс выработки, принятия решений о деятельности в рыночной среде и их реализацию.

     Фирмы и предпринимательство рассматриваются  как всеобъемлющая и необходимая  сфера деятельности экономически активной части населения.

     Современное рыночное хозяйство демонстрирует многообразие видов и организационных форм предпринимательства. Выбор конкретной фирмы, вида хозяйственной деятельности, его масштабов и т.п. зависит от конкретных предпринимателей. В условиях рыночной экономики предприниматель – ключевая фигура. Именно его деятельность выступает важнейшим фактором экономических успехов фирм.

     В курсовой работе изложены основные аспекты  функционирования фирм в рыночной экономике.

     При написании курсовой работы ставились  задачи: рассмотреть фирму в системе рыночных отношений, привести основные классификации фирм, указать основные коммерческие организационно-правовые формы.

     В первой главе рассказывается о понятии  предпринимательства, фирмы, основных классификациях, приводятся задачи фирмы.

     Во второй главе подробно изложены основные организационно-правовые формы фирм. 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Фирма как субъект рыночных отношений. 

1.1. Предпринимательство: понятие, субъекты, функции. 

     Предпринимательство является неотъемлемым атрибутом рыночного  хозяйства и представляет собой организацию и управление предприятием (фирмой). [6, стр. 102]

     Субъектами  предпринимательской деятельности в России могут быть: граждане РФ; граждане иностранных государств; объединение граждан (коллективные предприниматели).

     Предпринимательской деятельностью может заниматься и государство в лице соответствующих органов.

     Статус  предпринимателя приобретается  после государственной регистрации юридического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

     Объектом предпринимательства является эффективное использование ресурсов (в условиях их редкости) с целью получения прибыли.

     Права, обязанности, ответственность и  гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством. Законами Российской Федерации, например, гарантируются:

  • право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество;
  • равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;
  • равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовых форм;
  • защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
  • свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;
  • недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.

     Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию. [4, стр. 36]

     Юридическое лицо – организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по всем обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

     Юридическое лицо характеризуется следующими признаками:

  • имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;
  • самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;
  • организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

     Выделяют  три функции предпринимательства:

  • ресурсная – обеспечение предприятия факторами производства;
  • организационная – обеспечивает создание факторов производства и их комбинирование;
  • творческая – связана с организационно-хозяйственным новаторством.

     С понятием «предпринимательство» тесно  связано понятие «бизнес». Бизнес (дело, коммерческая деятельность) –  совершение коммерческих операций по производству обмену, реализации товаров и услуг, результатом которых может быть получение прибыли или несение убытков. Бизнес - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку бизнесом является совершение любых, в том числе разовых, коммерческих сделок в любой сфере деятельности. Здесь кроется основное различие этих понятий: если предпринимательство всегда «формализовано» и выступает в форме предпринимательских структур, то субъектами в бизнесе могут быть также и непредпринимательские организации и учреждения, совершающие коммерческие сделки эпизодически. [4, стр. 37]

     В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, предпринимательская деятельность, или бизнес невозможны без рисков. Однако и отсутствие риска, т.е. опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательства последствий его действий, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность. Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики. [4, стр. 38]

     Любое предприятие несет риски, связанные  с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель  отвечает за последствия принимаемых  управленческих решений. Фактор риска  заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и т.п.

     Риск  в предпринимательстве – это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты ли ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.

     Производственный  риск связан непосредственно с хозяйственной  деятельностью. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предпринимателем своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски при реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

     В производственной деятельности можно выделить следующие риски:

  • риск полной остановки производства из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;
  • риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;
  • риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;
  • риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
  • риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
  • риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
  • ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);
  • риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

     Финансовый  риск – это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной сфере, те. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

     В инвестиционной деятельности можно  выделить риск вложения денежных средств в ценные бумаги, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:

  • риск, связанный с техническими нововведениями;
  • риск, связанный с экономической или организационной стороной производств;
  • риск, определяемый «молодостью предприятия».

     Абсолютный  риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск – в долях единицы или в процентах. [7, стр. 81]

     Для снижения степени риска в предпринимательстве используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предыдущем выборе и результатах.

     Диверсификация  – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

     Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

     Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

     Резервирование  средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

     Распределение риска предполагает разделение риска между участками проекта.

     Любое управленческое решение принимается  в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта, приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Информация о работе Фирма в системе рыночных отношений