Финансовый учет материалов на складе и в бухгалтерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является бухгалтерский финансовый учет материалов на складе и в бухгалтерии.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию учета материалов на складе и в бухгалтерии на ООО «Деловой мир». В курсовой работе предполагается рассмотрение понятия материалов и их классификации, изучение синтетического и аналитического учета материалов, методов оценки материалов, а также методов учета их расхода. Кроме того предусматривается изучение организации учета материалов, их оценки и расхода в производстве на предприятии ООО «Деловой мир».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание материалов………………………………6
1.1. Экономическая сущность и классификация материалов………………......6
1.2. Теоретические основы оценки материалов в организациях…..…………..9
Глава 2. Действующая практика организации учета материалов на примере ООО «Деловой мир»………………..………………………………..………….12
2.1. Учет поступления и движения материалов на складе и в бухгалтерии....12
2.2. Инвентаризация материалов, порядок ее проведения, оформления и отражения результатов…………………………………………………………….20
2.3. Учет выбытия материалов………………………………………………….24
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации учета материалов…………………………………………………………………………….......30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.92 Кб (Скачать)

Оценка материалов, стоимость  которых при приобретении устанавливалась в иностранной валюте, рассчитывается в рублях с учетом пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету. [20, с. 320]

Фактическая себестоимость  материалов, изготовленных организацией, определяется самостоятельно как сумма  фактических затрат на производство продукции. Затраты на изготовление материалов формируются и учитываются в порядке, установленном для учета затрат и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции. Принятие к учету материалов, изготовленных организацией, отражается по дебету счетов 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», и кредиту счета 20 «Основное производство». [20, с.320]

Фактическая себестоимость  материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями организации. То есть стоимость материалов, по которой они будут приняты к бухгалтерскому учету, определяется согласно договору между учредителями, а не фактической ценой, по которой они были приобретены. В фактическую себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются также фактические затраты организации на доставку материалов и привидение их в состояние, пригодное для использования. [20, с. 321]

Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или  подлежащих передаче организацией. Стоимость этих активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные материалы. Транспортно – заготовительные расходы и фактические затраты по привидению в состояние, пригодное к использованию полученных по таким договорам материалов, включаются в их фактическую себестоимость.[20, с.321]

Фактическая себестоимость  материалов, полученных безвозмездно и остающихся после выбытия имущества организации, формируется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Рыночную стоимость указанных активов организация определяет на основе действующих цен на дату их принятия к бухгалтерскому учету. Данные о ценах, действующих на дату принятия к бухгалтерском учету активов, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. [20, с. 322]

Безвозмездно получить материалы  организация может лишь в двух случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. [1] В первом случае организация получает материалы по договору дарения. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне имущество в собственность. [1, ст. 572] Вторым случаем безвозмездного получения материалов является пожертвование. Пожертвованием признается дарение вещи в общеполезных целях [1, ст. 582]. Одним из условий пожертвования имущества юридическим лицам является использование этого имущества по определенному назначению. Материалы, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах в согласованной оценке по договору с их собственником.

Глава 2. Действующая практика организации учета материалов

2.1. Учет поступления материалов  на складе и в бухгалтерии

Организация «Деловой мир» является обществом с ограниченной ответственностью и действует на основании Устава. Основной целью деятельности организации является получение прибыли. В качестве основных видов деятельности организации заявлены следующие:

1) Строительство промышленных и жилых зданий и сооружений;

2) Ремонтно-монтажные работы;

3) Ремонт, реконструкция  и техническое обслуживание оборудования  пред-

приятий и коммунального хозяйства;

4) Производство строительных материалов;

5) Производство товаров народного потребления;

6) Осуществление торгово-закупочной деятельности;

7) Оказание консультационных, посреднических и автотранспортных услуг;

8) Внешнеэкономическая деятельность.

ООО «Деловой мир» использует автоматизированную систему ведения бухгалтерского учета – «1С: Предприятие 7.7».

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на организациях создаются специализированные  склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях предприятия могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада . Склады должны быть обеспечены исправными измерительными приборами  и мерной тарой . 

Поступление материалов от поставщиков производится на основании  договоров. В договоре определяются виды поставляемых материалов, коммерческие условия поставки (франко – завод – изготовитель, франко – станция – назначения и др.), сроки исполнения договора, порядок расчетов, особые условия поставки.

На материалы, поступающие  по договорам, организация должна получать от поставщика расчетные (платежные требования, счета – фактуры, накладные) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты). Эти документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, затем их передают в отдел закупок, работники которого должны:

- зарегистрировать документы  в журнале учета поступающих  грузов и книге покупок;

- проверить соответствие  данных этих документов договору  поставки по ассортименту, количеству, ценам, срокам поставки и др.;

- определить фактические  размеры ответственности в случае  нарушения условий договора.

Проверенные документы из отдела закупок передают в бухгалтерию  в бухгалтерию для оплаты расчетных  документов полностью или частично мотивированного отказа от оплаты.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы  и доверенность на получение материалов. Доверенность выдается бухгалтерией в одном экземпляре и под расписку в специальном журнале, который предварительно пронумеровывают и прошнуровывают. Доверенности выдаются только лицам, работающим в данной организации. Доверенность оформляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Выдаваемая доверенность должна быть полностью заполнена и содержать образец подписи лица, на имя которого она выписана. В доверенности обязательно указывают перечень материалов, подлежащих получению. Она выписывается бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования материалов, предполагаемых к получению, заверяется подписями главного бухгалтера и руководителя организации с наложением оттиска печати. Доверенность закрывается получением материалов (накладной) или, если товар не получен, возвращается в бухгалтерию.

Прием и оприходование  поступивших на склад материалов оформляется приходным ордером при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическим поступлением материалов. Составляется приходный ордер материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления материалов на склад. В случае несоответствия поступивших материалов по ассортименту, количеству и качеству данным сопроводительных документов поставщика, приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет акт о приемке материалов.

При доставке материалов транспортом  приемка поступающих материалов осуществляется по товарно-транспортной накладной (ТТН). ТТН составляется отправителем груза на имя грузополучателя с обязательным указанием наименования получателя груза; наименования груза; количества, веса перевозимого груза, способа определения веса; рода упаковки; способа погрузки и разгрузки.

Материалы хранятся на складах  под наблюдением материально  ответственных лиц, с которыми заключают договор о полной материальной ответственности при приему на работу. Аналитический учет материалов может вестись с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом.

С использованием оборотных  ведомостей материалы на складах  учитываются в карточках складского учета, открываемых на каждый отдельный вид материала. В карточках учитываются наименование материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учетная цена, балансовый счет. Эти карточки заполняются материальным бухгалтером и передаются на склад кладовщику под расписку в реестре. Кладовщик на основании первичных учетных документов заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Однако карточки аналитического учета могут не вестись, тогда все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц отдельно по приходу и расходу, которые переносятся в оборотную ведомость.

Аналитический учет в бухгалтерии  ведут по местам хранения в разрезе  видов материалов с отражением количества и стоимости по каждому виду. При  первом поступлении какого – либо материала кладовщик извещает материального бухгалтера. Бухгалтер открывает карточку, регистрирует ее в оборотной ведомости и под роспись в ней выдает кладовщику. Такой порядок ставит целью обеспечение сохранности карточек.

Постоянные записи о движении материалов на складах в карточках  складского учета производятся кладовщиком  на основании первичных документов по приходу и расходу материалов. После каждой записи по поступлению или выдаче материалов в карточке выводится остаток по материалу данного вида.

В установленные сроки  материальный бухгалтер проверяет  правильность проведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца кладовщик переносит данные об остатках на 1-е число из карточек в ведомость учета остатков материалов на складе без оборотов и расхода.

Материальный бухгалтер  ежемесячно составляет оборотные ведомости  отдельно по каждому складу. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в  которую переносятся итоги оборотных  ведомостей складов по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам в целом.

Порядок синтетического учета  поступления и движения материалов в организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету  «Учет материально – производственных запасов», Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов № 119 н.

Планом счетов предусмотрены 2 основных варианта учета материалов:

1. С использованием счета  10 «Материалы»

2. С использованием счетов 10»Материалы», 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Наличие двух вариантов учета  объясняется следующим. Фактическая  себестоимость заготовления материалов состоит из двух частей:

- стоимости материалов  согласно договору с поставщиком;

- затрат, непосредственно  связанных с приобретением материалов, т.е. транспортно-заготовительными  расходами.

Второй вариант удобен, если в деятельности организации  используются разнообразные материалы, цены на которые могут меняться в зависимости от того, у каких поставщиков они приобретаются, а также постоянно изменяется стоимость транспортных и других заготовительных расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов.

Бухгалтерские записи при  использовании счета 10 «Материалы»  следующие (см. таблица 1):

Таблица 1

Применение счета 10 «Материалы»

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1.

Отражена стоимость приобретенных материалов согласно расчетным документам

10 «Материалы»

60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

2.

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов

19/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками


 

Окончание табл. 1

1

2

3

4

3.

Предъявлены к вычету суммы НДС по принятым к учету материалам

68 «Расчеты по налогам  и сборам»

19/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»


 

При использовании второго  варианта учета оприходование материалов и их списание в течение отчетного  периода осуществляется в оценке, основанной на применении учетных цен, устанавливаемых организацией согласно учетной политике.

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в качестве учетных цен  на материалы предусмотрены:

- договорные цены (без  учета транспортно-заготовительных  расходов). В этом случае другие  расходы, входящие в фактическую  себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;

- фактическая себестоимость  материалов по данным предыдущего  месяца или отчетного периода. В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;

- планово-расчетные цены. Отклонения договорных цен от  планово-расчетных учитываются в  составе транспортно-заготовительных  расходов. Планово-расчетные цены  разрабатываются и утверждаются  организацией применительно к  уровню фактической себестоимости  соответствующих материалов;

Информация о работе Финансовый учет материалов на складе и в бухгалтерии